От Саламина до Мидуэя. История войны на море
От Саламина до Мидуэя. История войны на море
Вопросы М.Э. Морозову. Господа! Если вы имеете вопросы, касающиеся действий нашего флота и авиации в ВОВ , то можете задать их персонально Мирославу Эдуардовичу вот здесь

АвторСообщение
поручик Бруммель
администратор


Пост N: 430
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.01.07 01:44. Заголовок: Патянин С. "Гибель крейсера “Индианаполис” (перевод)


Карл Бойд, Акихико Ёсида

Гибель крейсера “Индианаполис”



(Из книги "The Japanese Submarine Force and World War II". Перевод С. Патянина)



К лету 1945 года подводные силы Императорского Японского флота практически лежали в руинах. После того, как японцы сдали Гуадалканал, их субмарины не имели каких-либо значительных успехов. Сражения за острова Гилберта, Маршалловы и Марианские, у Лейте, Иводзимы и Окинавы прошли без впечатляющих ударов по крупным вражеским кораблям. Однако уже на “одиннадцатом часу войны” имело место потопление тяжелого крейсера “Индианаполис” подводной лодкой “I 58”, до сих пор вызывающее ожесточенные споры.


Американский тяжелый крейсер “Индианаполис”

“I 58” под командованием капитан-лейтенанта Мотицуры Хасимото вышла из Внутреннего моря 18 июля. Американская служба радиоперехвата знала о передвижениях лодки. Разведывательный центр 7 го флота ВМС США в совершенно секретном отчете от 27 июля 1945 года о расшифрованных “Ультрой” японских радиограммах сделал вывод, что, по крайней мере, четыре японских подводные лодки действуют в районе Филиппинского моря. Вооруженные “кайтенами” субмарины характеризовались в этом сообщении как представляющие значительную угрозу. По донесению “Ультры”, предположительно, “кайтеном”, выпущенным с “I 53” 24 июля на пути с Лейте на Окинаву был потоплен союзный эскортный миноносец. Потопленным был американский “Андерхилл” (DE-682). Кроме того, из сообщений “Ультры” было известно, что

эта субмарина вышла из Внутреннего моря 14 июля в район патрулирования между Лейте и Окинавой. Ни один из кораблей союзников не имел никаких контактов с другими тремя подлодками, которые вышли приблизительно в то же время, что и “I 53”, для патрулирования на маршрутах Окинава-Палау и Окинава-Марианские острова. Предполагается, что в настоящее время эти лодки находятся в районах патрулирования.


Американский эскортный миноносец “Андерхилл” (DE-682) за месяц до гибели

Таким образом, “I 58” Хасимото была среди субмарин, отмеченных в сообщении буквально за три дня до того, как был потоплен “Индианаполис”.

Хасимото патрулировал вблизи точки пересечения линий Гуам-Лейте и Окинава-Палау. 28 июля он доложил, что повредил неприятельский эсминец одним из своих “кайтенов”. К 29 июля американская разведывательная служба идентифицировала действовавшие в Филиппинском море субмарины, как “I 53”, “I 58”, “I 47” и “I 367”. Около полуночи того же дня Хасимото обнаружил крупный военный корабль, идущий в полном одиночестве.


Японские ПЛ “I 53” и “I 58” в Куре

Для капитан-лейтенанта Хасимото обстановка складывалась невероятно удачно. Ясно видимая в лунном свете цель не только не имела эскорта, но и выглядела крупнее тяжелого крейсера. Более того, она открылась Хасимото строго по носу, на расстоянии пяти миль, и лежала на прямом курсе, не зигзагируя. Ему пришлось слегка сманеврировать, чтобы привести ее на угол упреждения. Официальный японский отчет содержит следующие данные касательно атаки “I 58” на “Индианаполис”:

Время залпа: 23:32 (по японскому стандартному времени)
Курс цели: строго на юг
Скорость цели: 12 узлов
Курсовый угол: 60 градусов правого борта
Расстояние: 1500 метров
Угол упреждения: 28 градусов справа
Угол встречи: 3 градуса
Интервал стрельбы: 3 секунды
Число торпед в залпе: 6
Глубина хода торпед: 4 метра


Торпедный отсек “I 58”

В перископ “I 58” Хасимото видел, как минуту спустя после залпа его торпеды поразили борт цели – вспышка пламени у башни “А” и три фонтана воды. Пятнадцать минут спустя он увидел пламя, взметнувшееся в центральной части корабля и вскоре услышал серию взрывов. Часом позже, в 00:30 30 июля, Хасимото поднял “I 58” на поверхность, но не увидел ни цели, ни какого-либо свидетельства ее потопления. Затем он устремился на север, но через два часа лодка была обнаружена вражеским самолетом и погрузилась. Спустя некоторое время “I 58” снова показалась на поверхности, и Хасимото радировал в Токио, что потопил тремя торпедами линейный корабли типа “Айдахо”. Центром радиоперехвата Тихоокеанского флота США донесение Хасимото было перехвачено, дешифровано и отправлено главнокомандующему флотом примерно через шестнадцать часов после гибели “Индианаполиса”. По свидетельству одного из ведущих офицеров американской военно-морской разведки на тихоокеанском театре, через много лет донесение Хасимото было обнародовано, однако,

оно было лишь одним из множества прочих японских донесений, преувеличивавших собственные успехи. Оно также содержало крайне скудные сведения [по сравнению с уже полученными от “Ультры”] и, вероятно, никакой другой важной информации, кроме местоположения “Индианаполиса” и сообщения “I 58” о потоплении линкора в этой точке.


Японская ПЛ “I 58”

Гибель “Индианаполиса” вылилась в ужасную трагедию. Из всего экипажа, насчитывавшего 1199 человек, в итоге было спасено лишь 316, а военный суд попытался привлечь к ответственности командира крейсера кэптена Чарльза Б. МакВэя III. Ни МакВэю, ни членам суда не был предоставлен доступ к документам “Ультры”. Капитан-лейтенант Хасимото был вызван на суд в Вашингтон в декабре 1945 года, чтобы описать, как он потопил корабль. Хасимото показал, что он не использовал “кайтены”, потому что посчитал кислородные торпеды “тип 95” достаточными для потопления вражеского корабля, и японская официальная история поддерживает его версию. В этой трагедии войны было много совпадений; не последним из которых было то, что “Индианаполис” транспортировал на Тиниан важные части атомных бомб, включая расщепляемое ядро, и выгрузил их всего за несколько дней перед своей гибелью. Бомбы были впоследствии сброшены на японские города.


Уцелевшие с “Индианаполиса” на о. Гуам август 1945 года.

В размышлениях некоторых японских воинов можно видеть их специфическое представление о справедливости. Бескомпромиссность высшего командования гарантировала крах былой мощи подводных сил Императорского Японского флота, но еще оставалась субмарина, ставшая роковой для американского крейсера, доставившего разрушительные атомные бомбы, направленные против Японии. Смерть и непередаваемые страдания, выпавшие на долю трех четвертей из 1199 моряков, находившихся на борту “Индианаполиса”, были расценены некоторыми, как божественная кара за тот ужас, что испытали жители Хиросимы и Нагасаки(См.ссылку №1).


Последний поход “Индианаполиса”

Разведывательный центр 7 го флота сделал особую отметку об опасности “кайтенов” в докладе от 3 августа.

Японцы придают особое значение атакам “кайтенов”, выпускаемых с подводных лодок, на американские корабли. Четыре подводных лодки типа “I”, уже патрулирующие на путях с Окинавы на Лейте, Палау и Марианские острова, усилены еще одной субмариной, которая покинула Внутреннее море 1 августа; ожидается, что еще одна выйдет 6 августа на линию патрулирова-ния южнее островов Рюкю. Каждая из этих подводных лодок несет 5-6 “кайтенов”. Потопление тяжелого крейсера “Индианаполис”, последовавшее вскоре после гибели эскортного миноносца “Андерхилл”, является свидетельством эффективности приемов ведения боевых действий японскими подводными силами.

Споры о том, как был потоплен “Индианаполис”, продолжились в разных странах, особенно в Соединенных Штатах. Было высказано предположение, что Хасимото применил “кайтены” в атаке на “Индианаполис”. Кэптен Эдуард Л. Бич, выдающийся американский подводник и военно-морской историк, первым в 1954 году высказал предположение о “кайтенах” в своем предисловии к английскому изданию книги Хасимото “Потопленные”. Однако официальная японская история отрицает факт использования человеко-торпед, и стена молчания японских военно-морских кругов остается неприступной. Итак, какие бы домыслы ни высказывались, по прошествии времени и в отсутствии новых свидетельств непреложным остается факт потопления “Индианаполис” обычными торпедами(См.ссылку №2).


Ссылка №1 Newcomb R.F. Abandon Ship! – London: Constable, 1960; Helm T. Ordeal by Sea: The Tragedy of USS Indianapolis. – New York: Dodd, Mead, 1963; Kurzman D. Fatal Voyage: The Sinking of USS Indianapolis. - New York: Athenium, 1990; Torisu K., Chihaya M. Japanese Submarine Tactics. // “U.S. Naval Institute Proceedings”, Vol.87, February 1961.

Ссылка №2 Boyd C. Attacking the Indianapolis: A Re-examination. // “Warship International”, Vol.13, № 1(1976).

Die uberwasserpiraten den Unterwasserpiraten Спасибо: 0 
Профиль
Новых ответов нет


Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 19
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 95 месте в рейтинге
Текстовая версия