От Саламина до Мидуэя. История войны на море
От Саламина до Мидуэя. История войны на море
Вопросы М.Э. Морозову. Господа! Если вы имеете вопросы, касающиеся действий нашего флота и авиации в ВОВ , то можете задать их персонально Мирославу Эдуардовичу вот здесь

АвторСообщение
поручик Бруммель
администратор


Пост N: 521
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.03.07 19:13. Заголовок: Патянин С. "Итальянские торпедные катера и сверхмалые ПЛ на Черном море в 1942-1943"(перевод)


Альберто Росселли

Итальянские торпедные катера и сверхмалые подводные лодки на Черном море в 1942-1943



(перевод с английского и комментарии Сергея Патянина)



От переводчика. Советское общество долгое время существовало в условиях “железного занавеса”, что самым негативным образом сказывалось на изучении его истории, в том числе военной. Реальные события и факты подменялись идеологическими штампами и откровенными вымыслами. Поэтому избавление от “руководящего и направляющего” партийного контроля в 1990-е годы породило обратную волну: перед любителями военной истории открылся доступ к западной литературе, и возникло необоснованное мнение, что уж “там”, “у них” все давно исследовано и разложено по полочкам, и мы сейчас узнаем всю правду. Не стали исключением и любители военно-морской истории. Между тем, советский флот и его действия в годы Великой Отечественной войны для западных исследователей все это время оставались “Terra Incognito”, и все события с его участием описывались столь же односторонне. Отсутствие информации “с той стороны” давало западным исследователям моральное оправдание делавшимся ими “припискам”: дескать, молчание – знак согласия. Как следствие, многие работы буржуазных историков являлись зеркальным отражением “сказок русских писателей”.

Типичным примером такого подхода может служить представляемая публикация. Ее автор, довольно известный в итальянских разделах “всемирной паутины”, демонстрирует не только полное пренебрежение к материалам российских архивов и работам российских историков, но и довольно слабое владение собственно итальянской документальной базой. К сожалению, подобный подход характерен не только для данного автора и не только для Интернета. Поэтому хочется выразить надежду, что данный материал и комментарии к нему послужат предостережением для русскоязычных читателей, привыкших безоговорочно доверять “продвинутым” западным авторам.



В конце марта 1942 года, одновременно с началом немецкого наступления в Крыму, направленного против укрепленной военно-морской базы Севастополь, верховное командование в Берлине осознало потребность в легких и быстроходных кораблях, предназначенных для защиты морских коммуникаций, проходивших вдоль южных берегов Крымского полуострова и в Азовском море, а также в некотором количестве подводных лодок небольшого водоизмещения.

Осознавая невозможность срочной переброски столь необходимых боевых единиц (начиная с весны 1942 года немцы по Дунаю перебросили на Черное море небольшое количество боевых катеров и подводных лодок), адмирал Редер обратился в Главное командование итальянского флота с просьбой направить для участия в боевых действиях на столь удаленном театре (а также на Ладожском озере (см.ссылку №1)) смешанной флотилии торпедных катеров, сверхмалых подводных лодок типа “СВ” и взрывающихся катеров (итал. “barchini” – “плоскодонки”).


MAS-526 на Ладоге


MAS-527 на Ладоге

Эти небольшие силы противостояли могучему советскому Черноморскому флоту, состоявшему из одного линейного корабля (“Парижская коммуна”), четырех тяжелых крейсеров (среди них “Молотов”, построенный по довоенному итальянскому проекту), около десяти эскадренных миноносцев (в том числе нескольких больших типа “Харьков”), лидера эскадренных миноносцев “Ташкент”, приблизительно 29 подводных лодок малого и среднего водоизмещения и многочисленных катеров и транспортных судов.* Находясь под благоприятным впечатлением от многочисленных успехов, одержанных итальянскими боевыми катерами в ходе первых двух лет войны на Средиземном море, Редер рассчитывал на поддержку своего предложения с итальянской стороны (первое формальное предложение об итальянском участии в действиях на Черном море было сделано немецким адмиралом еще 14 января 1942 года, в преддверье грандиозного немецкого наступления на Южной Украине).

* К маю 1942 года в состав Черноморского флота входили 1 линкор (“Парижская коммуна”), 4 крейсера (“Ворошилов”, “Молотов”, “Красный Кавказ”, “Красный Крым”), 2 лидера эскадренных миноносцев (“Ташкент” и “Харьков”), 11 эскадренных миноносцев (3 проекта 7у, 5 проекта 7, 3 типа “Новик”), 45 подводных лодок (3 типа “Д”, 5 типа “Л”, 3 типа “С”, 26 типа “Щ”, 5 типа “А” и 16 типа “М”), 3 канонерских лодки, 2 сторожевых корабля, 11 базовых тральщиков, около 75 торпедных катеров, около 55 малых охотников (учтены боевые корабли основных классов специальной постройки).

Стоит подчеркнуть, что это было, насколько известно, единственным случаем за весь период германо-итальянского военного сотрудничества (1940-1943 гг.), когда германская сторона обратилась к Италии с просьбой о предоставлении специфической военной помощи по тем соображениям, что “в отношении легких торпедных боевых единиц, как подводных, так и надводных, Реджиа Марина превосходит все, что мы имеем” [Редер]. В качестве компенсации за активную помощь со стороны германских подводных лодок, которые с 1941 года сражались против британского флота на Средиземном море, и чтобы не разочаровывать союзника итальянский адмирал Рикарди немедленно дал указание выделить четыре 24 тонных торпедных катера типа “MAS”, шесть 35 тонных подводных лодок типа “СВ”, пять малых торпедных катеров и пять “плоскодонок”.* Эти силы были сгруппированы в три дивизиона, сведенные в 101 ю флотилию, и подготовлены к отправке на Черное море в составе так называемой “колонны Мокагата”. Командиром итальянского ударного соединения стал капитан 2 ранга Франческо Мимбелли.

* Реально для действий на Черном море итальянский флот выделил десять торпедных катеров (“МАS 566” - “МАS-575”), шесть сверхмалых подводных лодок (“СВ-1” – “СВ-6”), пять малых торпедных катеров типа “MTSM” (№№ 204, 206, 208, 210, 216) и пять взрывающихся катеров типа “МТМ”.


капитан 2 ранга Франческо Мимбелли

Первая большая проблема была связана с переброской кораблей на Черное море. Фактически единственным возможным решением мог стать наземный транспорт, поскольку подконтрольный Турции пролив Дарданеллы был закрыт для прохода военных кораблей международными соглашениями. В попытках разрешить эту сложную задачу итальянское военно-морское командование наглядно доказало свои способности и творческое мышление, в кратчайшие сроки собрав специальную колонну, состоявшую из 28 большегрузных тягачей, трех тракторов, десяти грузовиков, бензозаправщиков и трейлеров. Длинная колонна покинула военно-морскую базу в Специи 25 апреля и, после успешного преодоления бесчисленных препятствий и трудностей пути (водителям и саперам пришлось в ряде случаев сносить придорожные здания, чтобы освободить путь громоздким машинам), прибыла в Вену, где корабли были спущены на речную гладь Дуная. По реке они добрались до румынского порта Констанца (2 мая). Выйдя из него, после короткого и несложного морского перехода, итальянские корабли достигли русского порта Ялта, который стал их первой оперативной базой.


Переброска MAS на Черное море

Всего через несколько дней после прибытия в указанный район, расположенный на южном побережье Крымского полуострова, итальянское соединение было готово к действиям против многочисленных советских боевых кораблей и транспортных судов, совершавших переходы в квадрате, ограниченном Севастопольской крепостью, Керченским проливом и военно-морскими базами Новороссийск и Туапсе. С мая 1942 по май 1943 года действия итальянских кораблей были напряженными и блистательными, и, благодаря одержанным победам, заслужили уважение как германского союзника, так и русского противника.


сверхмалые ПЛ типа “СВ” в Севастополе

11 и 13 июня 1942 года “МАСы” торпедировали 5000-тонный пароход (потоплен) и 10 000-тонный транспорт (поврежден, добит немецкими пикирующими бомбардировщиками “Юнкерс-87”).* По тактическим соображениям и в целях безопасности, итальянские силы были разделены между базами Ялта и Феодосия, где пережидали неистовые воздушные атаки противника, располагавшего в данном районе примерно 700 боевыми самолетами – истребителями, бомбардировщиками, разведчиками. Не будучи способными обеспечить себе адекватную противовоздушную оборону (немцы, ведущие тяжелые бои на укреплениях Севастополя и Балаклавы, а также на фронте под Мариуполем, Ростовом и Краснодаром, почти никогда не выделяли итальянским кораблям воздушной поддержки), “МАСы” и сверхмалые подлодки понесли первые потери. На рассвете 13 июня группа советских истребителей и истребителей-бомбардировщиков “Як” и “Ил”, поддержанная примерно дюжиной торпедных катеров, атаковала ялтинский порт, потопив субмарину, которой командовал лейтенант Фарольфи.** Однако эта потеря была компенсирована двумя блистательными победами. 15 и 18 июня, в ходе ночных операций, “малютки” “СВ 2” и “СВ 3” успешно выпущенными торпедами потопили советские подводные лодки “С 32” и “Щ 306” (водоизмещением 1070 и 705 тонн соответственно), совершавшими плавание в надводной положении.***

* 11 июня переход в Севастополь совершал транспорт “Белосток” в охранении базовых тральщиков “Взрыв”, “Трал” и 3 катеров “МО”. Контактов с противником конвой не отмечал. 13 июня переход в Севастополь совершал транспорт “Грузия”, потопленный при швартовке германской авиацией. В тот же день “Белосток”, 2 тральщика и 3 катера “МО” вышли из Севастополя. Конвой отразил атаку вражеских торпедных катеров, самолетов-торпедоносцев, уклонился от торпед подводной лодки и прибыл в Новороссийск без потерь.
** В действительности подводная лодка “СВ 5” была потоплена торпедой советского торпедного катера “Д 3” (командир - ст. лейтенант О.М. Чепик).
*** Обе версии не соответствуют действительности. “С 32” вышла в последний поход только 26 июня и погибла, вероятнее всего, при налете германской авиации. Таким образом, утверждение о ее гибели 15 июня от торпед “СВ 3” является необоснованным. Атака “СВ 2” 18 июня также была безрезультатной, названная же автором “Щ 306” реально действовала на Балтике и погибла еще в ноябре 1941 года.


Д-3 у побережья Кавказа 1942


MAS-568 спускают на воду в Гурзуфе

18 июня стало днем крови и славы для “МАСов”. Два итальянских торпедных катера атаковали караван заполненных солдатами больших самоходных барж, направлявшихся в Севастополь под эскортом шести канонерских лодок. В бою, завершившемся подтвержденным потоплением советского транспорта*, был смертельно ранен находившийся на борту “MAS 571” лейтенант Бисаньо.

* Реально в ранние часы 19 июня торпедой “МАS 571” (капитан 3 ранга Кастаньяччи) южнее Ялты была потоплена советская подводная лодка “Щ 214” (капитан 3 ранга Власов В.Я.), совершавшая одиночный переход в надводном положении. Еще одной победой итальянских катерников стал советский сторожевой катер “СКА-021”, севший на мель у берегов Крыма и 1 июля расстрелянный артиллерийско-пулеметным огнем “МАS-572”, “МАS 573” и “МТSМ 216”.

В конце июня – начале июля итальянцы, вместе с немцами и румынами, принимали участие во взятии крепостей Севастополь и Балаклава. В ходе этих операций особенно проявил себя капитан 3 ранга Тодаро, который со своим соединением неоднократно вступал в поединки с многочисленными кораблями противника (как надводными, так и подводными), использовавшимися для эвакуации из осажденной крепости специалистов, политических комиссаров и высших офицеров Красной Армии. В ходе гигантской битвы, продолжавшейся в крымских водах с мая по июль 1942 года, четыре торпедных катера типа “MAS” совершили 65 боевых походов, а малые торпедные катера и субмарины – соответственно 56 и 24 боевых походов.

Немецкий адмирал Шустер (командующий военно-морской группой “Зюд”) в качестве выражения своего восхищения превосходной работой итальянских кораблей и их экипажей 29 июня направил адмиралу Рикарди свои персональные поздравления, отметив в итальянском радиокоммюнике “боевой дух итальянских моряков под командованием капитана 2 ранга Мимбелли”. С продвижением на восток немецкой группы армий “Юг” итальянская флотилия на Черном море также перенесла свои передовые базы дальше на восток, в качестве тыловых баз по-прежнему служили Феодосия и Иван-Баба. В течение августа, в то время как флотилия немецких быстроходных десантных барж начала перебазирование на восточное побережье Крыма для действий в Азовском море (перевозок личного состава, вооружения и предметов снабжения для подготовки нового наступления на Кавказ), задачей итальянских торпедных катеров оставалось противодействие атакам советских торпедных и артиллерийских катеров.

В ночь со второго на третье августа “MAS 573” (капитан 3 ранга Кастаньяччи), “MAS 568” (лейтенант Леньяни) и “MAS 569” (лейтенант Феррари) к юго-западу от Керчи атаковали тяжелый крейсер “Молотов” (типа “Киров” (см.ссылку №2)) и лидер эскадренных миноносцев “Харьков” (типа “Ленинград”), пытавшиеся противодействовать германским транспортным перевозкам. Два больших советских корабля под командованием капитана 1 ранга Н.Е. Басистого двигались вдоль побережья, ведя огонь из своих 181 мм, 122 мм и 100 мм орудий* по береговым объектам, расположенным между Иван-Бабой и Феодосией. Они представляли серьезную опасность: атака могучего 10 000-тонного крейсера, вооруженного девятью 181 мм орудиями, против флотилии небольших немецких десантных барж, которая в тот момент находилась в море, безусловно, могла привести к катастрофе. Командиры “MAS 573” и “MAS 568” решили немедленно атаковать противника. Торпеды с “MAS 573” прошли мимо, но “MAS 568” Леньяни подошел к крейсеру на очень близкую дистанцию и выпустил обе свои торпеды: первая промахнулась, зато вторая пошла удачно и угодила в кормовую часть корпуса “Молотова”, который, тем не менее, накрыл итальянские катера огнем 100 мм и 45 мм орудий. После нанесения удара “MAS 568” попытался оторваться от неприятеля быстрым и энергичным маневрированием, однако эсминец “Харьков”, подоспевший на помощь крейсеру, погнался за ним на полном ходу. С выдающимся хладнокровием Леньяни приказал своим матросам сбросить с кормы все имевшиеся на борту десять малых глубинных бомб, установив их на минимальную глубину взрыва. Бомбы взорвались очень удачно – перед самым носом “Харькова”, нанеся русскому эсминцу серьезные повреждения и заставив прекратить преследование.** Оба неприятельских корабля – “Молотов” и “Харьков” – вышли из боя, устремившись на восток, чтобы как можно быстрее добраться до своей базы. “MAS 568”, которому в течение всего 15 минут удалось повредить два крупных вражеских корабля, сумел вернуться в Ялту, хотя был атакован и поврежден несколькими советскими самолетами, привлеченными огнем взрывов.

* В действительности, крейсер имел на вооружении 180 мм, 100-мм и 45 мм орудия, лидер – 130 мм, 76 мм и 37 мм орудия. Артиллерия калибра 122 мм на кораблях советского ВМФ не устанавливалась.
** Обстоятельства данного боя изложены автором несколько вольно.
Во-первых, согласно записям в Журнале боевых действий германского штаба Руководства войной на море, итальянцы преувеличили свои достижения втрое: “MAS 573” доложил о попадании одной из двух своих торпед, “MAS 568” - о попадании обеих выпущенных торпед. Во-вторых, одновременно с атакой “МАСов” советский отряд был атакован германскими самолетами-торпедоносцами Не 111Н-6 из состава 6./KG 26, причем ряд историков “авторство” повреждения “Молотова” приписывает именно им. Такое же мнение складывается после прочтения мемуаров Н.Е. Басистого. При этом немцы завысили свои успехи также в три раза. В-третьих, ни о каком преследовании лидером “Харьков” неприятельского торпедного катера в материалах советской стороны не сообщается, но говорится, что лидер уклонился от одной торпеды, а артиллерийским огнем поджег один из катеров. Повреждений в бою корабль не получал.



«Молотов» в 1942.

Утром 3 августа “MAS 573” и “MAS 569” тоже вернулись в Феодосию. После этого блистательного боя, завершившегося выведением из строя “Молотова” (корабль был приведен на буксире в порт Батуми и отправлен на верфь, но понадобилось два года для полного ремонта, кормовую часть на протяжении 20 метров от ахтерштевня пришлось изготовить практически заново: была взята часть корпуса однотипного крейсера “Фрунзе”*, находившегося в то время в постройке) и повреждением “Харькова” (эсминец был отремонтирован на судоверфи за несколько недель), итальянские торпедные катера совершили около шести боевых походов, потопив еще лишь 3000-тонный пароход**.

* Крейсер “Фрунзе” относился к проекту 68, тогда как “Молотов” – к проекту 26-бис. Стыковка кормовой части первого ко второму была затруднена из-за несовпадения ширины корпусов.
** Реально 5 сентября. торпедный катер “МАS-568” (лейтенант Майно) в районе мыса Утриш торпедировал советский грузовой пароход “Фабрициус”, который еще 2 марта выбросился на камни после повреждения немецким самолетом-торпедоносцем.


MAS-570 в Феодосии

9 сентября 1942 года, сразу после посещения “итальянской” военно-морской базы в Ялте адмиралом Редером, база была яростно атакована эскадрильей советских истребителей-бомбардировщиков, которые потопили “MAS 571”, “MAS 573” и баржу, а также серьезно повредили “MAS 567”, “MAS 569” и “MAS 572”.*

* Реально налет был произведен восемью бомбардировщиками ДБ 3ф из состава 50-го гвардейского и 36-го минно-торпедных авиаполков ВВС Черноморского флота.


Визит Редера в Ялту (слева от него Мимбелли)

В период между октябрем 1942 и январем 1943 года (как раз в период советского зимнего наступления, которое привело к капитуляции войск Оси в Сталинграде и отступлению с Кавказа и излучины Дона) активность итальянских боевых единиц (как надводных, так и подводных) была серьезно ограничена тяжело складывавшейся обстановкой на фронте и снижением количества выделяемого флотилии топлива, поэтому командование итальянского флота отдало распоряжение личному составу вернуться домой, оставив немецким морякам (часть из них прошла тренировки в военно-морской базе Пола в Истрии, а также на моторостроительном заводе “Изотта-Фраскини” в Милане) оставшиеся боеготовыми корабли.


MAS в Севастополе зимой 1942-43

Несмотря на это, с января по март 1943 года итальянские моряки продолжали сражаться. 17 апреля, в ходе немецкой операции по очистке крупного плацдарма под Новороссийском, семь “МАСов” (понесенные потери были возмещены за счет новых единиц, доставленных из Италии *) вместе с несколькими германскими торпедными катерами перебазировались в Анапу, чтобы оттуда совершать набеги против советского прибрежного судоходства. Однако 25 апреля, после нескольких бесплодных стычек, все операции в данном районе были прекращены.

* Данное утверждение автора не соответствует действительности.

После оставления пунктов базирования в Феодосии и Иван-Бабе, слишком опасных из-за нараставшего советского воздушного натиска *, 13 мая итальянские торпедные катера провели свою последнюю миссию под Ялтой, а 20 го состоялась официальная церемония передачи итальянских кораблей Кригсмарине.** Последними на Черном море боевыми единицами с итальянскими экипажами стали сверхмалые подлодки типа “СВ”, которые из новой базы в Севастополе с июня по август 1943 года совершили 21 боевой поход, но лишь один из них (25-26 августа) дал положительный результат: субмарина под командованием капитан-лейтенанта Армандо Сибилле успешно торпедировала и потопила советскую подводную лодку неидентифицированного типа.*** После этого последние “малютки” были поставлены на консервацию в румынском порту Констанца, где в августе 1944 года были захвачены русскими в крайне плохом состоянии.****

* 12 мая во время атаки трех штурмовиков Ил-2 из состава 8-го гвардейского штурмового авиаполка ВВС Черноморского флота торпедный катер “МАS 572” вследствие полученных повреждений потерял управление, столкнулся с катером “МАS 566” и затонул в районе банки Мария-Магдалина.
** Реально германскому флоту были переданы только катера типа “MAS”. Все пять катеров типа “МТSМ” и четыре катера типа “МТМ” (один был утрачен в ходе боевых действий) были возвращены в Италию еще в феврале 1943 года. Переданные немцам “МАS 566”-“МАS-570”, “МАS 574” и “МАS 575” получили номера “S 501” - “S 507” соответственно. “S 507” погиб 27 мая в гавани Феодосии в результате столкновения; “S 501” исключен из списков 10 октября 1943 г., остальные 20 августа 1943 г. переданы румынскому флоту.
*** 25 августа сверхмалая подводная лодка “СВ-4” в районе мыса Тарханкут потопила советскую подводную лодку “Щ-203”.
**** 20 октября 1944 г. четыре подводных лодки типа “СВ” зачислены в состав Черноморского флота, но в феврале 1945 г. из-за плохого технического состояния сданы на слом.


Примечания автора

Ссылка №1 На Ладожском озере действовал 12 й дивизион торпедных катеров (“MAS 527” и “MAS 528”)* под командованием капитана 3 ранга Бьянчини. Катера были перевезены из Специи на берега этого огромного озера, расположенного севернее Санкт-Петербурга, колонной тягачей, преодолев более 3000 километров всего за 26 дней. 15 августа 1942 года два итальянских торпедных катера начали свою блистательную деятельность с успеха: “MAS 527” под командованием капитан-лейтенанта Ренато Беки потопил советскую канонерскую лодку типа “Бира”. 28 августа “MAS 528” также потопил неприятельское судно: большую шаланду водоизмещением более 1000 тонн, заполненную солдатами. 29 сентября катера пытались торпедировать советскую вооруженную самоходную баржу, а 22 октября, всего за несколько дней до ледостава, провели свой последний бой, атаковав с ближней дистанции торпедами и пулеметным огнем советскую канонерку.** В ноябре оба торпедных катера были переданы финскому флоту, а их экипажи вернулись в Италию.***

* Реально в состав итальянского дивизиона на Ладожском озере входило четыре торпедных катера: “МАS 526”-“МАS-529”.
** Ни один из заявленных итальянцами боевых успехов на Ладожском озере не подтверждается документами советской стороны.
*** В составе финского флота итальянские катера получили следующие наименования: “МАS 526” - J 1 “Юлхя”, “МАS 527” - J 2 “Юрю”, “МАS 528” - J 3 “Юске”, “МАS 529” - J 4 “Юмю”.

Ссылка №2 Крейсер “Молотов”. Хотя эти корабли классифицировались русскими как легкие крейсера, сравнение их водоизмещения и вооружения с аналогичными кораблями других флотов того же периода, указывает, что они более соответствуют классу тяжелых крейсеров.

Синим даны комментарии переводчика.


Die uberwasserpiraten den Unterwasserpiraten Спасибо: 0 
Профиль
Новых ответов нет


Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 48
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия