von Echenbach пишет:
цитата: |
Фото известного англ. парохода "Малакка"? |
|
В 1869 году в распоряжении у Министерства по военным делам (хэйбусё) было всего 3 корабля и 4 транспортных судна. Когда в феврале 1872 года было создано Морское министерство, японский флот состоял из 13 кораблей и судов, которые были переданы центральному правительству феодальными кланами, и только два корабля – «Адзума» и «Цукуба» - были закуплены за границей по указанию императора Мэйдзи.
Первые страницы истории корвета «Цукуба» полны загадок и противоречий. По одним данным, 3-мачтовый корвет был спущен на воду 9 апреля 1853 года на верфи Моламьяйина в английской Бирме и укомплектован в 1854 года, по другим, он был построен в 1851 или 1853 году на верфях Бомбея. Тогда он назывался «Малакка», а носовая ростровая фигура изображала малайского аборигена. В 1869 году на чатамских верфях «Малакка» был перестроен в винтовой шлюп, на котором, как утверждают, впервые в мире была установлена паровая машина Скотта. Затем «Малакка» был классифицирован как корвет типа «Спартан».
21 июля 1871 года правительство Японии купило его у Англии, а 19 августа того же года «Малакка» был переименован в «Цукуба». Не совсем понятны причины, которыми руководствовалось японское правительство при покупке корабля, возраст которого достиг уже практически 20 лет и не отличавшегося какими-либо выдающимися качествами по своей мореходности и вооружению. Можно лишь предположить, что, так как Япония испытывала на тот момент времени острый дефицит в боевых кораблях, «Малакка» был куплен для усиления охраны и обороны вод метрополии.
Интересно отметить, что первоначально название звучало «Цукубакан», где «кан» означало военный корабль», но через непродолжительное время «кан» исчез из названий «Адзума» и «Цукуба», так как 28 октября 1871 года было принято «Положение о военно-морском флоте», предусматривавшее иную классификацию кораблей и судов.
"Цукуба" в середине 70-х гг.XIX века
В различных изданиях приводятся во многом разнящиеся данные о ТТХ «Цукуба», ниже даны сведения из трех наиболее авторитетных справочников (даны через - /):
Водоизмещение (т): 1978/1878/1947
Длина (м): 58,7/59,1/58,2
Ширина (м): 10,5/11,0/10,6
Осадка (м): 5,4/5,49/5,48
Мощность паровой машины (л.с.): 519/526/526 (1 винт)
Скорость (уз.): 8/10/8.
С вооружением также возникает ряд вопросов. Первоначально на «Малакке» были установлены: 6 пушек калибра 11,4 см, две 30-фунтовых и две 24-фунтовых пушки. Затем на «Цукуба» были установлены 9 (по другим данным – 8) 160-мм крупповских пушек, три 4-фунтовых пушки, а еще позднее – 2 пулемета. Так что с вооружением «Цукуба» еще надо будет разобраться.
Штатное расписание военного корабля «Цукуба» на 29 марта 1896 года:
Командир корабля (капитан 1 ранга) 1
Старший помощник (капитан-лейтенант) 1
Штурман (капитан-лейтенант) 1
Командир плутонга (капитан-лейтенант) 3
Их подчиненные:
Старший унтер-офицер 2
Унтер-офицер 1-го разряда 8
Унтер-офицер 2-го разряда 10
Унтер-офицер 3-го разряда 5
Унтер-офицер-сигнальщик 2-го разряда 1
Их подчиненные:
Матрос 1-го разряда 16
Матрос 2-го разряда 57
Матрос ¾-го разрядов 95
Сигнальщик 1-го разряда 1
Сигнальщик 2-го разряда 2
Сигнальщик ¾-го разрядов 2
Лейтенант 1
Его подчиненные:
Главный корабельный плотник 1
Корабельный плотник 1-го разряда 1
Корабельный плотник 2-го разряда 1
Корабельный кузнец 1-го разряда 1
Корабельный кузнец 2-го разряда 1
Их подчиненные:
Плотник 1-го разряда 1
Плотник 2-го разряда 1
Плотник ¾-го разрядов 2
Кузнец 1-го разряда 1
Кузнец 2-го разряда 1
Старший механик/начальник механической части 1
Младший механик 1
Их подчиненные:
Старший унтер-офицер-механик 2
Унтер-офицер-механик 1-го разряда 1
Унтер-офицер-механик 2-го разряда 2
Унтер-офицер-механик 3-го разряда 3
Их подчиненные:
Матрос-механик 1-го разряда 4
Матрос-механик 2-го разряда 6
Матрос-механик ¾-го разрядов 10
Старший корабельный врач 1
Младший корабельный врач 1
Их подчиненные:
Фельдшер 1-го разряда 1
Его подчиненные:
Санитар 1-го разряда 1
Санитар 2-го разряда 1
Старший интендант/начальник интендантской части 1
Младший интендант 1
Их подчиненные:
Писарь 2-го разряда 1
Корабельный кок 1-го разряда 1
Корабельный кок 3-го разряда 1
Их подчиненные:
Кок 1-го разряда 2
Кок 2-го разряда 3
Кок ¾-го разрядов 4
Итого: 270 человек.
Примечание: Поскольку нельзя выложить таблицу, написал именно так, надеюсь, будет понятно. А также просил бы разбирающихся в вопросе названий должностей высказать свои замечания.
После зачисления в состав флота «Цукуба» нес службу по охране вод метрополии, неоднократно заходил в китайские порты, имея на борту японские дипломатические миссии, но с 1875 года его стали преимущественно использовать как учебный корабль. В 1875-1890 гг. «Цукуба» совершил первые в истории японского флота учебные плавания с выпускниками Военно-морского училища:
6.11.1875-14.04.1876 (42 чел., 2-4 выпуск): Синагава – Сан-Франциско – Гавайские острова – Ёкохама;
17.01-13.06.1878 (43 чел., 5-й выпуск): Ёкохама - Брисбен – Сидней – Синагава;
3.03-23.06.1879 (17 чел., 6-й выпуск): Синагава – Сингапур – Пенанг – Гонконг – Амой – Синагава;
29.04-29.09.1880 (30 чел., 7-й выпуск): Синагава – Сан-Франциско – Гонолулу – Ёкохама;
4.03-5.10.1882 (18 чел., 9-й выпуск): Синагава – Гонконг – Сингапур – Батавия – Мельбурн – Тасмания – Окленд – Синагава;
3.02-16.11.1884 (26 чел., 11-й выпуск): Синагава – Окленд – Вальпараисо – Кокимбо – Гонолулу – Синагава (В этом плавании проводились опыты с питанием в целях защиты экипажа от «бери-бери»);
9.02-11.09.1886 (19 чел., 12-й выпуск): Синагава – Ньюкасл, Сидней – Веллингтон – Фиджи – Апия – Бангобанго – Гонолулу – Синагава;
4.09.1887-6.07.1888 (44 чел., 14-й выпуск): Синагава – Сан-Франциско – Сан-Диего – Панама – Папеэте – Синагава;
16.06-24.12.1890 (29 чел., 16-й выпуск): Синагава – Шанхай – Чифу – Рёдзюн (Порт-Артур) – Дайрен – Пусан – Владивосток –Гонолулу – Синагава.
Доклад Морского министра премьер-министру о возвращении "Цукуба" из учебного плавания к берегам Америки в 1880 году. (Копия с подлинника)
В японо-китайскую войну 1894-1895 гг. «Цукуба» был включен в состав Объединенной эскадры и выполнял задачи по охране и обороне ВМБ Ёкосука и передовых пунктов базирования. 21 марта 1898 года «Цукуба» был переквалифицирован в корабль береговой обороны 3-го класса. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. также нес службу по охране и обороне пунктов базирования. 10 июня 1905 года, еще до окончания войны с Россией, он был исключен из списков флота, а 18 января 1907 года приказом Морского министра выставлен на продажу и 17 августа того же года продан.
Как учебный корабль «Цукуба» сыграл исключительную роль в деле подготовки офицерских кадров и оставил заметный след в истории ВМФ Японии.
"Цукуба" в 90-е годы XIX века.