От Саламина до Мидуэя. История войны на море
От Саламина до Мидуэя. История войны на море
Вопросы М.Э. Морозову. Господа! Если вы имеете вопросы, касающиеся действий нашего флота и авиации в ВОВ , то можете задать их персонально Мирославу Эдуардовичу вот здесь

АвторСообщение
постоянный участник


Пост N: 534
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.07 17:57. Заголовок: Еще раз о "тяжелых" фрегатах


Поскольку тема тяжелых фрегатов интересует многих, стоит на ней еще раз остановиться.

Хотя все историки считают, что первыми их начали строить шведы, правда, с короткими 24-фунт пушками, (Фредерик аф Чапман в 1780-е гг., а вскоре после этого – и в России (ЧФ), но по времени первыми были построены такие ФР в Турции: список на апрель 1786 г. включает 2 таких ФР, имевших 30-24 или 28-фунт.; 2-18+12-15-фунт или 18-9 (44-50-пуш.), экипаж 500. Поскольку они уже были «использованы» на ¼ (25%), они должны были быть построены до 1782 г.
В 1790-е гг. французы построили 4 ФР с 24-фунт. пушками, хорошо известны ФР США 1812-15 гг. и выстроенные для противодействия им англ. 60-пуш. ФР, а также 74-пуш. ЛК, срезанные в 58-пуш. ФР.

В данном случае я хочу представить роль таких ФР в Royal Navy после 1815 г., когда у англ. появился целый подкласс таких кораблей.

Наспех построенные из смолистой и красной сосны в 1813 г. 50-пуш. ФР типа Forth и Leander были чрезвычайной мерой и очень плохого качества, уже в 1817 г. некоторые из них пошли на слом. 4 срезанных ЛК типа Saturn (28-32 длин.; 28-42 карр.+2-12 длин.) были эффективнее и долговечнее. Спущенные вскоре после войны 60-пушечные President (по образцу одноименного приза США) и ФР типа Southampton были построены более тщательно, но со своими 24-фунт. пушками ни в коей мере не могли считаться судами линейного флота (battlefleet units).

После 1815 г. Франция развивала идеи крейсерской войны на коммуникациях, с этой целью в 1817 г. был принят план иметь флот из 50 фрегатов, половину из них должны были составлять ФР с 18-фунт. пушками, другую половину - ФР с 24-фунт. Правда, 1-й из 24-фунт ФР – Jeanne d’Arc получился перегруженным (58 орудий) и неудачным.. Зато срезанный из Romulus’a 74 фрегат Guerriere 58 (28-36 длин., 2-18 длин.+28-36 карр.) имел великолепные мореходные качества (sea-going capabilities) – скорость, возможность использовать артиллерию в условиях непогоды, противостояние штормам, хорошую управляемость и остойчивость, умеренное кол-во размахов корабля в качку. Однако, последующие 3 таких же срез. ЛК оказались неудачными, так что не ясно, был ли Guerriere действительно так хорош: иные считали, что он (со своими корабельными мачтами) был не более быстроходен, чем ЛК. Но французы перешли к стр-ву класса 60-пуш. ФР. с 30-фунт. длинными пушками на гон-деке и увеличили размеры 50-52-пуш. ФР. с 24-фунт., которые затем были заменены на 30-фунт. короткие, когда был введен единый 30-фунт калибр для всех кораблей.

Австрийцы и голландцы, которым досталось несколько французских ЛК на стапелях в Венеции и Антверпене, срезали их в сильные ФР, которые требовали меньшие экипажи, чем ЛК, тем более, что с моряками в этих странах были проблемы. В России был срезан всего один ЛК – Александр Невский (1832), говорят, он получился удачным, но, как и остальные русские корабли, «долго не протянул». В БФ русские сохранили класс 74-пуш. ЛК по причине мелководья и опасностей навигации на Балтике. Во время ухудшения отношений с Россией (1832-40) и революции в Бельгии в 1831 г. лучшие из англ. 74-пуш. были сосредоточены в Ширнессе и Чатаме для быстрой их переброски, в случае необходимости, на Балтику или к бельгийским берегам.

В Англии для противодействия Франции готовили 120 и 84-пуш. ЛК, 74-пушечники считались устаревшими, в 1826 г. было решено постепенно срезать их в сильные 50-пуш. ФР с линкорскими длинными 32-фунт. на гон-деке. Это обычно совмещалось с глубокой тимберовкой. (Был выдвинут лозунг иметь 100 ЛК и 160 ФР новых и обновленных типов). Но эти меры оказались довольно дорогостоящими, и Морское ведомство (Navy Board) оставило такие срезанные ЛК со старой квадратной кормой, хотя еще в 1817 г. Адмиралтейство распорядилось, чтобы все крупные корабли, новые или перестроенные, имели только круглую корму (по системе Сеппингса).
В 1826-30 гг. было решено срезать 9 74-пуш., в основном, из числа «40 разбойников (или воров)», построенных на частных верфях в ходе войны, из сырого леса и в спешке. Один из них, Rodney, был построен за 11 месяцев и имел массу дефектов. Сама эта конверсия оказалась недешевой: Vindictive обошелся в 25000 ф. ст., а самый дорогой Dublin – даже в 32000 (две трети постр-ки длинного 78-пуш. с 24-фунт на 2-м деке). Хотя по расчетам тимберовка и обшивка медью 74-пуш. ЛК, в случае сохранения его в качестве 74-пуш. ЛК стоила бы 16580 ф.ст., а превращение его в 50-пуш. ФР - только 12127 ф.ст.

Что касается обычных ФР, то в 1826 г. продолжали строить 44-пуш. с 18-фунт. (эскадренные разведчики) и 52-пуш. с 24-фунт пушками (конвоиры торговых). 1-й лорд Адмиралтейства Мелвилл был против стр-ва ФР с 32-фунт., не видя для них применения, тем более, что такой новый ФР стоил бы 45000 ф.ст., т.е. что и 74-пуш. ЛК. Последний Lord High Admiral герцог Кларенс приказал строить ФР типа Castor 36 c длинными пушками – 22-32 и 14-18, такие суда могли вести прицельный огонь на больших дистанциях, хотя их и не планировали использовать как маленькие «линкорчики».

Относительно суперфрегатов (50- пуш с 32-фунт длинными) мнения разделились. Скажем, Чарлз Нэпир (ком. англ. БФ в 1854 г.) считал, что такой ФР лучше 74-пуш.: в плохую погоду у 74-пуш. смогут стрелять лишь 18-фунт. на 2-м деке, а 50-пуш. ФР сможет использовать свои 32-фунт, т.к. расстояние от воды до нижних портов у него больше. Но бол-во в Англии справедливо полагало, что плохой 74-пуш. лучше хорошего 50-пуш.: в ближнем бою любой, самый тяжелый фрегат несомненно проигрывал 2-дечнику, который, имея преимущество в высоте борта, мог без труда поражать наиболее скорострельные пушки и их прислугу на открытой верхней палубе фрегата, тогда как пушки на закрытых деках ЛК были хорошо защищены: при Трафальгаре на мидль-деке Victory вообще не было потерь.

В 1832 г. в Англии был ликвидирован Navy Office, на протяжении 200 лет разрабатывавший проекты кораблей. На посту главного сарваера Сеппингса сменил Саймондс, который, как и все Адмиралтейство, считал «срезание» (razee) 74-пуш ЛК пустой тратой денег и материалов. Это совпало с общим падением интереса к суперфрегатам в Англии, поскольку в 1832-40 гг. главным пр-ком стала Россия, которая не планировала никакой крейсерской войны против Англии. «Срезание» 74-пуш. ЛК прекратилось. В 1832 г. был только спущен экспериментальный 50-пуш. ФР Vernon (c 32-фунт. пушками), но только для опробования новой саймондовской системы кораблестроения (это – другая тема). Саймондс (и Адмиралтейство) считали, что создавать специальный подкласс 50-пуш. ФР для защиты конвоев – слишком накладно даже для Англии и лучше строить более универсальные «удлиненные» (stretched) 70-пуш ЛК, он построил в 1840-е гг. 2 таких - Boscawen и Cumberland, они были гораздо сильнее любых суперфрегатов (англ, фр, США), не уступая им в скорости, и более гибкие и универсальные на морской службе. При этом Vernon стоил 48000 ф.ст., а Cumberland – только 45000. (История создания «удлиненных» 74-пушечников сама по себе интересна, но это тема другого разговора). Стр-во таких 70-пушечников не было продолжено, поскольку в 1840-х гг. в Англии увлеклись созданием винтовых block-ships типа Ajax, являвшихся мобильными плавбатареями с сильным вооружением для обороны портов: 4 их были на Балтике в 1854 г., и, хотя вице-адмирал Ч. Нэпир ругал их последними словами (из-за их полной непригодности – «не корабли, а подносы!»), для следующей кампании на Балтике было таким же образом перестроено еще 5 74-пушечников.

С 1841 г. вместо России предметом озабоченности Англии стала опять Франция. Опять возобновилось стр-во 50-пуш. ФР, но по типу Vernon, а также и 36-пуш. ФР с 32-фунт пушками.

Что касается тактического обоснования, то все помнили, что в ноябре 1805 г. после Трафальгара у м. Ортегал 4 англ. ФР догнали и задержали 4 ЛК Дюмануара, позволив Стрейчену (Strachan) захватить их (при этом фрегаты вели бой с фр ЛК с другого борта). Срезанные 50-пуш. ФР сохраняли мачты и рангоут 74-пуш. и были быстроходнее их, но здесь имеется ряд сомнений, так, адм. Генри Хотам жаловался, что Alfred'у было небезопасно плавать даже в Средиземном море, и по его приказу «линкорские» мачты Alfred'a укоротили на Мальте. Срезанные ФР требовали меньше экипажа – всего 475 чел (вместо 650). Их часто применяли на дальних морских станциях, при ротации судов они заменяли ЛК. Хотя, если уж 74-пушечники после 1815 г. считались устаревшими и недостаточными для боя (их держали, кстати, имея в виду и Балтику, в 1854 г. на Балтику послали оба 70-пуш. – Boscawen и Cumberland), то тем более бесполезными должны были быть и их срезанные креатуры. Характерно, что в 1840 г., когда возникла угроза конфликта с Францией, и в Англии были вооружены 120, 92 и 84-пуш. ЛК, из 50-пуш. был вооружен всего один – новый Vernon. Кстати, то, что Boscawen и Cumberland, которые в 1840-х гг. были флагманами на северо-американской станции, в 1854 г. были направлены на Балтику в составе эскадры как battlefleet units, как раз подчеркивает их гибкость и универсальность.

В общем, в лучшем случае, такие 50-пуш. срез. ФР (с 32-фунт длинными пушками) могли быть лишь полезным дополнением к линейному флоту. Они могли гнаться за уклоняющимся пр-ком (как фрегаты Strachan'a в 1805 г. – за Дюмануаром после Трафальгара), «добивать» сдающиеся ЛК пр-ка, во время эскадренного боя - атаковать «несражающиеся» борта ЛК пр-ка (ставя их в два огня), обстреливать ЛК пр-ка на большой дистанции (но не в ближнем бою). В 1854 г. на Черном море были 50-пуш. Leander и Arethusa, оба были на вспомогательных ролях, Arethusa был тяжело поврежден при бом-ке Севастополя 17.10.1854 и отправлен домой, Leander использовался в качестве депо и портового флагмана в Балаклавской бухте. Для адм. Дондаса они не представляли никакой пользы. То же касалось и больших винтовых 50-пуш ФР. На Балтике у англ. их было 3, и они использовались в качестве авангарда флота, но ту же роль могли выполнить и меньшие по размерам винтовые суда (корветы, клипера). В 1850-е г., поскольку Франция и США строили большие винтовые ФР, Англия также построила целый флот винт. 50-пуш. ФР, хотя они имели очень ограниченную роль в Британской морской стратегии. Пределом такого фрегатского гигантизма стали чудовища – Mersey и Orlando, построенные в ответ на Merrimac (США) и далеко его превзошедшие, хотя и слабой конструкции (при переходе через Атлантику в 1863 г. Orlando сильно потек). Но форма их корпуса и сама концепция были использованы при создании Warrior'a.
Помнится, в статье Морском сборнике, примерно в 1860 г., выражалось недоумение относительно стр-ва в Англии этих и им подобных фрегатов, вооруженных огромными гладкоствольными (уже появились нарезные) орудиями с очень низкой скорострельностью. Что-то вроде Duilio и Dandolo четверть века спустя.

Мне такие суперфрегаты напоминают суперкрейсера 1930-40-х гг. – дорогие и малополезные – Alaska – USD 74 млн, South Dakota – USD 77 млн, Аляски смогли бы удрать благодаря высокому ходу, но вместо 3-х Алясок можно было бы построить 2 Айовы (самый дорогой – New Jersey – USD 114 млн) , которые не дали бы им уйти и легко бы с ними расправились.

В общем, Франция и США строили тяжелые фрегаты для крейсерской войны (commerce-destroyers), поскольку значительно уступали Англии по линейным кораблям.. Англия, концепция которой основывалась на превосходстве линейного флота, в действительности вообще не нуждалась в таких кораблях, для нее это была пустая трата материалов и средств, которые приходилось отвлекать от стр-ва линейного флота. Данные по скорости 50-пуш. срезанных ФР в сравнении с ЛК разнятся, но, в общем, они были сопоставимы и примерно одинаковы, и в этом отношении тяжелые фрегаты не имели преимущества перед ЛК, особенно в условиях океанского плавания.

(Ист.: A. Lambert, The Last Sailing Battlefleet. Maintaining Naval Mastery 1815-1850, London, 1991.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет [см. все]


постоянный участник


Пост N: 269
Откуда: Россия, Димитровград
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.07 18:24. Заголовок: Эд пишет: В России ..


Эд пишет:

 цитата:
В России был срезан всего один ЛК – Александр Невский

Ещё 4 срезали во время Крымской войны (Нарва, Бородино, Вилагош, Сисой Великой). Но кажется так не один из них и не покидал Кронштадта.
Наверно нужно ещё добавить египетские двухдечные фрегаты, уничтоженные при Наварине, турецкий 76 пушечный фрегат.

С уважением, Олег. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 535
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.07 20:28. Заголовок: Олег пишет: Ещё 4 с..


Олег пишет:

 цитата:
Ещё 4 срезали во время Крымской войны (Нарва, Бородино, Вилагош, Сисой Великой). Но кажется так не один из них и не покидал Кронштадта.



Эти 4 были оборонные корабли, для портовой обороны, вроде англ. blockships 56-60п (1846-55),хотя и не паровые, как английские. Тогда же (1855) ЛК Смоленск был даже срезан в 28-пушечный корвет (с теми же целями).

Олег пишет:

 цитата:
Наверно нужно ещё добавить египетские двухдечные фрегаты, уничтоженные при Наварине, турецкий 76 пушечный фрегат.



Египетские "двухполосые" фрегаты 1820-х гг., как и турецкие того же типа и времени, были, собственно, построены по образцу франц. 60-пуш. ФР, один из таких турецких - Nizaniye 62 - погиб при Синопе.

76-пуш. (или 72-пуш.) Nusretiye (постр. по проекту американца) всегда числился в списках ЛК, есть его гравюра (1853 г.), это - ЛК, но без юта. Оба дека у него - "линкорские", закрытые, чего не было у 60-пуш. франц. ФР.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 28
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 95 месте в рейтинге
Текстовая версия