От Саламина до Мидуэя. История войны на море
От Саламина до Мидуэя. История войны на море
Вопросы М.Э. Морозову. Господа! Если вы имеете вопросы, касающиеся действий нашего флота и авиации в ВОВ , то можете задать их персонально Мирославу Эдуардовичу вот здесь

АвторСообщение
поручик Бруммель
администратор


Пост N: 319
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.06 22:22. Заголовок: Вопросы М.Э. Морозову-2


Так как первая ветка, посвященная данной теме автоматически закрылась, открывается новая.
Начало Здесь


Уважаемые коллеги!

Рад довести до вашего сведения, что теперь на нашем форуме Вы можете пообщаться с канд. ист. наук полковником Мирославом Эдуардовичем Морозовым, автором многих работ, посвященных войне на море в ВМВ. Мирослав Эдуардович любезно согласился лично отвечать на вопросы участников и гостей нашего форума, которые появились у них в процессе прочтения его книг и статей. Как я полагаю, таковые, несомненно, имеются, особенно после недавнего выхода его нового труда «Советский подводный флот 1922-1945», написанного совместно с К.Л. Кулагиным.

Мы так же прилагаем список работ Мирослава Эдуардовича, с которыми можно ознакомиться в сети
( вы можете пополнить этот список, выслав ссылки на другие работы мне на ЛС, если знаете где они расположены):

Шнелльботы

Подводные лодки типа "С"

Подводные лодки типа "Щ"
Подводные лодки типа "Щ"

ПЛ типа VII

Противолодочное оружие Ленд-Лиза

Гуадаканал

Охота на кабана

Операция "Вундерланд"

Топи их всех? ( часть 1)

Топи их всех? (часть 2)

Топи их всех (часть3)

Судьба танков десанта

Чисто английское убийство

Это было под Двинском..




Здесь можно скачать все три книги ""Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной Войне. Летопись походов"

ПЛ ВМФ СССР в ВОВ"

Так же вы можете познакомиться с некоторыми работами Мирослава Эдуардовича в нашем
ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ




Прошу вас быть по отношению к нашему уважаемому гостю предельно вежливыми и не уклоняться в своих вопросах от топичности темы.

С уважением к вам, поручик Бруммель.

P.S. Свой взгляд на правила поведения в этой ветке, Администрация форума изложила вот здесь:

ПРАВИЛА


Die uberwasserpiraten den Unterwasserpiraten Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 312 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All [только новые]


Barrett
постоянный участник


Пост N: 83
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.02.07 18:17. Заголовок: Re:


Уважаемый Мирослав Эдуардович!

Спасибо Вам за ответ.

По поводу книги Смирнова - Вы совершенно правы, книга новая, я купил её несколько дней назад.
Вещь очень интересная.
Полное название - «Боевая работа советской и немецкой авиации в Великой Отечественной Войне».
Автор – Андрей Смирнов. На титульном листе указано издательство «Транзиткнига». Москва. 2006 г.
Но на последней странице наряду с этим издательством почему-то указано и АСТ.


Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 324
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.07 12:31. Заголовок: Re:


Уважаемый Scharnhorst!

Немец прислал мне документ без комментариев. По внешнему виду думаю, что это входящая шифровка от командира 2-й флотилии ТКА в штаб командующего крейсерами (BdK), который руководил боевыми действиями в открытой части Балтийского моря.

Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 325
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.07 12:34. Заголовок: Re:


Уважаемый Barrett!

Спасибо за разъяснения. Это та же "Транзиткнига"-АСТ, что выпустила и наш с Кулагиным "Советский подводный флот". Следовательно будет водится в фирменном магазине АСТ. Обязательно приобрету.

Спасибо: 0 
Профиль
эсквайр



Пост N: 1
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.07 20:49. Заголовок: Re:


Уважаемый Мирослав Эдуардович!
Очередной вопрос по истории Черноморского подплава: в одном из документальных источников есть фраза:
"Взаимодействия между ПЛ и НК организовано не было ( случайная встреча между нашими ЭМ и ПЛ "М-112" едва не привела к роковым последствиям)." Проишествие относится к 1942 году.
В Вашей "Летописи боевых походов" данный случай с М-112 не рассматривается.
Можно ли уточнить детали и дату боевого похода.
2.Как Вам известно, приказом КЧФ № 00104 от 2.07.41 г. учебное судно "Нева" было передано первой бригаде ПЛ в качестве ПБ. Вопрос: ПБ "Эльбрус" передана из состава 1-й БПЛ во 2 БПЛ этим же приказом или другим?

Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 326
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.07 02:59. Заголовок: Re:


Уважаемый эсквайр!

эсквайр пишет:

 цитата:
случайная встреча между нашими ЭМ и ПЛ "М-112" едва не привела к роковым последствиям


Я при чтении И.А. Киреева тоже обратил внимание на эту фразу. Речь явно шла о встрече в одном из выходов к берегам Румынии в декабре 1942 г. (поход М-112 17-30.12.1942). Искал в документах М-112, но убедился только в одном - никаких наших кораблей с ПЛ не видели. Возможно они в районе боевых действий обнаружили "малютку" или что-то похожее на "малютку" и решили, что перед ними вражеская ПЛ, а при анализе в штабе кто-то решил, что это могла быть М-112. Поэтому об этом случае не стали распространяться. Подробно материалы походов наших боевых кораблей я не изучал, но, помнится, у меня получалось что это могли быть не ЭМ, а БТЩ.

2. Приказы КЧФ за период войны я не смотрел - только НК ВМФ. В них про ПБ ЧФ в июле 1941 г. ничего не было.

Спасибо: 0 
Профиль
эсквайр



Пост N: 2
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.07 21:49. Заголовок: Re:


Уважаемый Мирослав Эдуардович!
Благодарю за ответ!
Следующие вопросы: немецкая система разбивки морских районов на квадраты принятая кригсмарине в годы второй мировой войны на Черноморском ТВД совершенно ясна и понятна.
Можете ли Вы дать общее понятие об аналогичной советской разбивке морских районов на Черноморском ТВД.
Менялась ли она в течение войны?
2. можно ли узнать точные географические координаты позиций советских ПЛ ЧФ №№ 3, 4,5 -схема нарезки 22 июня -3 августа 1941г.

Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 327
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.07 01:49. Заголовок: Re:


Уважаемый эсквайр!

1. Описания сов. системы квадратов нигде не встречал. Фактически на ЧМ она представляла собой довольно мелкую насечку - где-то 20х20 миль, но в отличие от немецкой не предусматривала внутренней детализации. Все квадраты имели четырехзначную номерацию - две цифры брались с горизонтальной, две с вертикальной сетки нарезки. По-моему, где то раз в полгода оцифровка менялась.
2. Увы, дела с географической нарезкой позиций на ЧМ я не встречал. В принципе все это можно поднять в архиве на основании боевых приказов на выход - там должны быть копии калек позиций с указанием координат углов.

Спасибо: 0 
Профиль
Иван
постоянный участник


Пост N: 4
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.07 11:14. Заголовок: Re:


Уважаемый Мирослав Эдуардович, отвечая на мой вопрос о М.В.Борисове Вы указали на низкий уровень подготовки советских пилотов-торпедоносцев, который не позволял попадать на сравнительно дальних дистанциях, а является ли это главной причиной, ведь нашим летчикам приходилось летать на сухопутных самолетах ИЛ-4, Хэмпдэнах, да и Бостон, несмотря на в целом хорошее отношение к нему большинства специалистов не являлся торпедоносцем, кроме того у пилотов не было прицельных приспособлений за исключением самодельных пленок на стекле. В связи этим вопрос - как осуществлялось прицеливание у летчиков-торпедоносцев других стран, какова роль и значение прицелов, были ли спец.торпедные прицелы для авиаторпед? Ну и интересно Ваше мнение- летчики-торпедоносцы какой страны были наиболее подготовленными и добились наилучших результатов во второй мировой войне?

Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 328
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.07 14:50. Заголовок: Re:


Уважаемый Иван!

На сухопутных самолетах летали не только наши торпедоносцы - аналогичные переделки использовали немцы и итальянцы. Даже американцы использовали в нескольких случаях торпедоносцы В-26 и, возможно, В-25 (по крайней мере, использование в качестве торпедоносца предусматривалось при конструировании и оснащении). Про англичан и "Хэмпдены" Вы сами написали. Они продолжали использовать этот самолет до декабря 1943 г. и при сопоставимом числе вылетов и потерь добились результатов заметно больших, чем наши (планирую написать об этом отдельную статью).
Торпедные прицелы у нас были, причем весьма серьезные и современные. Например принятый на вооружении в 1940 году прицел ПТН-5 обеспечивал построение торпедного треугольника по установленным глазомерно скорости и курсовому углу цели, вырабатывал значение боевого курса. В сентябре 1941 г. появился ПТН-5к с коллиматорным дальномером, спустя год - ПТН-42 с возможностью переустановки прибора Обри торпеды в полете (ПУПО). В 1945 году появился ПТН-45 с возможность задавать в полете различные установки для каждой из двух торпед (для Ту-2). Не думаю, что у кого-то прицелы были круче. Проблема же в то, что летчики ими не пользовались, поскольку не умели. Не был у них отработан и глазомер. Предлагаю почитать книгу Р. Баркера "Убийцы кораблей", как это решалось в RAF
http://militera.lib.ru/h/barker/index.html
Ничего подобного у нас не отрабатывалось.
Что касается летчиков торпедоносцев дургих стран, то считаю, что все они были подготовлены примерно одинаково - достаточно качественно. Вот только условия боевой деятельности у каждой страны были свои, что и предопределило разницу в успехах.

Спасибо: 0 
Профиль
Иван
постоянный участник


Пост N: 5
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.02.07 14:22. Заголовок: Re:


Мирослав Эдуардович, спасибо за подробный ответ и ссылку - очень интересно! А скажите пожалуйста, неумение пользоваться прицелами и отсутствие других необходимых навыков характерно для всех наших торпедоносцев или же были приятные исключения, допустим, среди летчиков, более опытных, закончивших обучение до войны, и добившихся выдающихся результатов, вот, например, интересно Ваше мнение о ГСС А.И.Разгонине. Ведь если я правильно понимаю, то же самое умение штурмана работать с ПТН -5 позволяло пилоту концентрироваться непосредственно на пилотаже, а работа экипажа при этом становилась более сложной, качественно совершенно иной, более интересной если можно так сказать… Любопытно, что все-таки выделяло ( может именно правильное распределение ролей пилота и штурмана ?) таких личностей как Меркулов, Рензаев из общего числа ?
И еще, Мирослав Эдуардович, на сайте, посвященном 51 МТАПу, выложен Ваш список потопленных и поврежденных кораблей на Балтике, у Вас в нем отмечен потопленным 24.03.45 ТР «Бутьярдинген» ю.-з. о.Борнхольм, только отсутствуют данные о потопившем его экипаже, но дело в том, что за экипажем 1 ГМТАП Подъячев-Зайфман за этот день числится потопление транспорта в 6000 тонн. Скажите, может ли речь идти именно об этом судне ?


Спасибо: 0 
Профиль
U-Jager
постоянный участник


Пост N: 16
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.02.07 15:43. Заголовок: Re:


Уважаемый Miroslav!

В справочнике Дашьяна по японскому флоту в список жертв нашей авиации включены помимо фрегата N82, указанного у Вас ("ВВС ТОФ в войне с Японией" 2000г.), включены еще фрегаты Kandju (15.8.45 Вонсан) и N213 (18.8.45. Пусан). Хотелось бы узнать Ваше мнение насчет судьбы эти двух фрегатов.

С уважением, Jager

Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 329
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.02.07 23:31. Заголовок: Re:


Уважаемый Иван!

Вы ставите очень интересный с моей точки зрения вопрос, ответа на который я пока не нащупал. Одно могу сказать точно: к довоенной подготовке успехи наших торпедоносцев не имеют никакого отношения. До войны стрельб практическими торпедами было произведено очень мало. Дело в том, что торпеды 45-35АН реально появились в частях только в 1939 г. и на их освоении отразилось участие 1-го мтап в СФВ и позднее формирование 2-го мтап на ЧМ. Да и большинство летчиков, подготовленных до войны погибли в течение первого года боев при выполнении заданий никак не связанных с торпедометанием. На их место встали совсем другие люди. Кстати упоминаемый Вами А.И. Разгонин выпустился из училища в конце 1940 г. и до начала войны практически не мог успеть ничего отработать. По косвенным признакам можно предположить, что летчики, отличившиеся в ходе кампании 1943 г. действительно побеждали благодаря взаимодействию пилота и штурмана. Ведь после ряда неудач 1942 г. экипажи торпедоносцев несколько раз отправлялись на переподготовку, которая несомненно осуществлялась по действовавшим тогда документам, т.е. с использованием прицелов. Увы позже, после усиления немецкого противодействия и увеличения дистанции стрельбы наблюдение за результатами атак заметно ухудшилось и началась эпоха приписок и головокружения от успехов. Именно поэтому летчики конца войны не видели в непереоборудованном "Бостоне" с реечным прицелом большого зла.
Относительно побед 1945 г. По-моему, я уже писал в нескольких постах по различным вопросам ранее, что немецких документов после 15.1.1945 г. сохранились единицы. С учетом этого вряд ли список наших успехов этого, несомненно наиболее результативного периода войны, будет когда-нибудь полным. Ставить знак равно между гибелью "Бутьярдингена" и успехом какого-либо нашего экипажа я бы точно не стал. В отрывочных документах немецких пароходств, откуда почерпнута информация о гибели судна, могла вкраться неточность с датой или районом. Да и обстоятельства гибели могли серьезно различаться. Например, судно получило повреждения в предыдущий день, а затонуло только на следующий. Ясно только одно - это успех нашей авиации и не так уж важно, кто персонально его добился.

Уважаемый U-Jager!

История с гибелью двух этих фрегатов от нашей авиации началась с первого издания книги Йенчуры, Юнга и Микеле. Мне трудно сказать, какими японскими источниками они пользовались, откуда именно почерпнули информацию о дате и районе гибели судов. Ясно только, что наша авиация в тех районах не действовала. Как Вы наверняка знаете, разделительная линия между районами действий ВМС США и ТОФ находилась значительно севернее. Пусан же это, как Вы знаете, вообще южная Корея и ни один наш самолет, который мог работать по морским целям, включая машины ВВС РККА, не мог дотянуть до него со своих аэродромов. Нет и ни одной нашей заявки на результативные атаки кораблей за эти данные в каких-либо дургих районах Японского моря. Следует иметь в виду, что уже 15.8.1945 император объявил о капитуляции. Наши после 15го действовали на море лишь в один день - 22-го, пытаясь заставить японцев отказаться от эвакуации с Сахалина.
Скорее всего было так: у японцев была информация о том, что корабли погибли в реузльате воздействия авиации и даты их гибели. Решив, что американцы 15.8.1945 прекратили боевые действия, означенные авторы недрогнувшей рукой подарили эти успехи русским. Но повреждения корабли могли получить и за несколько дней до того (не исключено, что в Юки и Расине). В конце-концов, поврежденные корабли могли быть затоплены экипажами. Нельзя полностью исключить, с моей точки зрения, и то, что их потопили самолеты USAAF. Проанализировав их БД в Желтом, Восточно-Китайском и Японском морях за август 1945 г.
http://www.ibiblio.org/hyperwar/USN/USN-Chron/USN-Chron-1945.html
можно придти к таким выводам.
Короче говоря, нужна дополнительная информация из зарубежных источников, но на сегодняшний день приписывать эти успехи советской авиации не вижу оснований. Кстати, с С.А. Балакиным когда-то по этому поводу разговор был...

P.S. Кстати "Торпедоносцы" уже печатаются и меня горячо уверяли, что до конца марта тираж уже будет в магазинах.

Спасибо: 0 
Профиль
U-Jager
постоянный участник


Пост N: 17
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.07 21:24. Заголовок: Re:


Уважаемый Miroslav!

Спасибо за ответ.

По поводу немецких БО типа KUJ. Вам, случайно, ничего не попадалось о судьбе этих немного странных кораблей в рядах ВМФ СССР (5 ед.)?

С уважением, Jager

Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 334
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.07 22:43. Заголовок: Re:


Уважаемый U-Jager!

Честно говоря, никогда не акцентировал на этом факте своего внимания. А как они назывались в нашем флоте? У меня только данные Гренера, а они могут быть неточными. Выяснить судьбу можно по внутренней картотеке ЦВМА без проблем.

Спасибо: 0 
Профиль
U-Jager
постоянный участник


Пост N: 18
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.02.07 00:42. Заголовок: Re:


Уважаемый Miroslav!

Проблема в том, что я не смог найти ВООБЩЕ никаких данных о наличии этих кораблей в составе ВМФ СССР. У Бережного их нигде нет, все остальные открытые источники (в т.ч. Гренер) сходятся только в одном - что 5 единиц, якобы, передали нам в 46-м. Вряд ли мы их сразу пустили на слом - корабли хоть и не блестящие, но все же спецпостройки (фактически - некое подражание "Флауэру"). Не могло быть какого-нибудь размена репарациями, как это было с транспортными судами?

С уважением, Jager

Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 335
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.02.07 02:50. Заголовок: Re:


Уважаемый U-Jager!

Увы, это мне не известно. Не объять необъятного :)

Спасибо: 0 
Профиль
vvy
постоянный участник


Пост N: 80
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.02.07 06:12. Заголовок: Re:


Уважаемый Miroslav,

есть ли в Вашем распоряжении документы о часлении в состав КБФ в качестве ПБ ПЛ финского парохода "Oihonna" (1076 брт / 1898 г.)? Сами финны числят его приянтым обратно от ВМФ СССР с 27.02.1948 г.


Спасибо: 0 
Профиль
U-Jager
постоянный участник


Пост N: 19
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.02.07 18:36. Заголовок: Re:


Уважаемый Miroslav!

В нашей литературе всегда подчеркивалось, что к 22 июня 41-го немцы увели все свои суда из наших портов. А у Гренера в 7-м томе написано, что некто Claus Rickmers (5165 брт.) 22.06.41г. погиб в Виндаве. Что там могло произойти (если вообще произошло)?

С уважением, Jager

Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 337
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.02.07 23:01. Заголовок: Re:


Уважаемый vvy!

Может я чего-то просмотрел, но такого приказа НК ВМФ не видел. Может обошлось решением местных балтийских властей? Само же наличие такого судна подтверждаю - есть весьма известное фото с ним.

Может оно не передавалось - по повседневным документам на БПЛ КБФ работало достаточно много судов с финскими экипажами?

Уважаемый U-Jager!

Кажется, я когда-то писал про это судно в данной ветке. У судна были неисправны машины и оно не смогл уйти, а вообще оно стояло в Виндаве примерно с марта 1941 г. Наши его захватили, а перед уходом из города просто затопили. Немцы его подняли и ввели в строй - в годы войны оно мне попадалось в составе конвоев, ходивших в Киркенес.

Спасибо: 0 
Профиль
Бобер



Пост N: 7
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.07 01:38. Заголовок: не попадалась ли вам информация


я очень извиняюсь но не встречалась ли вам информация о следующем событии известном мне со слов местных жителей очевидцев . Приблизительно весной - летом 1943 го года в районе города Осипенко(Бердянск) совершил вынужденную посадку на берег какой то большой транспортный самолет( некоторые утверждали что четырехмоторный некоторые двух). Спасшиеся семь человек разделились на две группы и попытались выйти к линии фронта . Четверо были вскорости схвачены и возможно(по утверждениям очевидцев) казнены о судьбе второй группы ничего не известно. А через несколько дней(от трех до недели)с моря подошла группа катеров и РСами уничтожила самолет. Если вам чтото известно об этом случае поделитесь пожалуйста более подробной информацией . Заранее спасибо! P.s когда я еще был пацаном дед показывал остатки одного из двигателей этого самолета.

Спасибо: 0 
Профиль
Pr.Eugen
постоянный участник


Пост N: 42
Откуда: Украина, Харцызск
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.07 09:24. Заголовок: Re:


Бобер пишет:

 цитата:
Приблизительно весной - летом 1943 го года в районе города Осипенко(Бердянск) совершил вынужденную посадку на берег какой то большой транспортный самолет( некоторые утверждали что четырехмоторный некоторые двух).


Если летом,точнее 1 августа,то это может бы один из B-24D"Liberator" 9-го Бомбардировочного командования,совершавших налёт на Плоешти,из потерь в 53 машины около половины потеряно на маршруте...
Вполне мог залететь.

Я думаю, что Вам не мещало бы ознакомиться с правилами этой ветки.
Если подобное повториться, то сообщение будет удалено, без каких либо обьяснений.

поручик.


...если нет выхода,будь хотя бы смелым... Спасибо: 0 
Профиль
U-Jager
постоянный участник


Пост N: 20
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.07 14:28. Заголовок: Re:


Уважаемый Miroslav!

Существует ли внятная информация - кто бомбил ВМБ Свинемюнде 13-15 марта 1945 ? Дело в том, что у немцев на эти даты приходится некоторое количество потерь (в Вашем списке на сайте 51-МТАП, к примеру, указан БО UJ-320 (13/03/45)). Или же все эти потери - результат американского налета 12.03.45?

С уважением, Jager


Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 342
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.07 22:11. Заголовок: Re:


Уважаемый Бобер!

По таким данным, увы, я потерю установить не могу. Но могу предполатаь, что это мог быть МБР-2 119-го мрап - вроде никаких других гидросамолетов на Азовском море в 1943 г. погибать не могло.

Уважаемый U-Jager!

12.3.1945 был весьма крупный налет на Свинемюнде самолетов 8-й ВА США - 220 В-24 и 441 В-17 сбросили на порт 1605,5 т бомб. Некоторые суда затонули на след. день, поэтому даты гибели - 12-13 марта. Были и бои в море, поэтому с каждым судном необходимо разбираться индивидуально.

Спасибо: 0 
Профиль
Бобер



Пост N: 10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.07 22:54. Заголовок: простите за настойчивость


Я очень извиняюсь но то что это был не гидросамолет я почти уверен , кроме того останки двигателя я с очень большой степенью вероятности идентифицировал бы как двигатель воздушного охлаждения. Меня больше интересует насколько расространена была практика добивания севших на вражеской территории самолетов. Что меня особо удивляет это то что в Осипенко находился немецкий аэродром ( точно сказать не могу но базировались там скорее всего ФВ-190). Неужели самолет был так важен что для его уничтожения провели достаточно рискованную операцию?

Спасибо: 0 
Профиль
U-Jager
постоянный участник


Пост N: 21
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.07 01:25. Заголовок: Re:


Уважаемый Miroslav!

Помимо дат 12-13 марта, существует еще дата 15 марта на которую, согласно монографии Даннера по KFK, приходится гибель БО UJ-320 и UJ-321. Есть ли данные о налетах именно советской авиации в эти дни?

С уважением, Jager

Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 345
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.07 11:36. Заголовок: Re:


Уважаемый U-Jager!

В "Хронике ВОВ на БМ" за 15.3.1945 написано буквально следующее:
"Авиация флота из-за облачности в 10 баллов, видимости 100-300 м и непригодности ряда аэродромов (размокли) в течение суток боевых действий не вела. Было произведено пять самолетовылетов на разведку Балтийского моря".

В 8-м томе Гренара по поводу UJ-320 написано, что он погиб в 13:00 13.3.1945 в Свинемюнде - сгорел после бомбовых попаданий, так что возможно он загорелся в предыдущий день в рез. американского налета, либо в ходе боя с конвоем, шедшим из Либавы (+ ТР "Герит Фрицен", = ТР "Стормарн").

Уважаемый Бобер!

Просмотрел "Хронику ВОВ на ЧМ" за первую половину августа 1943 г. В районе Осипенко лишь одна акция - обстрел РС с катеров в ночь на 2.8.1943. Цель - порт и никаких упоминаний по поводу уничтожения самолетов я не видел. Вообще уничтожение своих самолетов, севших на территории противника как специальный вид деятельности не практиковалось.

Спасибо: 0 
Профиль
Ella



Пост N: 3
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.07 17:41. Заголовок: Re:


Уважаемый Мирослав Эдуардович !

Поздравляю Вас с Днем Советской Армии! От всей души - самые наилучшие пожелания!

Разрешите обратиться к Вам с вопросом.

По данным ЦВМА, "...старший матрос ... с 11.01.41г. (призыв 1939г.) был электриком 1-го дивизиона Базовых Тральщиков Либавской (Лиепае) ВМБ КБФ. К сожалению, документы Либавской ВМБ не сохранились, поэтому установить дату, корабли и обстоятельства гибели невозможно".
Ответ Военно-Медицинского Музея отрицательный.Ответа ЦАМО РФ пока нет.
Племянник погибшего утверждает, что дядя служил и воевал на подлодке(поиск по просьбе).

Вопросы.
Входили ли в состав 1-го дивизиона БТЩ Либавской ВМБ КБФ подлодки?

Что Вы могли бы еще посоветовать, для установления номера/названия корабля подлодки?

С уважением, Элла.

Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 346
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.02.07 13:26. Заголовок: Re:


Уважаемая Элла!

Спасибо за поздравления.

По существу вопроса могу сообщить следующее:
Подлодки в состав дивизиона ТЩ не входили.
Во время боевой подготовки базировавшейся на Либаву 1-й БПЛ КБФ подлодки и ТЩ близко контактировали из-за чего у тех, кто, например, читал письма матроса, могло возникнуть впечатление, что он не "находился на одних учениях с подлодками", а "служил на подлодках". Списков участников обороны Либавы (в том числе и из 1-й БПЛ КБФ) действительно не сохранилось, так что определить по фамилии служил ли данный товарищ на ТЩ или ПЛ не представляется возможным. Но если он точно служил на ТЩ, то шансы того, что он перешел служить на ПЛ крайне незначительны. Поэтому правильнее считать, что матрос все-таки служил на ТЩ.

1-й ДТЩ Либавской ВМБ включал Т-201 - Т-207, из которых Т-202 находился в серьезном ремонте после столкновения с ПЛ Щ-306 19.10.1940 во время учебных торпедных стрельб. После вскрытия ото льда Финского залива весной 1941 г. дивизион перешел туда для повторного траления залива после Советско-финляндской войны. На момент начала ВОВ в Либаве оказался только Т-204, который, как известно, в 1941 г. не погибал. Потерь в кораблях 1-й ДТЩ при обороне Либавы не понес, но нельзя утверждать, что он не понес их в личном составе - какие-то моряки дивизиона могли оказаться на берегу и погибнуть при обороне Либавы.
Я считаю, что запись, присланная из ЦВМА скорее свидетельствует, что матрос погиб на одном из ТЩ до момента переформирования дивизиона и перечисления его в состав другой ВМБ. Такими ТЩ могли оказаться:
Т-201 - 3.8.1941 погиб на мине в р-не м. Ристна.
Т-202 - 15.8.1941 погиб на мине в р-не м. Юминданина

До конца кампании погибли еще два ТЩ:
Т-203 - 24/25.10.1941 погиб на мине при переходе на Ханко
Т-206 - 14.11.1941 - // -
Но по этим двум ТЩ точно должны быть списки погибшего личного состава.

В качестве следующего этапа поисков предлагаю Вам повторно обратиться в ЦВМА с просьбо проверить, не проходил ли такой-то краснофлотец по спискам погибшего личного состава на ТЩ-201, 202, 203, 206. Если человек с такой фамилией ни на одном ТЩ не погибал, то он скорей всего погиб при обороне Либавы. Кстати, он мог прорваться из Либавы к своим войскам и воевать какое-то время в составе сухопутных частей с включением в состав РККА. Данные об этом могут быть только в ЦАМО.


Спасибо: 0 
Профиль
U-Jager
постоянный участник


Пост N: 22
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.02.07 21:08. Заголовок: Re:


Уважаемый Miroslav!

Поздравляю Вас с Днем Советской Армии и Военно-Морского Флота! Мне, как бывшему "стратегу", особенно приятно, что представитель РВСН занимает столь достойное место в современной отечественной историографии.

В Вашем (совместно с Грановским) труде по немецким эсминцам упомянуты налеты нашей авиации на Свинемюнде 20, 24 и 27 апреля 45-го г. Это были налеты флотской или армейской авиации?

С уважением, Jager

Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 347
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.07 04:26. Заголовок: Re:


Уважаемый U-Jager!

U-Jager пишет:

 цитата:
Мне, как бывшему "стратегу"...


Вы в каком полку (в смысле, дивизии) служили? :)

U-Jager пишет:

 цитата:
В Вашем (совместно с Грановским) труде по немецким эсминцам упомянуты налеты нашей авиации на Свинемюнде 20, 24 и 27 апреля 45-го г. Это были налеты флотской или армейской авиации?


Ну если честно, было так: мы просто взяли даты из немецких потерь судов, базировавшихся на этот порт от налетов авиации. Думаю, что союзники там с середины апреля уже особо не промышляли. Все налеты могли принадлежать исключительно ВВС РККА - морская авиация начала действовать по Свинемюнде только после перебазирования 30.4.1945 на аэродром Кольберг - см. статью удар по "Шлезиену".

Спасибо: 0 
Профиль
U-Jager
постоянный участник


Пост N: 23
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.07 11:55. Заголовок: Re:


Уважаемый Miroslav!

Есть ли в наших архивах подробности гибели ВСУ "Франкен"? Меня несколько удивляет, что штурмовики смогли утопить такую махину, к тому же неслабо вооруженную... Может, все же МТА постаралась?

С уважением, Jager

P.S. Служил в Костроме (10-я гвардейская Краснознаменная, ордена Суворова) 86-88гг. А Вы?

Спасибо: 0 
Профиль
susi



Пост N: 1
Откуда: Estonia
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.07 14:04. Заголовок: Re:


Уважаемый Мiroslav !
На каком заводе Херсона была на ремонте подлодка М-54 в начале войны ? И какому НК этот завод принадлежал ? Имели заводы НКРФ начале войны номера ?

Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 348
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.07 14:14. Заголовок: Re:


Уважаемый U-Jager!

Подробности гибели "Франкена" следует в первую очередь искать в немецких архивах. Судя по всему, какие-то документы у немцев есть, поскольку Гренер называет точное время погружения носовой - 11.40 и кормовой - 12.40 8.4.1945 частей судна, а другой немецкий историк присылал мне время 12.22. Тем не менее, несмотря на то, что немецких документов по данному случаю у меня нет, сомневаться в том, что "Франкен" потопили штурмовики, не приходится. Судя по "Хронике" в тот день 7-й гв. шап между 7.54 и 13.25 сделал 39 с/в по кораблям противника в устье Мертвой Вислы и у Хеля. Результатпо донесению: + 2 ТР (8000 т - видимо, это и есть "Франкен", редкий случай занижения тоннажа судна, и 2000 т), 2 ММ, 2 СКР, 2 БДБ, 1 СКА, = 1 ММ. Реальный результат не сильно отличался - потоплено "Франкен", ПЛБ ГА "Х.-А. Ведель" (принят за ММ), вечером затонул БО UJ-301, поврежден 1 или 2 ФАБ ЭМ Z-31. Погибло три Ил-2 - один при взрыве на "Франкене", два сбито зенитным огнем, причем машина ст. л-т Романова совершила "огненный таран" уже поврежденного "Веделя", что предрешило его судьбу. Т.О. несомненно, что уже в ходе одного из первых налетов (по некоторым данным производился семеркой Ил-2) "Франкен" получил бомбовое попадание, вызвавшее взрыв в носовой части и приведшее к разламыванию корабля на две части.
Положение судна после взрыва хорошо видно на снимке, сделанном со штурмовика. Есть еще серия немецких снимков вплоть до полного погружения, по которой видно, что после взрыва в кормовой части был сильный пожар.

Вообще же 8.4.1945 г. стало одним из самых удачных дней боевой работы нашей штурмовой авиации ВМФ. Увы, МТА в тот день преследовала КРТ "Принц Ойген" и никаких успехов не добилась...

P.S. Владимирская армия - лучшая армия РВСН :)
Я служил в 74-м гв. рп 24-й гв. Краснознаменной рд (г. Козельск) - 1990-1994 гг.

Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 349
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.07 14:19. Заголовок: Re:


Уважаемый susi!

Кая я понял из документов речь шла о размещенном в Херсоне цехе керченского завода НКСП №532, который до войны занимался строительством ТКА типа Г-5. На счет номеров заводов НКРФ я не в курсе.

Спасибо: 0 
Профиль
Ella



Пост N: 4
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.07 17:05. Заголовок: Re:


Уважаемый Мирослав Эдуардович !

ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
Данные которые Вы предоставили - бесценны для определения дальнейшего направления поиска !!! -
В ЦВМА написала уже 5-й запрос .
В ЦАМО РФ запросы отправлены через Музей КФБ и ЦВМА. Второй год пошел, как... Жду ответ...

Есть еще вопрос.
Другой матрос служил котельным машинистом на эсминце "Артем", СКР "Пурга"(Ладога), потом,
08.10.42г. переведен ПО ТОЙ ЖЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ в 36-й озсб (дислокация в г.Ленинграде - консультация у И.И.Ивлева на www.soldat.ru ).
Ивлев И.И. написал - "36-я Особая Запасная Стрелковая Бригада". Тогда получается - "озсбр".
А сокращение "озсб" скорее относится к "Батальон". Или я не права ?

Вопрос.
Я не разбираюсь в котлах :-)). Уж извините мою "дремучесть" !
Скажите, пожалуйста, ГДЕ на сухопутном фронте могли быть применены навыки "котельного машиниста" ? Помимо бронепоезда. Не думаю, чтобы боевого моряка, имеющего боевой стаж с финской, отправили машитистом эвакопоезда...

С уважением, Элла.

Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 352
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.07 17:41. Заголовок: Re:


Уважаемая Элла!

Был рад оказать помощь в этом святом деле.

В "Перечне" частей и подразделений входивших в состав действующей армии в годы ВОВ за КБФ/ЛВФ значится только 36-й отдельный инженерный батальон береговой обороны, существовавший до 21.11.1941. Больше ничего подходящего на цифру 36 обнаружить не удалось.
Просмотрел и боевой состав Ленинградского и Волховского фронтов на 1.10.1942 г. - никаких бригад с номером "36" в их составе нет. Вообще указние куда относился 36-й озсб - к армии или флоту - сильно облегчило бы поиск. Записи из какого источника информации Вы приводите? Краснофлотской книжке или из архивной послужной карточки? Есть ли последующие записи?

Что касается котлов. Отдельные (думаю, именно "отдельные", а не "особые") запасные стрелковые бригады и полки были предназначены для формирования и обучения пополнения для действующих частей. Как правило дислокация таких полков и бригад менялась редко и размещались они на базе военных городков мирного времени. Как правило в каждой части есть своя котельная, которая обеспечивает теплом объекты городка. Так что котельный машинист теоретически понадобиться мог...

Спасибо: 0 
Профиль
эсквайр



Пост N: 3
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.07 22:18. Заголовок: Re:


Уважаемый Мирослав Эдуардович !
Как Вам известно на 22.06 1941 г.в состав соединений ПЛ ЧФ так же входили дивизион подводных лодок Одесской ВМБ и учебный дивизион подводных лодок Новороссийской ВМБ.
Интересуют даты и номера приказов создания этих дивизионов (даты расформирования имеются), и какие ПЛ входили в состав учебного дивизиона. Какие-либо подробности -командир ДПЛ и т.д.
На днях приобрел Вашу новую книгу "Советский подводный флот". Ничего не скажешь - труд, конечно, фундаментальный! Но почему-то вновь максимальные данные представлены в основном по Северному и Балтийскому флотам, а Черноморский опять в стороне!
Возникает невольный вопрос -может быть в архивах сохранилось мало данных по деятельности Черноморского подплава?? Или это до сих пор в каком-то плане запретная тема?
По мере изучения книги возникло и еще ряд вопросов.
С уважением...

Спасибо: 0 
Профиль
mop
постоянный участник


Пост N: 36
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.07 23:39. Заголовок: Re:


Уважаемый Мирослав Эдуардович!
Какие силы(пехота, артелерия самолёты технические службы) и корабли находились на Лавенсари в 1942-1943 годах. Как они беспечивались. Нет ли случайно схем и фото острова.

Спасибо: 0 
Профиль
Ella



Пост N: 5
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.07 18:21. Заголовок: Re:


Уважаемый Мирослав Эдуардович !

Спасибо за ответ!
Вот данные, полученные из архива.
"По данным учетно-справочных материалов и документов архива, Ронжис И.Е. 29 ноябра 1939г. зачислен для обучения на котельного машиниста в Электроминную школу КБФ, откуда 09 июля 1940 г. направлен помощником котельного машиниста на миноносец "Артем, а 05 июля 1941г. котельным машинистом на сторожевой катер ( СКР) "Пурга".
08 октября 1942г. назначен по той же специальности в 36-й ОЗСБ (так в документе). Других сведений нет.
Основание: Фонд 3-95, опись 30, дело 726, лись 88; Учетная комсомольская карточка №1154154.
Директор РГАВМФ В.С.Соболев". Получается, что данных Краснофлотской книжки у них нет....

Но ведь 36-й отдельный инженерный батальон береговой обороны существовал ДО 21.11.41 ! А в документе архива речь идет об октябре 1942г.

Вы пишите, что котельные размещались "на базе военных гродков мирного времени".
Но, извините, как соотнести отопление в октябре 1942г. и блокаду? Не хватало хлеба. Навряд ли, при обучении отапливались учебные классы или жилые помещения...

О 36-м ОЗСБ (Ленинградская область) я смотрела здесь - http://www.soldat.ru/spravka/zsp/

С уважением, Элла.

Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 355
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.07 21:20. Заголовок: Re:


Уважаемый эсквайр!

Формирование этих, как впрочем и дургих дивизионов ПЛ ЧФ осуществлялось на основании приказа НК ВМФ о реорганизации подводных сил ЧФ №006 от 27.1.1941.
ДПЛ УОПП - Щ-201 - Щ-203, М-51, 52, 54, 55, ПЛБ "Очаков"
ОДПЛ (г. Николаев) - Л-23 - Л-25, С-34 - С-37, Щ-216, М-111 - М-113, М-117 - М-119
В последний входили ПЛ до сдачи вступительного упражнения и задач №1- №3 КПЛ-41. Прошу обратить внимание, что дивизионы за ВМБ не закреплялись.
11.2.1941 вышел приказ №0011 о формировании 8-го ДПЛ 2-й БПЛ, куда вошли М-35, М-36, М-111 - М-113, М-117 - М-119.
Никаких других приказов на интересующую Вас тему за период 1.1.1941-22.6.1941 мной не обнаруживалось (правда, были еще приказы о включении в 21-й "старый" ДПЛ М-33 и М-34).

эсквайр пишет:

 цитата:
Но почему-то вновь максимальные данные представлены в основном по Северному и Балтийскому флотам, а Черноморский опять в стороне!
Возникает невольный вопрос -может быть в архивах сохранилось мало данных по деятельности Черноморского подплава?? Или это до сих пор в каком-то плане запретная тема?


Ваше замечание могу принять только отчасти. По периоду войны данные по ПС ЧФ все имеются. Что касается довоенного периода, то данных о подготовке ПС ЧФ действительно меньше, чем по другим флотам, но это было связано в первую очередь с тем, что я мало работал в РГА ВМФ, а опубликованных работ и мемуаров по этому периоду очень мало.
На дополнительные вопросы готов по мере возможности ответить.


Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 312 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 46
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия