От Саламина до Мидуэя. История войны на море
От Саламина до Мидуэя. История войны на море
Вопросы М.Э. Морозову. Господа! Если вы имеете вопросы, касающиеся действий нашего флота и авиации в ВОВ , то можете задать их персонально Мирославу Эдуардовичу вот здесь

АвторСообщение
поручик Бруммель
администратор


Пост N: 485
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.07 03:11. Заголовок: Галыня В. "Атлантика, сентябрь 42-го"


Виктор Галыня

Атлантика, сентябрь 42-го






В истории Второй мировой войны 27 сентября 1942 г. не занимает особого, значимого места. Этот день не знаменит ни крупными сражениями, ни яркими моментами, повлиявшими на ход боевых действий на всех театрах войны от вод Атлантики до джунглей Новой Гвинеи и Соломоновых островов. Однако есть одно событие, которое произошло в южной части Атлантического океана, заслуживающее того, чтобы обратить на него особое внимание. Ведь благодаря ему, дата 27 сентября 1942 г. оказалась вписанной золотыми буквами в историю торгового и военного флотов США. В этот день американский сухогруз «Стивен Хопкинс» принял неравный бой с германским рейдером «Штир». По странному совпадению, вступление в строй первого практически совпало по дате с началом боевого похода второго. И далее многие события в судьбах обоих кораблей происходили как бы параллельно друг другу, чтобы в итоге привести к роковой встрече ненастным сентябрьским утром в Южной Атлантике…

***

«Стивен Хопкинс»

Американский сухогруз «Стивен Хопкинс» заложили 2 января 1942 г. на верфи № 2, принадлежавшей знаменитому американскому кораблестроителю Генри Кайзеру, в городе Ричмонд, штат Калифорния. Он входил в число первых двадцати из 2750 судов типа «либерти» построенных в США за годы войны. Свое название корабль получил в честь Стивена Хопкинса – представителя от колонии Род-Айленд на первом Континентальном конгрессе, состоявшемся в сентябре–октябре 1774 г. и принявшем Декларацию Независимости США.

Регистровый тоннаж составлял 7182 брт, длина – 134,6 м, ширина – 17,4 м, осадка – 8,5 м. Паровая машина тройного расширения мощностью 2500 л.с. производства «Джошуа Хенди Мэшин»» (Санвэйл, Калифорния) придавала кораблю крейсерскую скорость 10,5 уз, при форсировании – 12,5 уз. Дальность плавания составляла 18000 миль, при общем количество топлива 314960 галлонов. Судно имело две палубы и три мачты.

«Стивен Хопкинс» получил вооружение, считавшееся достаточным для торгового судна. На носовой платформе располагались две 37-мм зенитки. Одно старое 102-мм орудие времен Первой мировой войны находилось на корме. Кроме этого имелись 4 – 12,7-мм и 2 – 7,62-мм пулемета, установленные попарно на мостике, рядом с 102-мм орудием и позади рубки. Экипаж корабля составляли 42 офицера и матроса.

1.

2.

Рис.1 и 2 Спуск на воду «Стивен Хопкинс» 11.04.1942 г.

3.

Рис. 3 Достройка «Стивена Хопкинса» на верфи №2 Кайзер Шип Ярд в Ричмонде. Конец апреля 1942 г.

11 апреля 1942 г. «Стивен Хопкинс» спустили на воду, а уже через месяц – 11 мая он вступил в строй. Управление военного судоходства, которому принадлежало новое судно, передало его в пользование «Лакенбах Стимшип Компани». Капитаном стал 39-летний Пол Бак – очень опытный шкипер, до этого служивший на кораблях компании «Юнайтед Фрют Лайнс».


«Штир»

Теперь вернемся на два дня назад в прошлое и перенесемся в охваченную войной Европу, где познакомимся со вторым главным героем нашего рассказа.

9 мая 1942 г., за два дня до вступления в строй «Стивена Хопкинса», из Киля вышло обычное с виду торговое судно и направилось в захваченный немцами голландский порт Роттердам. Оно пользовалось позывными «Шперрбрехер 171» (Sperrbrecher 171) – прорыватель минных заграждений 171. На самом же деле, под этой маской скрывался германский вспомогательный крейсер «Штир», который готовился к прорыву в Атлантику через Ла-Манш. Он принадлежал, к так называемой, «второй волне» германских вспомогательных крейсеров, действовавших в мировом океане во время Второй мировой волны.

«Штир» заложили как «Каир» в 1936 г. на верфи «Крупп-Германиа» в Киле по заказу бременской компании «Дойче Атлас-Левант Линие». 17 октября состоялся спуск на воду и вскоре он вступил в строй. Водоизмещение нового корабля составило 11000 т, грузоподъемность – 4778 брт, скорость хода – 14 узлов, экипаж насчитывал 9 офицеров и 30 матросов.

4.

5.

Рис.4 и 5 «Каир» перед войной под флагом компании «Дойче Атлас-Левант-Линие».

В ноябре 1939 г. судно реквизировало Кригсмарине. Его первым командиром стал фрегаттен-капитан Нуго Паль. В апреле 1940 г. его сменил сорокалетний фрегаттен-капитан Хорст Герлах.

6.

Рис.6 Вспомогательное судно 23 (Schiff 23) на Балтике зимой 1940-41 гг.

Первоначально «Каир» использовался как ледокол и корабль защиты судоходства на Балтике, получив в германском флоте обозначение «вспомогательное судно 23» (Schiff 23). С августа 1940 г. переоборудованный во вспомогательный минный заградитель, в рамках подготовки к операции «Морской лев» («Seelöwe»), он базировался сначала на Шербур, затем на Сен-Назер. Однако поучаствовать в минных постановках ему не довелось.

В марте 1941 г. руководство Кригсмарине приняло решение переоборудовать судно во вспомогательный крейсер. Работы, начавшиеся на голландской верфи «Вильтон-Фейеноорд» в Роттердаме, продолжились в Штеттине на «Одер Верке». Завершились они только в октябре 1941 г. Вновь в состав военно-морского флота Германии «Каир» вошел 9 ноября как «Вспомогательный крейсер № 6» (HSK-6)(См.ссылку№1). В своих воспоминаниях Герлах упоминает, что свой корабль он назвал в честь знака Зодиака его жены Хильдегард – Тельца. Британские же штабисты, после того как «Штир» начал действовать в Атлантическом океане присвоили ему свое оперативное обозначение – «рейдер J».

При водоизмещении 11000 т, длина между перпендикулярами составляла 125 м, наибольшая – 133 м, ширина – 17,3 м, осадка – 7,2 м. Машина – один семицилиндровый дизель «МАН» мощностью 3750 л.с., максимальная скорость хода – 14 уз., дальность плавания – 38000 миль при скорости 12 уз.

7.

8.

Рис.7 и 8 Вспомогательный крейсер HSK-6 «Штир», 1942 г.

В качестве главного калибра на нем, как и на других рейдерах, установили 6 150-мм орудий, но уже типа Tk С/36 L/48(См.ссылку№2) . Дальность стрельбы составляла 21500 м, максимальная эффективная дальность стрельбы чуть больше 18000 м. Зенитное вооружение состояло из 2х1 37-мм С/30 L/83 и 4х1 – 20-мм C/38 L/65 зенитных автоматов. Так же имелось два подводных 533-мм торпедных аппарата. Погреба боезапаса вмещали 1800 снарядов для 150-мм орудий, 4000 для 37-мм, 8000 для 20-мм и 24 торпеды. Кроме того, на рейдере базировались 2 гидросамолета «Арадо» Ar-231. В качестве средств пассивной защиты на вспомогательном крейсере смонтировали аппаратуру для постановки дымовой завесы, для которой перед выходом в море погрузили около 1000 литров дымообразующего состава. Экипаж состоял из 14 офицеров (трое из них должны были в случаи необходимости возглавить призовые партии) и 310 нижних чинов.


Май 1942 г., Северное море

12 мая «Штир» под командованием капитана цур зее Герлаха(См.ссылку№3) вышел из Роттердама в сопровождении очень сильного охранения: миноносцев «Кондор», «Зееадлер», «Фальке» и «Ильтис», десяти тральщиков 2-й и 8-й флотилий и шести моторных тральщиков. Через Ла-Манш отряду пришлось прорываться при интенсивном противодействии противника. Вначале корабли попали под огонь 356-мм британских береговых батарей Дувра, впрочем, оказавшийся безрезультатным. Затем в ранние часы 13 мая начались атаки британских торпедных катеров. Потери понесли обе стороны: немцы потопили артиллерией торпедный катер MTB-220, а англичане торпедировали миноносцы «Ильтис» и «Кондор». Но несмотря на довольно чувствительные потери, 18 мая отряд во главе со «Штиром» достиг Жиронды. Так как во время ночного боя артиллеристы рейдера расстреляли большое количество осветительных снарядов, во французском порту Руайан пришлось погрузить на борт еще 150 штук.

9.

10.

Рис.9 и 10 Довоенные фото миноносцев «Илтис» и «Кондор», погибших 13.05.1942 г. при обеспечении прорыва «Штира» через Ла-Манш.

На следующий день, вспомогательный крейсер, оставив за кормой побережье оккупированной Франции и счастливо избегнув встречи с вражескими дозорами, уже разрезал форштевнем воды Атлантического океана, направляясь в его центральную часть. Тогда вряд ли кто тогда предполагал, что не очень гладко начавшееся плавание Хорста Герлаха и его команды, и далее будет проходить под несчастливой звездой, и окажется очень непродолжительным и бесславным. А «Штир» станет последним германским рейдером, прорвавшимся через Ла-Манш на океанские просторы.

11.

Рис.11 «Штир» в боевом походе.

Все последующие попытки пиратов фюрера прорваться на оперативный простор потерпят фиаско – счастливчик «Комет» едва начав свой второй поход, погиб изрешеченный снарядами английских кораблей в Ла-Манше, «Коронель» остановила авиация союзников, а «Шифф 5» («Ганза») вообще не вышел в море.


Май – июнь 1942 г., Тихий океан

А тем временем в Калифорнии экипаж в количестве 42 человек, под руководством Бака, старшего помощника Ричарда Можковски и старшего механика Рудольфа А. Рутца готовил «Стивен Хопкинс» к его первому плаванию в южные моря. Большинство полностью укомплектованной команды составляли американские граждане, хотя имелось два грека, швед, датчанин, ирландец и испанец. Вскоре к ним присоединилось отделение Службы военно-морских команд (Naval Arms Guard, в дальнейшем - NAG) из 14 артиллеристов под командованием энсина Военно-морского резерва США Кеннета М. Уиллета. Самым молодым на судне оказался 18-летний Эдвин Джозеф О'Хара, кадет Академии торгового флота США в Линдси, Калифорния, а самым старым – 60-летний Джордж Папас.

12.

Рис.12 «Самуэль Хантингтон». Приблизительно так выглядел «Стивен Хопкинс» во время своего рейса на Бора-Бора.

Приблизительно первого июня 1942 г., «Стивен Хопкинс» вышел из Сан-Франциско в рейс к Бора-Бора – одному из островов Таити. На кроме экипажа на борту находились еще несколько военных и гражданских лиц, направлявшихся на военную базу США на Бора-Бора, а также ценный груз в виде самолетов, грузовиков и различных припасов. За время плавания, не произошло ничего примечательного, за исключением того, что как-то утром, где-то на середине пути, одна из вахт заметила перископ. Однако капитан Бак высказал предположение, что это оптический обман и не принял никаких дополнительных мер предосторожности. 20 июня корабль благополучно прибыл в конечную точку маршрута, где и приступил к разгрузке.


Июнь 1942 г., Атлантика

Находившийся в это время с другой стороны земного шара «Штир» наконец-то открыл счет своим победам, а то ведь две первые недели похода прошли вхолостую. Первой жертвой «Штира» стал встреченный несколько севернее экватора утром 4 июня британский сухогруз «Джемстоун» грузоподъемностью 4986 брт, доставлявший железную руду из южноафриканских портов Дурбан и Капштадт в Балтимор (США). Подкравшийся со стороны восходящего солнца рейдер с расстояния около 8000 метров без предупреждения открыл огонь. Торговец начал подавать сигнал бедствия «QQQ», который услышали на находящемся неподалеку судне и на суше.

13.

Рис.13 Рейдер «Штир».

На этот раз Герлах не встретил противодействия (забегая немного вперед отметим, что единственный раз за все свое рейдерство). Визуально не обнаружив противника, капитан транспорта Э.Дж. Гриффитс предположил, что его корабль атакован подводной лодкой и приказал ответного огня не открывать, а машины остановить. Хотя первая встреча с противником в общем завершилась достаточно успешно, но один момент настораживал – ни один снаряд из выпущенных комендорами «Штира» не достиг цели. Поэтому, сняв с борта «Джемстоуна» команду, Герлах приказал потопить его торпедой в точке с координатами 01°52'N/26°38'W.

14.

Рис.14 Гибель британского сухогруза «Гемстоун» 04.06.1942 г.

Через два дня в пятистах милях от побережья Бразилии в дождливую погоду в 09:15 утра наблюдатели немецкого вспомогательного крейсера с расстояния в четыре мили заметили панамский танкер «Стэнвэк Калькутта» вместимостью 10170 брт. Он вышел 29 мая из Монтевидео (Уругвай) в Карипито (Венесуэла) и следовал в балласте. На приказ остановиться, танкер ответил артиллерийским огнем и попытался оторваться от рейдера. Успев сделать от 20 до 30 выстрелов из кормового 102-мм и носового 76-мм орудий, его артиллеристы добились двух попаданий в германский корабль. Один снаряд угодил в переднюю мачту, другой в матросский кубрик. Повреждения оказались минимальные, но ранения получили два человека.

15.

Рис.15 Панамский танкер «Стэнвэк Калькутта».

«Штир» ответил 148 выстрелами 150-мм орудий. На этот раз комендоры рейдера сработали профессионально. Первые же снаряды разбили ходовой мостик и порвали радиоантенну. Всего же танкер получил около 40 попаданий. Затем «панамца» добили торпедой, попавшей ему в корму. «Стэнвэк Калькутта» затонул в точке с координатами 05°30'S/27°30'W. Погибло четырнадцать человек, включая капитана Густава О. Карлссона, убитого первым же залпом. На борт «Штира» подняли старшего помощника и 36 моряков. Четырнадцать членов команды танкера. имели ранения, на следующий день один из них скончался от ран. Впоследствии, за упорное сопротивление, оказанное вражескому рейдеру, «Стэнвэк Калькутта» стал одним из девяти судов получивших от Морской администрации США статус «Gallant Ship» – «Героический корабль». При этом американцы ошибочно полагали, что артиллеристы танкера подбили одно из 150-мм орудий германского корабля. Надо только заметить, что вахтенный журнал «Штира» содержит данные о том, что многие из команды танкера были злы на своего погибшего капитана за то, что отдав приказ оказать сопротивление, он подверг их жизни смертельной опасности.

10 июня состоялось рандеву с судном снабжения «Шарлотта Шлиманн», с которого заправились топливом и передали на его борт 68 пленных моряков из команд «Джемстоуна» и «Стэнвэк Калькутту». При этом не обошлось без инцидентов. Вначале оказалось, что топливные шланги нуждаются в переделке. Когда же нефть все-таки начали закачивать, то выяснилось, что из-за ошибки старшего офицера танкера она на 98 % процентов состоит из воды. Рассвирепевший Герлах оштрафовал его на 150 рейхсмарок. Затем «Штир» продолжил свою охоту.


Июнь – август 1942 г. Тихий океан

25 июня «Стивен Хопкинс» поднял якорь и, оставив райский Бора-Бора за кормой, направился в новозеландский порт Окленд. При хорошей погоде переход занял девять дней. Во время перехода артиллеристы из NAG под командованием Уиллета вовсю занимались учебной боевой подготовкой, ведя огонь из орудий по пустым бочкам, сброшенным в воду, а из пулеметов – по воздушным шарам, которые запускались с мостика. В итоге, они могли дать первый выстрел через 45 секунд после подачи команды открыть огонь.

Новозеландский остров Северный показался в виду в точности с расчетами. Капитан Бак не имел ни одной причины для недовольства – рейс проходил очень удачно, а «Хопкинс» несмотря на сварную конструкцию и очень короткий срок постройки, оказался отличным судном.

В Окленде сухогруз только пополнил запасы топлива и сразу же направился в Мельбурн – последнюю точку своего маршрута. Пятидневный переход по Тасманову морю напоминал морской круиз, настолько он проходил гладко, и даже не верилось, что где-то идет война.

16.

Рис.16 Сохранившийся до наших дней в качестве корабля-музея «либерти» «Джеремия О’Брайан».

Стоянка в Мельбурне продолжалась 10 дней. С корабля выгрузили последние припасы и снаряжение, взятые в Сан-Франциско. Теперь «Стивен Хопкинс» ожидало возвращение обратно в США, правда, не на западное побережье, а на восточное. Таким образом, он совершал кругосветное плавание уже в первом своем рейсе.
Сухогруз частично забрал груз сахара с торпедированного судна, стоявшего в Мельбурне, и направился дальше – в Порт-Линкольн на южном побережье Австралии. Там ему предстояло заменить своего собрата «либерти» «Роберт П. Харпер», получившего повреждения, и доставить вместо того груз пшеницы в Кейптаун. В Порт-Линкольне команда получила увольнительную на берег почти на неделю, так как 100-фунтовые мешки с австралийской пшеницей портовые грузчики таскали на борт вручную. 2 августа «Стивен Хопкинс» вышел из Порт-Линкольна, и, покинув навсегда австралийский берег, взял курс на южноафриканский порт Дурбан.


Июнь – август 1942 г., Атлантика

Проходили недели, но над бескрайними просторами Южной Атлантики капитану цур зее Герлаху продолжала светить его невезучая звезда, торговые пути оставались пустынными, и плавание происходило безрезультатно. К этому добавились проблемы с гидросамолетами. Разработанные для запуска с подводных лодок Ar-231, отличались малыми размерами, а также очень хрупкой и ненадежной конструкцией. Так, при первом пробном запуске пилот Карл Хайнц Декер обнаружил, что сможет взлететь только со снятой радиостанцией и опустошенным на четверть бензобаком. В самом начале июля 1942 г. при приводнении подломился правый поплавок, из-за чего гидросамолет опрокинул, а несколько дней спустя, 5 июля сломалась стойка и левого поплавка. Тогда же обнаружилось, что и второй «Арадо» не может летать. В журнале боевых действий командир рейдера сетовал, что гидросамолет оказался «полностью непригоден для Атлантики даже при самых благоприятных условиях». Пришлось капитану цур зее по радио просить у Берлина прислать новый самолет. Интересно, что первоначально РВМ(См.ссылку№4) планировало разместить на «Штире» гидросамолет «Арадо» Ar 196-A3», но Герлах сам отдал предпочтение двум «двести тридцать первым».

17.

18.

Рис.17 и 18 Неудачный выбор Герлаха – гидросамолет Aрадо Ar-231. На рис.18 – гидросамолет «Штира» готовится к спуску на воду.

27 июля вновь состоялась встреча с «Шарлоттой Шлиманн», с которой приняли топливо и передали на его борт еще несколько пленных моряков, в том числе капитана «Джемстоуна» Э.Дж. Гриффитса. Герлах предложил англичанину выбор – остаться на «Штире» или перейти на танкер. Тот выбрал второе – о чем ему пришлось очень скоро пожалеть. Подсобные помещения «снабженца» заполненные мусором, древесиной, проводами и такелажем оказались не очень неприспособленны для содержания пленников, компанию которым составило большое количество коричневых и черных крыс. Через два дня к востоку от острова Тринидад «Штир» повстречал коллегу – вспомогательный крейсер «Михель» под командованием фрегаттен-капитана резерва Хельмута фон Руктешелля.

19.

Рис.19 Вспомогательный крейсер «Михель». Фото сделано со «Штира».

Командиры рейдеров договорились о совместных действиях, логично предположив, что на пару рейдеры добьются большего успеха. Условившись о дистанции не менее 20 миль между собой, чтобы расширить зону поиска, а также об очередной встрече приблизительно через неделю, оба крейсера направились на север. В это время командир «Штира», учтя уроки предыдущих столкновений с судами союзников, постоянно проводил артиллерийские учения. Вскоре комендоры рейдера могли поддерживать скорострельность – 18 залпов в минуту. Но на этот раз совместные действия оказались безрезультатными.

20.

Рис.20 Действия «Штира» в период с мая по июль 1942 г. (по С. Роскиллу).

9 августа, когда уже на «Штире» готовились к новому рандеву с «Михелем», на горизонте показались мачты. Они принадлежали британскому сухогрузу «Дэлхаузи тоннажем 7070 брт, шедшему в балласте из Кейптауна на Тринидад. После предупредительного выстрела с требованием остановиться, он начал отвечать из 127-мм орудия (правда, с британца выпустили всего 3 снаряда), передавать радиосигналы о помощи и попытался уйти. Но и на этот раз для рейдера все завершилось благополучно. Через полчаса на «Дэлхаузи» бушевал пожар, а экипаж покинул судно. Его добили торпедой, а всю команду сухогруза в количестве 37 человек подняли на борт «Штир». В этот момент и появился «Михель», ставший свидетелем того, как торпедированное судно перевернулся и затонуло кормой вперед в точке с координатами 20°22'S/24°40'W.

21.

Рис.21 «Штир» и тонущее британское судно «Дэлхаузи». Фото сделано с рейдера «Михель».

Учитывая, что транспорт успел послать сигнал о помощи, фон Руктешелль и Герлах решили расстаться и перебраться в другие районы Атлантики. «Штир» ушел на юг для действия на коммуникациях между Кейптауном и заливом Ла-Плата. Затем Герлах намеревался обогнуть мыс Горн и оперировать на коммуникациях у западного побережья Южной Америки, однако РВМ проигнорировало все его просьбы. При этом оказалось, что для поощрения экипажа рейдера выделено только 20 Железных крестов второго класса. Командование можно понять – на фоне блестящих успехов таких асов, как Бернгард Рогге на «Атлантисе», Эрнст-Феликс Крюдер на «Пингвине» или того же Хельмута фон Руктешелля, действия Герлаха, мягко говоря, выглядели невыразительными.

22.

Рис.22 Судно снабжения рейдера – танкер «Шарлотта Шлиманн». Фото сделано со «Штира».

Но удача к этому времени уже окончательно отвернулась от капитана цур зее. Около месяца «Штир» впустую рыскал в пустынных водах между островами Тристан-да-Кунья и Гоф. За это время Герлах провел разведку острова Гоф, решив, что тот подходит в качестве места для переборки механизмы, но не нашел из-за сильного волнения спокойной якорной стоянки. 27 августа состоялось последнее рандеву с «Шарлоттой Шлиманн». С нее приняли топливо и пополнили припасы. Затем на борт танкера передали еще десять пленных моряков из команды «Стэнвэк Калькутты», а обратной дорогой на «Штира» проследовал Гриффитс. На этот раз, капитан «Джемcтоуна» решил воспользоваться любезным приглашением Герлаха, которое он так опрометчиво отверг прошлый раз, и с радостью покинул мрачный, пропитанный запахом нефти трюм. Возможно, что на решение англичанина повлиял еще и тот факт, что «Шарлотта Шлиманн» направлялась теперь в Батавию, и его невольных пассажиров ожидал японский лагерь для военнопленных.


Август – сентябрь 1942 г., Индийский и Атлантический океаны

При условии сохранения хорошей погоды, которая сопровождала «либерти» с самого начала рейса при выходе из Сан-Франциско, переход через Индийский океан длиной около 5400 миль занял бы 18 дней. Но на десятый день выхода из Порт-Линкольна погода начала резко портиться. Судя по тому, с какой скоростью падал барометр, на «Стивен Хопкинс» надвигалась сильнейшая буря. Действительность превзошла все ожидания. По воспоминаниям очевидцев, капитан Бак говорил, что за всю свою службу не попадал в шторм такой силы. Скорость вначале пришлось снизить с 10,5 узлов до семи, а затем и до пяти. Такой ход «либерти» держал в течение дня, а затем и его пришлось уменьшить до трех узлов. На второй день непогоды все ожидали, что шторм поутихнет, но тот продолжал только усиливаться. Вскоре крепления носовой 37-мм орудийной установки оказались повреждены, и возникла опасность, что волнами ее вырвет из орудийной платформы и смоет за борт. Но матросу 2-го класса Уоллесу Э. Брэку из NAG с риском для своей жизни удалось вновь закрепить зенитку.

Только через пять суток шторм начал понемногу стихать. При осмотре корабля выяснилось, что два сварных шва в носовой части разошлись и в трюме №1 появилась течь. К счастью, разрывы находились выше ватерлинии, поэтому воду быстро откачали помпами. Кроме этого оказалось, что не выдержали непогоду и сварные швы у многих иллюминаторов. Вполне возможно, продлись шторм еще, то плавание «Стивен Хопкинса» могло окончиться гораздо раньше.

Однако самое страшное осталось уже позади, и ход судна снова увеличился до семи узлов. За время шторма сухогруз отнесло на 200 миль к югу от его маршрута. В итоге, переход через Индийский океан занял 35 дней вместо расчетных 18. В Дурбане к этому времени «потерявшийся» транспорт уже не ждали, и, посчитав пропавшим, отменили его позывные. Поэтому, когда судно 5 сентября прибыло в конечный пункт маршрута, то оно получило запрет на вход в порт. Только после визуальной проверки властями «Хопкинс» получил разрешение на швартовку.

В Дурбане часть пшеницы выгрузили, команду отпустили на берег, а корабль поставили в ремонт. После его окончания «либерти» направился в Кейптаун. 900-мильный переход занял три с половиной дня. Здесь выгрузили остаток пшеницы и весь сахар. Следующим пунктом одиссеи «Стивена Хопкинса» должен был стал Парамарибо (Голландская Гвинея, нынешний Суринам), куда судно направилось за грузом бокситов. Рейс предстояло совершать в балласте, так как никакого сопутствующего груза найти не удалось. Это вызвало недовольство капитана. В Кейптауне на борт взошел единственный пассажир – «солдат удачи» Джордж Таунсенд, который собирался через Суринам попасть в США. 19 сентября «Хопкинс» покинул Кейптаун и направился в Южную Америку.

Первые несколько дней погода стояла хорошая, и все наслаждались плаванием и мыслями о скором возвращении домой к родным и близким.

Наступило 27 сентября 1942 г. С ночи погода ухудшилась, временами начинал идти дождь, и видимость при этом резко ухудшалась. Команда позавтракала рано. В воскресное утро все, кроме вахтенных, машинной команды и артиллеристов отдыхали и занимались своими делами. В 08:52 «либерти» вышел из полосы очередного дождевого шквала…


Ссылка №1 Handels-Stör-Kreuzer – крейсер прерывания торговли

Ссылка №2 Schnellfeuerkanone in Torpedobootslafette – скорострельное орудие на миноносном станке Typ C/36 с длиной ствола 48 калибров. Такие орудия устанавливались на эсминцах типа 1936А. На рейдерах «первой волны» стояли старые 150-мм орудия, снятые с броненосцев «Шлезиен» и «Шлезвиг-Гольштейн».

Ссылка №3 Герлах получил новый чин 1 апреля 1942 г.

Ссылка №4 Руководство войной на море


Die uberwasserpiraten den Unterwasserpiraten Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 1 [только новые]


поручик Бруммель
администратор


Пост N: 486
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.07 03:18. Заголовок: Re:


Август – сентябрь 1942 г., Атлантика

После расставания с танкером «Штир» продолжил безрезультатно бороздить Южную Атлантику, не подозревая, что мойры уже все решили – Клио сплела, Лахесис отмерила, а Атропос приготовилась обрезать нить – его судьба медленно и неотвратимо приближалась с востока, а до роковой встречи осталось менее месяца.

4 сентября в точке с координатами 33°33'S/15°45'W с расстояния в 12 миль наблюдатели рейдера заметили крупный пассажирский транспорт. Его опознали как французский лайнер «Пастер», о выходе которого 30 августа из Кейптауна в Рио-де-Жанейро в свое время предупреждал Берлин(См.ссылку№1). Однако скорость в 21 узел позволила тому избежать роковой встречи.

23.

Рис.23 «Штир» за два дня до гибели.

Решив еще раз попытать счастье, в середине сентября «Штир» перешел севернее. Испытывая нехватку топлива из-за того, что вспомогательные механизмы потребляли до 20 тонн в сутки, Герлах отправил телеграмму в РВМ с просьбой о помощи. 19 сентября наблюдатели заметили неизвестное судно. Рейдер преследовал его в течение почти двадцати четырех часов, однако так и не смог догнать, что явилось для экипажа еще большее разочарованием. 24 сентября состоялась последняя встреча с «Михелем». На следующий день на рандеву вышел блокадопрорыватель «Танненфельс»(См.ссылку№2), шедшим из Японии во Францию и использовавшимся в качестве судна снабжения. Он доставил рейдеру припасы и долгожданный гидросамолет – японский «Накадзима» E8N1. При осмотре Декер выяснил, что на гидросамолете отсутствуют радио и подвеска для бомб, а также то, что потребуется 3-4 недели для подготовки к полету. Но опробовать японскую технику так и не успели. Далее оба корабля отправились в совместное плавание. 25 сентября их экипажи приступили к чистке подводной часть корпусов и подновлению окраски.

24.

Рис.24 Действия «Штира» в период с июля по сентябрь 1942 г. (по С. Роскиллу).

Надо сказать, что конец сентября 1942 г. выдался в центральной части Южной Атлантики дождливым и ветреным. Море бывало довольно бурным, часто налетали дождевые шквалы, и видимость составляла всего несколько миль. Наступило воскресенье 27 сентября. С утра ничего не вызывало тревогу, погода стояла тихая. Команды продолжали заниматься очисткой и покраской бортов, текущими делами. Около 8 часов первый офицер Петерсен предложил Герлаху отдать приказ о прекращении забортных работ – начал накрапывать дождь и появилась волна. К 8:50 большинство матросов уже вернулась на палубу, и командир покинул мостик. Через две минуты, в 08:52, внезапно из тумана на расстоянии всего около 2-х миль по правому борту «Штира» на встречном курсе выскочило большое судно…


27 сентября 1942, Атлантика

В 08:52 находившиеся на мостике «Хопкинса» старпом Ричард Можковски и третий помощник Вальтер Ниберг обнаружили впереди справа по борту 2 судна и тут же вызвали на мостик капитана Бака.

Неожиданно неизвестные корабли подняли германские военно-морские флаги и выстрелом отдали приказать остановиться. После этого у американцев не осталось никаких сомнений, что перед ним германские рейдеры. Оценив ситуацию Пол Бак понял, что у его «либерти» нет ни единого шанса на спасение, поскольку удрать от противника он не мог, так как судно шло в балласте, и его ход не превышал 7 узлов, а на фоне предполагаемого мощного вооружения немецких кораблей единственная 102-миллиметровка американца выглядела, мягко говоря, неадекватно. Несмотря на это, он объявил, что собирается принять бой с рейдерами. Следуя инструкциям, Бак приказал немедленно дать полный ход и развернуться к неприятелю кормой, что бы уменьшить размер цели для германских комендоров и увеличить орудию, обслуживаемого артиллеристами из NAG, углы обстрела. Радист Хадсон Хевей начал подавать по радио сигналы о помощи, которые, правда, тут же успешно заглушили немцы, имевшие более мощные радиостанции.

Хотя, на самом деле, из встреченной американцами пары только «Штир» относился к знаменитой когорте германских «волков в овечьих шкурах» – коммерческих судов, перестроенных и вооруженных для охоты за транспортами союзников (вторым оказался блокадопрорыватель «Таннефельс», используемый в качестве судна снабжения), для экипажа «Стивена Хопкинса» ровным счетом ничего не менялось. Вес бортового залпа только главного калибра немецкого вспомогательного крейсера на порядок превосходил, все, что могли противопоставить ему американцы.

В свою очередь на германских кораблях сразу после обнаружения транспорта немедленно сыграли боевую тревогу, подняли военно-морские флаги и выстрелом из 37-мм дежурного орудия отдали приказ остановиться. Однако неизвестный торговец не подчинился приказу и немедленно начал поворачивать кормой к «Штиру», подавая по радио сигналы о помощи. Не желая терять уже третье подряд судно, Герлах тут же приказал дать полный ход и открыть огонь из 150-мм орудий на поражение. На все это ушло не более трех минут.

25.

Рис.25 Радист «Стивена Хопкинса» Хадсон Хевей.

Начало сражения оказалось за немцами. Артиллеристы рейдера поразили «либерти» уже третьим залпом. Снаряды разрушили ходовой мостик и радиорубку, а так же сбили мачту, которая, падая, оборвала антенну. При этом погиб радист Хевей, а старпома Можковски получил тяжелое ранение. Кроме этого, осколок в живот получил выскочивший на палубу при первых же звуках выстрелов, командир артиллерийского расчета энсин Уиллет. Но он нашел в себе силы добраться до 102-мм орудия и командовать своими канонирами до самого конца.

Закончить поворот так и не удалось. Следующий 150-мм снаряд взорвался в машинном отделении, при этом транспорт практически лишился хода – скорость упала до 1-го узла. Котельная вахта была обварена паром и почти вся погибла, включая первого механика Чарльза Фицджеральда. В живых остались только второй механик Джордж С. Кронк, кадет О’Хара и тяжелораненый старший механик Рудольф А. Рутц. Они выбрались на палубу, но вскоре Рутц вновь вернулся в машинное отделение.

Долгие тренировки дали о себе знать – паники на сухогрузе не наблюдалось. Экипаж и артиллеристы быстро и четко заняли места по боевому расписанию и уже в 9:00 начали отвечать немцам изо всех стволов. Второй помощник Джозеф Э. Лайман командовал носовыми 37-мм орудиями, Вирджил Баллок стрелял из 12,7-мм пулемета, расположенного на мостике, кормовое орудие под руководством Уиллета открыло огонь по меньшему из судов противника (им оказался «Штир»). Старший стюарт Форд Стилсон перевязал тяжелораненого Можковски, однако того вскоре опять серьезно ранило.

Начавшийся бой походил на дуэль австралийского легкого крейсера «Сидней» с германским рейдером «Корморан», только наоборот. Германским 6х150-мм, 2х37-мм, 4х20-мм орудиям американцы смогли противопоставить только одно кормовое 102 мм, два носовых 37 мм и шесть пулеметов (4х12,7-мм и 2х7,7-мм). Вес бортовой залп американца составил всего 14 кг против 181 кг у его противника. Однако, немцы не ожидавшие получить столь ожесточенного отпора растерялись. Поразив назначенные цели (радиорубку, мостик, машинное отделение) расчеты орудий «Штира» открыли беспорядочную стрельбу по судну противника. При этом, немецкие артиллеристы совершили ту же ошибку, что и во всех предыдущих столкновениях. Орудия транспорта оказались неподавленными, хотя дистанция (чуть более 1000 м) позволяла это сделать с легкостью. В результате американцы смогли расстрелять по германскому рейдеру практически весь имеемый боезапас, нанеся ему серьезные повреждения.

Один из первых снарядов, поразивших «Штир» заклинил руль на правый борт, лишив вспомогательный крейсер возможность управляться. Другой попал в машинное отделение, разбив один из цилиндров дизеля, а его осколки продырявили трубу гидравлической системы, идущую к приводу наведения торпедных аппаратов. В результате этого попадания рейдер потерял ход, и из строя вышли торпедные аппараты.

Седьмой снаряд, разорвавшись в носовом трюме, перебил трубопровод соединяющий носовые топливные танки с машинным отделением. Начавшийся там пожар не удалось потушить до момента гибели рейдера. Из-за перебоя в подаче топлива остановились электро-дизель генераторы, при этом прекратилась механическая подача боезапаса. Снаряды пришлось подавать вручную. Очередной снаряд, поразивший топливную цистерну почти на миделе, вызвал в ней пожар, который вскоре перекинулся на центральную надстройку. Так как из строя так же вышла система пожаротушения, значительной части личного состава пришлось включиться в борьбу с огнем. Все это привело к тому, что пушки рейдера стали стрелять значительно реже. «Танненфельс», видя бедственное положение товарища, ввязался в бой, открыв огонь из своих зенитных автоматов и пулеметов. Примечательно, что во время боя Герлах пытался вызвать на помощь находившийся в 120 милях «Михель», но фон Руктешелль посчитал это сообщение ловушкой и ушел из опасного района.

Однако, огневое превосходство «Штира», находившегося даже в таком плачевном состоянии, в купе с посильной помощью «Танненфельса», вскоре начало сказываться. «Либерти» полыхал практически от носа до кормы, скудный боезапас подходил к концу, а экипаж транспорта понес большие потери убитыми и ранеными. Видя бесперспективность дальнейшего сопротивления Пол Бак отдал приказ команде покинуть судно. Приблизительно в это время, снаряд попал в носовую орудийную платформу, при этом погибли Лайман и два подносчика снарядов. Оставшийся в живых артиллерист Уоллес Э. Брэк спрыгнул за борт и забрался в одну из шлюпок спущенную по правому борту. Однако в нее тут же попал снаряд и Брэк вновь очутился в воде, оказавшись единственным выжившим из всех находившихся в шлюпке.

Буквально сразу после этого другой снаряд разорвался рядом с кормовым орудием и уничтожил весь расчет, который успел к этому времени сделать 35 выстрелов. «Стивен Хопкинс» остался без защиты. Но тут к 102-миллиметровке бросился самый юный член команды, 18-летний кадет Эдвин Джозеф О’Хара. Приписанный к машинному отделению, он, тем не менее, все свое свободное время проводил у орудия. За время рейса кадет очень подружился с ненамного старшим, чем он сам, 22-летним энсином Уиллетом, и тот обучил друга премудростям артиллерийской науки. Это оказалось ненапрасным. О’Хара в одиночку сумел выпустить последние пять снарядов, добившись при этом пяти (!!!) попаданий в «Штир». К сожалению, юный герой погиб через несколько минут, когда помогал переправлять раненных на спасательные плоты.

26.

Рис.26 «Кадет О’Хара ведет огонь по «Штиру». Репродукция с картины У.М. Уилсона.

В 09:18 Герлах отдал приказ прекратить стрельбу из-за того, что американский корабль уже весь горел и прекратил сопротивление. Всего бой продлился около 20 минут. Однако повреждения нанесенные противниками друг другу оказались фатальными для обоих.

После приказа капитана Бака оставить судно, второй механик Джордж С. Кронк и старший стюард Форд Стилсон смогли спустить уцелевшую спасательную шлюпку №1. На нее перешли 19 оставшихся в живых из 58 человек, находившихся на борту американского транспорта. Пятеро из них имели тяжелые ранения. Еще несколько человек во главе с третьим помощником разместились на спасательных плотах. Около 10:00 «Стивен Хопкинс» затонул. На его борту остались капитан Пол Бак и тяжелораненый старший помощник Ричард Можковски отказавшиеся покинуть судно, так же как и не вернувшийся из машинного отделения старший механик Руди Рутц. Кронк был последним, кто видел капитана живым – тот выбросил за борт пакет с секретными документами и скрылся за надстройкой с другой стороны борта. Покинувшим же «Хопкинс», предстояло изнурительное 1800-мильное путешествие без каких-либо навигационных приборов, которое закончилось через месяц, 27 октября, на побережье Бразилии в небольшой рыбацкой деревушке Барра-де-Стапапуана в 22 километрах от Рио-де-Жанейро.

27.

Рис.27 Старший механик «Стивена Хопкинса» Рудольф Аугуст Рутц.

Только, 15 отважным морякам, из 19 находящимся в шлюпке удалось увидеть землю. Четверо не вынеся лишений плавания умерло в океане, так же как и все кто находился на спасательных плотах. Всего в живых осталось 10 моряков из экипажа транспорта и 5 артиллеристов. Для единственного пассажира Джорджа Таунсенда решение пересечь океан именно на «Стивене Хопкинсе» оказалось роковым. Уже после войны стало известно, что несмотря на приказ Герлах найти и поднять на борт «Таннефельс» спасшихся с американского судна, экипажи обоих германских кораблей, озлобленные собственными потерями, отказались его выполнять(См.ссылку№3) .

28.

29.

Рис.28 и 29 Два фото горящего «Штира».

После того как американский сухогруз скрылся под волнами, перед командиром «Штира» во весь рост встала проблема спасения своего корабля. Лишенный хода и управления рейдер медленно переваливался на океанской волне. Пожар подбирался к трюму №2, где еще оставалось 19 запасных торпед, угрожая гибелью крейсеру. Затоплением погребов боезапаса эту проблему удалось решить лишь частично, ведь система пожаротушения не работала. Из-за волнения пожарные рукава с танкера подать не удалось. В 10:14 на рейдере удалось запустить дизель, но уже через 10 минут он заглох, и «Штир» остановился навсегда. Попытки «Танненфельса» взять вспомогательный крейсер на буксир окончились ничем.

После того как в 10:58 доложили, что пожар в машинном отделении вышел из-под контроля, Герлах, (и без того сильно опасавшийся появления самолетов или кораблей союзников, привлеченных сигналами бедствия «Стивена Хопкинса») посовещавшись со своими офицерами, дал приказ команде оставить корабль и перейти на «Таннефельс». Собравшая команда прокричала четыре раза «Зиг Хайль» в честь фюрера, Родины, «Штира», его последнего противника (!) и вместе с оставшимися пленными перебралась на танкер. Всего в ходе боя на вспомогательном крейсере погибло четверо, среди них главный врач Мейер-Хамме, и ранено 33 человека. В 11:57 взорвался первый подрывной заряд, через две минуты второй и горящий «Штир» вперед кормой ушел на дно в точке 24°44'S/21°50'W. «Таннефельс» благополучно, но с лишениями, доставил команду вспомогательного крейсера и пленных моряков 2 ноября 1942 г. сначала в Руайян, а затем 8 ноября в Бордо.

30.

Рис.30 Третий участник боя – блокадопрорыватель «Танненфельс», доставивший затем команду «Штира» во Францию.

Принято считать, что всего в течение боя американцы добились около 35 (!) попаданий, из них 15 приходилось на долю 102-мм орудия. Сам Герлах в своем официальном рапорте насчитывает 30 попаданий 102-мм снарядов, что дает фантастическую точность стрельбы американцев – 75 %. Спишем это на горячку после боя (вероятно, учли и попадания из 37-мм орудий), а также на вполне понятное желание оправдаться за потерю «Штира».
Кроме этого рейдер получил несчетное количество пробоин от пулеметного огня. Оказавшись в рейхе, Герлах ни как не мог поверить, что его противником оказался медлительный и слабовооруженный «либерти». В рапорте он утверждал, что принял бой с вспомогательным военным кораблем, а то и вспомогательным крейсером:

«Встреченный нами транспорт был так же хорошо вооружен, как и «Штир». Мы все хорошо видели на «Хопкинсе» на корме одно орудие калибром 150-мм, в середине перед трубой и на носу по паре 102 или 127-мм орудий, а так же несколько зенитных орудий калибром 20- и 40-мм».

Так закончилась несчастливая одиссея Хорста Герлаха и его команды. Впоследствии большая часть офицеров и матросов со «Штира» получила назначение на несостоявшийся рейдер «Шифф 5» («Ганза»). Карьера «Штира» стала самой быстротечной и неудачной из всех девяти германских рейдеров действовавших в мировом океане во время Второй мировой войны. Она продолжалась 142 дня. За это время было потоплено всего 4 корабля суммарным водоизмещением 30725 брт.
31.

32.

Рис. 31 и 32 Капитан цур зее Хорст Герлах.

Хочется сказать немного слов и о капитане цур зее Хорсте Герлахе. От командира рейдера в походе зависит слишком многое – он должен быть умным, волевым, изобретательным, хладнокровным, для того чтобы суметь успешно воевать в сложнейших условиях и обстоятельствах. Именно поэтому РВМ назначало на должности командиров вспомогательных крейсеров таких ярких, неординарных офицеров как Рогге, Айссен, Крюдер или Детмерс. Вероятно, Герлах не в полной мере отвечал этим требованиям. Командир «Михеля» фон Руктешелль полагал его мало подходящим для напряженной роли командира рейдера, считая, что тот очень мало уделяет внимания стратегии и тактике действия в океане, а также не обсуждает эти вопросы со своими офицерами. В свою очередь, офицерский состав «Штира» тоже имел не слишком оптимистичное мнение о командирских способностях Герлаха, считая, что тот находится не совсем на своем месте. Сам же капитан цур зее считал, что не сумеет добиться серьезных успехов, из-за того, что его команда слишком молода и слабо обучена, а корабль не обладает достаточной скоростью. Вдобавок, Герлах придерживался точки зрения, что его миссия носит скорее стратегический характер и заключается в нарушении торговых коммуникаций противника самим фактом присутствия на них рейдера, чем нанесением реального ущерба в виде потопленных судов.

Скептически был настроен и первый офицер лейтенант резерва Лудольф Петерсен. До прихода на «Штир» он служил призовым офицером на «карманном» линкоре «Адмирал Шеер» и рейдере «Пингвин», и успешно привел несколько захваченных норвежских китобойцев из Антарктики в Бордо. Имевший наибольший опыт из всех офицеров «Штира» Петерсен, вообще считал, что после вступления США в войну время надводных коммерческих рейдеров уже прошло, и их плавание лишено смысла. Его беспокоило низкое качество подготовки артиллеристов, а также маскировка рейдера, которую он считал неадекватной из-за того, что все орудия находились выше уровня верхней палубы. Нельзя сбрасывать со счетов и обыкновенного везения, которого Герлаху фатально не хватало, как скажем, тем же Крюдеру или Детмерсу. Из четырех его противников, двое (!) получили от Морской администрацией США почетный статус «Gallant Ship», а ведь за все время Второй мировой войны всего лишь девять судов удостоились такой чести. Наверное, поэтому Герлах оказался единственным командиром вспомогательного крейсера, который не стал кавалером Рыцарского креста, а был всего лишь награжден Германским крестом в золоте (2.11.1942). После возвращения в рейх Герлах занимал в основном должности на берегу, командуя флотилиями охраны побережья. Он вышел в отставку 2 марта 1946 г. Умер «последний пират фюрера» в 1970 г.

33.

34.

35.

Рис.33, 34 и 35 Моряки-герои – Эдвин Джозеф О’Хара, Джордж С. Кронк, Форд Стилсон.


36.

Рис.36 Адмирал Э.С. Лэнд, председатель Морской комиссии США, вручает Distinguished Service Medal 2-му лейтенанту Армейского корпуса милосердия Гертруде Бак, вдове капитана Пола Бака.

37.

Рис.37 Высшая награда торгового флота США Distinguished Service Medal.

Его противники получили в США громкие почести. Как упоминалось выше, самому «Стивену Хопкинсу» присвоили статус «Gallant Ship». Энсина Кеннета М. Уиллета посмертно наградили Военно-морским крестом за доблесть, а также назвали в его честь эскортный миноносец DE-354 «Кеннет М. Уиллет», вступивший в строй в 1944 г. Кроме этого, его именем и именем кадета Эдвина Джозефа О’Хара были названы строения в Академии торгового флота США в Кингз-Пойнт, Нью-Йорк, которая единственная из всех учебных гражданских учреждений США получила право на подъем боевого флага. Пола Бака, Ричарда Можковски, Джозефа Э. Лаймана, Эдвина Джозефа О’Хара посмертно наградили высшей наградой торгового флота США Distinguished Service Medal, как и капитана «Стэнвэк Калькутты» Густава О. Карлссона. Выжившие Джордж С. Кронк и Форд Стилсон за мужество, отвагу и верность долгу также получили Distinguished Service Medal . Главный механик «Хопкинса» Рудольф А. Рутц посмертно удостоился Mariner’s Medal. Три новых «либерти» получили имена в честь Пола Бака, Ричарда Можковски и Эдвина Джозефа О’Хара. Кроме этого в строй вошел новый «Стивен Хопкинс». Правда, карьера «Эдвина Дж. О’Хара» оказалось недолгой. После спуска на воду транспорт по ленд-лизу передали Великобритании и переименовали в «Самбо». Плавая под флагом знаменитой компании «Кунард Уайт Стар» 10 ноября 1943 г. он был торпедирован в Аденском заливе японской подводной лодкой I-27. Уже в наши дни, в 1985 г., «Америкэн Шип Билдинг Компани оф Тампа» построила для Командования морских перевозок США 30000-тонный танкер, получивший название в честь капитана «Стивена Хопкинса» Пола Бака.

38.

Рис.38 Эскортный миноносец DE-354 «Кеннет М. Уиллет»

39.

Рис.39 Танкер «Пол Бак», доставивший годовой запас топлива для антарктической станции Мак-Мёрдо, 26.02.2005 г. На заднем плане российский ледокол «Красин».

В заключении хочется привести высказывание известного английского историка флота С. Роскилла о команде «Стивена Хопкинса»: «Личный состав судна провел бой, которым могут гордиться все военно-морские и торговые флоты союзников, и который привел к гибели одного из тяжеловооруженных и опасных немецких рейдеров».

Виктор Галыня

(статья опубликована в журнале "Флотомастер"№6,2006)
материалы для оформления статьи предоставлены автором.



Ссылка №1 Германская радиоразведка перехватила сообщение о выходе лайнера и сумела расшифровать его.

Ссылка №2 «Танненфельс» приходился «родным братом» двум, наверное, самым знаменитым германским вспомогательным крейсерам «Атлантису» («Голденфельс») и «Пингвину» («Кандельфельс»).

Ссылка №3 Есть и другая версия. Немецкий историк Аугуст Карл Мюггенталер пишет, что Герлах и Хаазе (командир «Танненфелса») отдали приказ попытаться найти кого-нибудь из экипажа «Хопкинса», но как отмечено в вахтенном журнале «никакие пленные не были найдены из-за плохой видимости».



Die uberwasserpiraten den Unterwasserpiraten Спасибо: 0 
Профиль
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 54
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия