От Саламина до Мидуэя. История войны на море
От Саламина до Мидуэя. История войны на море
Вопросы М.Э. Морозову. Господа! Если вы имеете вопросы, касающиеся действий нашего флота и авиации в ВОВ , то можете задать их персонально Мирославу Эдуардовичу вот здесь

АвторСообщение
поручик Бруммель
администратор


Пост N: 319
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.06 22:22. Заголовок: Вопросы М.Э. Морозову-2


Так как первая ветка, посвященная данной теме автоматически закрылась, открывается новая.
Начало Здесь


Уважаемые коллеги!

Рад довести до вашего сведения, что теперь на нашем форуме Вы можете пообщаться с канд. ист. наук полковником Мирославом Эдуардовичем Морозовым, автором многих работ, посвященных войне на море в ВМВ. Мирослав Эдуардович любезно согласился лично отвечать на вопросы участников и гостей нашего форума, которые появились у них в процессе прочтения его книг и статей. Как я полагаю, таковые, несомненно, имеются, особенно после недавнего выхода его нового труда «Советский подводный флот 1922-1945», написанного совместно с К.Л. Кулагиным.

Мы так же прилагаем список работ Мирослава Эдуардовича, с которыми можно ознакомиться в сети
( вы можете пополнить этот список, выслав ссылки на другие работы мне на ЛС, если знаете где они расположены):

Шнелльботы

Подводные лодки типа "С"

Подводные лодки типа "Щ"
Подводные лодки типа "Щ"

ПЛ типа VII

Противолодочное оружие Ленд-Лиза

Гуадаканал

Охота на кабана

Операция "Вундерланд"

Топи их всех? ( часть 1)

Топи их всех? (часть 2)

Топи их всех (часть3)

Судьба танков десанта

Чисто английское убийство

Это было под Двинском..




Здесь можно скачать все три книги ""Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной Войне. Летопись походов"

ПЛ ВМФ СССР в ВОВ"

Так же вы можете познакомиться с некоторыми работами Мирослава Эдуардовича в нашем
ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ




Прошу вас быть по отношению к нашему уважаемому гостю предельно вежливыми и не уклоняться в своих вопросах от топичности темы.

С уважением к вам, поручик Бруммель.

P.S. Свой взгляд на правила поведения в этой ветке, Администрация форума изложила вот здесь:

ПРАВИЛА


Die uberwasserpiraten den Unterwasserpiraten Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 312 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All [только новые]


Miroslav
постоянный участник


Пост N: 356
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.07 21:54. Заголовок: Re:


Уважаемый mop!

Ваш короткий вопрос вызывает к жизни очень объемный ответ. Для начала представлю Вам данные "Боевой летописи ВМФ 1943 г.".

Во исполнение приказа Наркома ВМФ адмирала Н. Г. Кузнецова от 12.12 1942 г. и на основании приказа командующего КБФ вице-адмирала В. Ф. Трибуца от 24.12 1942 г. главная военно-морская база флота была переформирована в Кронштадтский морской оборонительный район (КМОР). Командующий—капитан 1 ранга, с 18.03 1943 г. контр-адмирал Г. И. Левченко; начальник политического отдела—капитан 1 ранга М. С. Родионов, с 5.07—майор М. Е. Белов, врид, с 12.08—генерал-майор береговой службы Г. Ф. Быстриков; начальник штаба—капитан 1 ранга Н. Э. Фельдман.
В соответствии с приказом командующего КБФ от 3.01 1943 г. организация КМОР была следующей. Корабельный состав включал линейный корабль «Марат» и Охрану водного района (переименована из Охраны водного района КБФ приказом командующего от 28.12 1942 г.). В нее входили минные заградители «Марти», «Урал», «Ристна», посыльное судно «Ижора», дивизион сетевых заградителей («Вятка», «Онега», сетевая баржа № 101), бригада траления (плавбаза «Абрука», 1, 2, 3, 4-й дивизионы тральщиков, 1, 2, 3, 4,5, 7, 9-й дивизионы катеров-тральщиков), истребительный отряд (плавбаза «Яуза», 1, 2, 3, 4, 5-й дивизионы малых охотников и 6-й дивизион сторожевых катеров), группа сторожевых кораблей («Аметист», «Гангутец», «Коралл», «Туча»); Охрана рейдов.
Береговая оборона состояла из отдела береговой обороны, 8 корректировочных подвижных постов, Кронштадтского сектора береговой обороны (11, 12, 13, 14, 15-й отдельные артиллерийские дивизионы, 18, 160, 170-й артиллерийские дивизионы, железнодорожная артиллерийская батарея № 19а), Ижорского сектора береговой обороны (31, 33, 196, 197-й отдельные артиллерийские и 190-й артиллерийский дивизионы, бронепоезда «Балтиец», «За Родину», другие части и подразделения) и Островного сектора береговой обороны (21-й отдельный и 146-й артиллерийские дивизионы, 2-й зенитный артиллерийский дивизион, другие части; кроме того, Островному сектору береговой обороны были оперативно подчинены 6-й отдельный стрелковый полк морской пехоты и 136-й пулеметно-артиллерийский батальон).
В КМОР вошли также 260-я отдельная бригада морской пехоты, дивизия ПВО (батальон ВНОС, 1-й и 2-й (с 13.01—49-й) полки зенитной артиллерии, 2-й гвардейский зенитный артиллерийский полк), части МПВО, Отдельный отряд дымомаскировки и дегазации, учебный отряд КБФ, Кронштадтский гидрографический район, отделение связи, отделение инженерной службы, тыл, другие части и подразделения. Кроме того, в состав КМОР должны были войти по поступлении от промышленности девять сторожевых катеров типа МО и 20 катеров-тральщиков типа КМ-4. Впоследствии состав КМОР изменялся.

Противовоздушную оборону военно-морских баз, кораблей и транспортов на переходе осуществляли зенитные артиллерийские батареи, расположенные на участках Ижорского и Кронштадтского секторов береговой обороны, на о-вах Лавенсарн н Сескар. С началом навигации была произведена перегруппировка средств ПВО на о-вах Лавенсарн и Сескар, старая материальная часть зенитной артиллерии заменена новой, создан базовый район ПВО Островной военно-морской базы. Таким образом, к лету 1943 г. ПВО на о-ве Лавенсари располагала 16 орудиями калибром 76 н 85 мм и 10 орудиями калибром 37 IMM; на о-ве Сескар — 7 орудиями калибром 76 и 85 мм и 6 орудиями калибром 37 мм. На побережье бухт Батарейная и Графская находилось 22 76-мм зенитных артиллерийских орудия, рейд и гавани Кронштадта оборонялись 48 зенитными артиллерийскими орудиями калибром 37—85 мм.
Прикрытие конвоев с воздуха в светлое время суток возлагалась на истребительную авиацию, которая вызывалась по заявкам командиров конвоев.


От себя добавлю, что из частей ВВС до июля 1943 г. на Лавенсари постоянно базировалась одна эскадрилья 71-го (позднее 10-го гв.) иап - до десяти истребителей И-153.
Схем и фотографий острова у меня нет. Попробуйте "Гугль-мап".

Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 357
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.07 22:04. Заголовок: Re:


Уважаемая Элла!

Я и сам знаю, что инженерный батальон не подходит - просто привел пример, что смотрел и ничего не нашел.

Ella пишет:

 цитата:
Но, извините, как соотнести отопление в октябре 1942г. и блокаду? Не хватало хлеба. Навряд ли, при обучении отапливались учебные классы или жилые помещения...


Во-первых, большинство частей все-таки отапливалось. Во-вторых, зима 1942/1943 гг. не чета зиме 1941/1942 гг - снабжение продуктами и топливом осуществлялось на удовлетворительном уровне, даже движение городского общественного транспорта не прекращалось в отличие от предыдущей зимы.

Приведенная Вами справка получена из РГА ВМФ. А Вы не пробовали по этому же товарищу запрашивать ЦВМА? Ведь именно в нем хранится основной массив документов по ВМФ с 1941 г.

Спасибо: 0 
Профиль
mop
постоянный участник


Пост N: 37
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.07 19:54. Заголовок: Re:


Уважаемый Мирослав Эдуардович!

Спасибо Вам за ответ.
Как осуществлялась дозорная служба в Лавенсари(количество дозорных кораблей, состав дозора, расписание смен), потопление КЛ "Красное Знамя" произошло по тому что дозоры проспали финские катера как после этого усилили дозорную службу.

Спасибо: 0 
Профиль
эсквайр



Пост N: 4
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.07 20:12. Заголовок: Re:


Уважаемый Мирослав Эдуардович!
Благодарю за ответ!
По мере проработки книги "Советский подводный флот" возникло несклько вопросов:
в разделе сетепрорезатели на стр. 260 написано: -"До войны приборами "Краб" оснастили ... "Щ-208"- "Щ-210"....
По всем достоверным данным на Черном море сетепрорезатели "Краб" были установлены на "Щ-209", "Щ-212" и "Щ-214". Очень бы хотелось аргументированно уточнить этот вопрос.


Спасибо: 0 
Профиль
Scharnhorst
постоянный участник


Пост N: 116
Откуда: РФ
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.07 20:46. Заголовок: Re:


Уважаемый Мирослав!
Читаю сейчас урывками "Финский гамбит" П.Петрова, натолкнулся на любопытную оценку. Автор пишет, что подводные силы КБФ по уровню боевой подготовки накануне финской войны выделялись в лучшую сторону среди соединений флота. После прочтения вашей с Кулагиным книги такая оценка несколько удручила. Если вы заключаете, что подготовка подводных сил была, мягко говоря, повредственной, то что же должно твориться на надводных силах, чтобы быть еще хуже?
В этой связи вопрос: что можно отнести к наиболее вопиющим провалом в боевой подготовке советских надводных сил в целом и отдельных классов и, наоборот, что можно отнести к светлым моментам?

Desir N'a Repos Спасибо: 0 
Профиль
Карл



Пост N: 15
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.07 21:41. Заголовок: Re:


Miroslav, в "Советском подводном флоте", упоминаются:
"6-летняя" кораблестроительная программа.
Постановление "По строительству военно-морских сил РККА на 1932 г".
"План военного кораблестроения на вторую пятилетку"
Постановление "О программе морского судостроения на 1936 г."
Можно ли от Вас узнать, какие корабли, в каком кол-ве, и, если возможно, для каких театров должны были строиться в соответсвии с указанным выше.

Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 358
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.07 21:33. Заголовок: Re:


Уважаемый mop!

Я этим вопросом специально не занимался, а ответ требует отдельного исследования.

Уважаемый Scharnhorst!

С отчетами по БП соединений надводных кораблей я не работал, а давать ответ голословно не хотелось бы.

Карл, ответ на Ваш вопрос был бы слишком объемным, чтобы размещать его на форуме. Дело в том, что уже после утверждения каждой из программ они неоднократно коррективровались и переутверждались. Содержание программ неоднократно публиковалось ранее. Например, в "Истории отечественного кораблестроения", "Истории флота государства российского" и целом ряде других трудов.

Уважаемый эсквайр!

Данные об установке "Крабов" именно на этих ПЛ были взяты К.Л. Кулагиным, насколько я помню из какого-то отчета по этим приборам. Я уточню и дам более точный ответ несколько позже. Должен признаться, что эти данные противоречили тому, что мы же написали в "ПЛ типа "Щ" несколько раньше. Там говорилось о Щ-209, Щ-212 и Щ-213. Видимо, в отчет вкралась ошибка. Что же касается вопроса Щ-213 и Щ-214, то хотелось бы узнать на что Вы опираетесь в своих данных.

Спасибо: 0 
Профиль
эсквайр



Пост N: 5
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.03.07 18:11. Заголовок: Re:


Уважаемый Мирослав Эдуардович!
Документальное подтверждение о наличии "краба" на "Щ-214" имеется в ЖБД этой пл о походе на поз.24 с 30 октября по 18 ноября 1941 г. В записи от 3 ноября есть такие строки: "3.11. 0 час. 34 мин. Лег на ИК =100 град. Быстро сближался с шхуной........ Шхуна ход не стопорила. ...На ИК=310 град. ударил правым "крабом" в левый борт шхуны.. и т.д.
В предъидущем письме я сообщал о наличии системы "краб" на ПЛ "Щ-209" и "Щ-212", а не Щ-213.
Об установке этой системе на 213-й ни в одном документальном источнике пока не встречалось.
Документальные подтверждения о 209 и 212 так же имеются. Сообщить?
С уважением.....

Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 361
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.07 00:00. Заголовок: Re:


Уважаемый эсквайр!

Информацию принял. Буду разбираться. Про "Крабы" на Щ-209 и Щ-212, как и написал в прошлый раз, мне известно. По результатам сообщу дополнительно.

Спасибо: 0 
Профиль
эсквайр



Пост N: 6
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.07 20:10. Заголовок: Re:


Уважаемый Мирослав Эдуардович!
На стр.190 Вашей книги имеется таблица "Оснащение советских ПЛ выдвижными антеннами". В разделе ЧФ имеется опечатка - указана лодка "Л-1".
Просьба уточнить, какая в действительности лодка ЧФ этой серии была оснащена антенной ВАН-1.
Второе.
Остальные черноморские лодки, согласно таблице и примечанию, оснащены ВАН-ПЗ.
Эта информация вызывает некоторые сомнения, и в некотором плане противоречит последующему тексту.
Если Вы будете так любезны, что сообщите хотя бы карандашный набросок установки на лодках типа М антенны ВАН-1, то я смогу по фото подтвердить или опровергнуть эту информацию.
(Конечно, только в том случае, если Вас заинтересует установление исторической точности).
С уважением.....

Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 364
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.07 21:09. Заголовок: Re:


Уважаемый эсквайр!

Каюсь, в материале оказались как опечатки (Л-1 вместо Л-4), так и неточности. Данные брались из отчета УПП об установке антенн, датированном январем 1945 г. Данные на 1.12.1944. О ЧФ сообщалось, что в ходе боевых действий антенны имелись только на семи ПЛ: Л-4 (ВАН-1) и «С-31», «С-33», «Щ-201», «Щ-202», «Щ-205», «Щ-209», «Щ-215» (ВАН-П3). На 1.12.1944 на ЧФ уже 1 ПЛ с ВАН-1 и 10 с ВАН-П3. На "малютках" М-62 и М-105 только начаты испытания антенн ВАН-1 (а не ВАН-ПЗ, как я ошибочно указал в таблице), на других типа М антенн нет. Внешнего вида ВАН-1 у меня нет.
эсквайр пишет:

 цитата:
Конечно, только в том случае, если Вас заинтересует установление исторической точности


Обижаете...

Спасибо: 0 
Профиль
эсквайр



Пост N: 7
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.07 22:03. Заголовок: Re:


Уважаемый Мирослав Эдуардович!
Пользуясь старинным "штилем" -" и в мыслях не было"!
Весьма благодарен за точный ответ. Теперь картинка сложилась и все стало на свои места. Действительно, на М-105 стояла антенна ВАН-1, и использовалась она аж до 1954г.! Что и подтверждается соответствующим фото.
По некотой информации, Вы в настоящее время работаете над новым очень интересным материалом по истории флота.
Найдется ли у Вас время ответить еще буквально на несколько моих небольших вопросов?
С уважением....

Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 365
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.07 22:34. Заголовок: Re:


Уважаемый эсквайр!

эсквайр пишет:

 цитата:
Действительно, на М-105 стояла антенна ВАН-1, и использовалась она аж до 1954г.! Что и подтверждается соответствующим фото.


Был бы весьма признателен за фото этого девайса.
эсквайр пишет:

 цитата:
Найдется ли у Вас время ответить еще буквально на несколько моих небольших вопросов?


Вроде, для этого на форуме и завели эту ветку :)

Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 367
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.07 16:03. Заголовок: Re:


Уважемый эсквайр!

Информация по поводу сетепрорезателей "Краб":
В соответствии с данными, приведенными в материалах "Технические совещания по сетепрорезателям", датированными началом 1941 г. (ф. 13, оп. 71, д. 1477, л. 26.)
Сетепрорезатели типа "Краб-3" были установлены на следующих ПЛ: Щ-208-215
(включительно, без пропусков), Щ-310, Щ-321, К-3.


Спасибо: 0 
Профиль
эсквайр



Пост N: 8
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.07 22:19. Заголовок: Re:


Уважаемый Мирослав Эдуардович!
Благодарю за профессиональный ответ!
Но! Возможно эта информация внесет определенный разброд и шатание в стройные ряды любителей истории подводного флота!
Основываясь на весьма прочно устоявшемся мнении, (кроме того подтвержденное весьма солидными источниками), что на ЧФ системой Краб были оснащены только три ПЛ соответствующим образом классифицировывались и фотографии лодок. Некоторыми историками была проведена значительная работа по определению погибшей лодки у о.Змеиный. И очень многие склонились к версии что это Щ-212. Теперь опознание многих фотографий предется производить заново.
Правда остается надежда, что приводимый Вами текст из приказа (?) все таки выдает желаемое за действительное. То есть было приказано установить на семи лодках, а ФАКТИЧЕСКИ! установили на трех.
Вообще установка приборов Краб на лодках ЧФ это очень интересная загадка в плане определения кто есть кто на имеющихся фото. Например у Вас в Летописи боевых походов -Черноморский флот- на стр. 74 подпись под нижним фото "Щ-214 у борта ПБ", на моей- "ПЛ Щ-209 возвращается с боевого задания. 1941г. г. Туапсе.
В журнале Судостроение в середине 70-х этот снимок публиковался с надписью "Щ-209". И в принципе нет основания не верить достаточно серьезному журналу.
Далее на одном из моих снимков ПЛ типа Щ имеется на обратной стороне подпись "Щ-215" на позиции. 1941г.
И в носовой части лодки нет и намеков на систему Краб!
Учитывая обстоятельство, что подписи под фото делались возможно после войны, можно поставить под сомнение эти данные, но если знать фамилии командного состава, служившего на ПЛ в этот период, можно попытаться определить номер ПЛ. Но это так, к слову.....
По возможности просьба сообщить из чьей коллекции фотографии в Летописи боевых походов ЧФ:
стр.78 рубка Щ-216 и Л-24- стр.25.
По фотографии М-105 с ВАН-1 я думаю решим проблему после Вашего ответа.
С уважением.....

Спасибо: 0 
Профиль
эсквайр



Пост N: 9
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.07 22:35. Заголовок: Re:


Мирослав Эдуардович!
Вы наверное уже давно внимательно изучили новоявленное "чудо" под названием "Черноморский флот" из серии ВМФ Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., с грозной надписью "Рассекречено".
Хочется узнать Ваше мнение профессионального историка по этому огромному тому, не взирая на высокие чины авторов.
С уважением........

Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 378
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.03.07 22:26. Заголовок: Re:


Уважаемый эсквайр!

эсквайр пишет:

 цитата:
Правда остается надежда, что приводимый Вами текст из приказа (?) все таки выдает желаемое за действительное. То есть было приказано установить на семи лодках, а ФАКТИЧЕСКИ! установили на трех.


Да, такое исключить нельзя, как и добавление "Крабов" на какие-то другие ПЛ уже после начала войны. К сожалению, я пока не нашел никаких единых документов, которые бы описывали всякие доп. работы по установке механизмов, приборов и вооружения на ПЛ в течение войны. Все, что Вы видели в "Советском подводном флоте" на эту тему собрано буквально по крупицам.

эсквайр пишет:

 цитата:
По возможности просьба сообщить из чьей коллекции фотографии в Летописи боевых походов ЧФ:
стр.78 рубка Щ-216 и Л-24- стр.25.


Вы конечно будете смеяться, но у меня нет эземлпяра "Летописи" ни по ЧМ, ни по СФ - пришлось подарить даже авторские. Насколько я помню обе фото из ЦВММ, который, впрочем, славиться своей неточностью атрибутации.

эсквайр пишет:

 цитата:
Хочется узнать Ваше мнение профессионального историка по этому огромному тому, не взирая на высокие чины авторов.


Это тот, котрый имеет размер почти как могильная плита и внутренние цветные схемы с сосканированными карандашными пометками? К высоким авторам он не имеет никакого отношения. На самом деле это 2-й том трехтомника "ВМФ Советского Союза в ВОВ" издания 1960 г. Реальные авторы Ачкасов, Гречанюк, Гельфонд, Зверев и Локтионов, ответственный редактор - Владимирский. Секретный до начала 90-х. Я считаю, что это очень неплохой для своего времени труд, где авторы, явно экономя на фактуре (она была еще раньше опубликована в "Хронике") пытались впервые провести анализ действий нашего флота через степень выполнения задач и проблемы, мешавшие это сделать.

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует (В. Ключевский ).

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость (М. Сервантес).
Спасибо: 0 
Профиль
эсквайр



Пост N: 10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.03.07 11:40. Заголовок: Re:


Уважаемый Мирослав Эдуардович!
Благодарю за ответ!
Действительно, сравнение этого огромного тома с могильной плитой -не в бровь, а в глаз! Можно было издать гораздо компактнее, и книга ничего бы не потеряла. Но то , что данное издание будет весьма полезным для начинающих любителей истории флота -несомненно. Да купить такой том -весьма проблематично!!
А то, что Вы раздали даже авторские экземпляры -это вовсе не смешно, а очень здорово, что в нашей стране еще достаточно много людей интересуется историей флота!!
Теперь вновь возвращаюсь к теме Черноморского подплава - конкретно к Вашему ответу от 22 февраля на тему дивизионов. (в текущих проблемах забыл уточнить этот вопрос).
Вы пишете: -"Прошу обратить внимание, что дивизионы ПЛ за ВМБ не закреплялись". По возможности хотелось бы уточнить на каком документе основывался этот ответ.
Дело в том, что в совершенно секретном Перечне № 18 "Органов управления соединений кораблей, частей..... Черноморского флота,..... входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг". в части Х "Управление дивизионов" на стр. 127 как раз и указаны дивизионы Пл ЧФ, закрепленные за ВМБ.
Фото ПЛ М-105 с ВАН-1 могу выслать только на Ваш личный электронный адрес, с условием публикации только с моего разрешения и с обязательным указанием авторской коллекции.
Если Вас устроят такие условия -сообщите адрес.
С уважением.....

Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 381
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.03.07 13:24. Заголовок: Re:


Уважаемый эсквайр!

эсквайр пишет:

 цитата:
Вы пишете: -"Прошу обратить внимание, что дивизионы ПЛ за ВМБ не закреплялись". По возможности хотелось бы уточнить на каком документе основывался этот ответ.


На все том же приказе о реорганизации подводных сил ЧФ - там ничего такого и близко не было. Да и логики в таком подчинении нет. Командиру базы подчиняются те подразделения, которые он использует для решения задач базы, а оба этих дивизиона - общефлотского масштаба. Перечень №18 у меня есть. Увы, его нельзя считать абсолютно точным источником по части наименований. Его основное достоинство - даты периода вхождения в состав действующей армии, хотя и там встречаются ошибки.

Мой адрес неоднократно указывался в ветке - red-sub@mail.ru. Все Ваши условия, безусловно, принимаются, поскольку я и сам в аналогичных случаях выдвигаю аналогичные. Публиковать это фото я не планирую - меня интересует сам внешний вид антенны, чтобы иметь возможность потом опознавать ее на других снимках.

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует (В. Ключевский ).

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость (М. Сервантес).
Спасибо: 0 
Профиль
Ella



Пост N: 6
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.03.07 16:46. Заголовок: Re:


Уважаемый Мирослав Эдуардович!

Спасибо за уточнения !

Данные из РГА ВМФ получены на днях, повторный запрос в ЦАМА отправлен, но ответа пока нет.
На предыдущие два запроса в ЦВМА пришел отрицательный ответ. И все из-за изменения написания фамилии и имени, чему удивлен даже племянник погибшего матроса, носяший его фамилию.

Отправила так же запрос в ЦАМО ( проверить по безвозвратным потерям, наградному отделу, по довоенному призыву, по немецким картотекам военнопленных и по личному составу 36-й озсб).

На сайте www.victory.mil.ru нашла, что "36 СБР" входил в состав 16-й армии Западного фронта (на 41г.)
На начало 1943г. - "36 СБР" - в составе 33-й армии Западного фронта.
Скорее всего я ошибаюсь. Именно в написании "ОЗСБ"/"СБР". Ведь это-Западный, а не Ленинградский фронт.
Но значения "36 ОЗСБ" на сайте МО так и не нашла.
Видимо Вы правы и 36-й ОЗСБ имел подчиненность КБФ.

С уважением, Элла.

Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 386
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.03.07 19:12. Заголовок: Re:


Уважаемая Элла!

Поздравляю Вас с прошедшим женским праздником, в ходе которого Вы, несмотря ни на что, продолжали заниматься святым делом поисков родственников :)
Рад помочь всем, чем могу. При поисках 36-го ОЗСБ исходил из того, что Вы написали в первом сообщении по данной теме - 36-й ОЗСБ г. Ленинград. Следовательно перед нами отдельная часть КБФ либо Ленинградского фронта. С учетом того, что весь КБФ я проверил по номеру 36 по "Перечню", а по сухопутной армии таких подробных данных нет, склоняюсь ко мнению, что загадочная часть относилась к Ленфронту. Кстати, в конце 1942/начале 1943 г. масса береговых частей и морской пехоты КБФ была окончательно передана в состав Ленфронта, которому раньше эти части подчинялись только оперативно. Т.е. основной упор следует, видимо, сделать на ЦАМО.
И еще такой совет. У нас в документах того времени очень любили коверкать фамилии, особенно нераспостраненные. Причем исказить могут даже первую букву (например, Онуфриев - Ануфриев), что делает проблему поиска по алфавитным картотекам вообще неразрешимой. Поэтому в своем поисковом письме следует в скобках указать и "запасные" варианты написания фамилии.

С уважением,
Мирослав

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует (В. Ключевский ).

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость (М. Сервантес).
Спасибо: 0 
Профиль
serdent
постоянный участник


Пост N: 1
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.03.07 19:51. Заголовок: Re:


Мирослав Эдуардович!Мой знакомый, во время 2 мировой войны,шёл странным маршрутом-Груз взяли в Лос-Анджелесе,прошли панам. канал и пошли мимо Кубы,где их и торпедировали, предположительно японская ПЛ. Почему странным- ведь с Восточного побережья США, проще идти на Владивосток, не правда-ли?Как по Вашему-мог ли вообще состояться такой рейс- с Вост. побережья через Атлантику?

Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 396
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.03.07 22:25. Заголовок: Re:


Уважаемый serdent!

Что-то много невероятного в этой истории: порт Лос-Анджелес (он не совсем на море), японская ПЛ близ Кубы. В Атлантике мы потеряли суда "Колхозник", "Двинолес", "Ашхабад" и "Туапсе" - все в 1942 г. и все от германских ПЛ, но ни одно из них не шло таким странным курсом. Два последних погибли недалеко от Кубы, но "Ашхабад" шел из Нью-Йорка, а "Туапсе" вообще из Южной Атлантики. По-видимому, охотничий рассказ.

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует (В. Ключевский ).

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость (М. Сервантес).
Спасибо: 0 
Профиль
serdent
постоянный участник


Пост N: 2
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.07 05:33. Заголовок: Re:


Mea culpa... Эту историю я слышал лет 20 назад и сам уже перепутал. Если хотите,я попробую узнать у очевидцев, встречал ли"Фридрих Энгельс" немецкий рейдер 18 августа 1942, хотя, сами понимаете,за достоверность не ручаюсь.С огромным удовольствием читаю Ваши работы.Спасибо Вам.

Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 397
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.07 22:31. Заголовок: Re:


Уважаемый serdent!

Спасибо за высокую оценку моих скромных усилий.
Да, воспоминания члена экипажа "Энегльса" представляют несомненный интерес и не только по тому отдельному случаю, а по всем боевым эпизодам, в которых он принимал участие.

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует (В. Ключевский ).

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость (М. Сервантес).
Спасибо: 0 
Профиль
serdent
постоянный участник


Пост N: 3
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.03.07 03:12. Заголовок: Re:


Эх! Был у меня знакомый(другой( ).Он был штурманом на "Ф.Э." и участвовал в том самом первом капельном рейсе! Но, к сожалению, его уже не спросишь... В мае постараюсь встретиться с очевидцами,участниками Сев.конвоев. Было бы интересно посмотреть вахтенные журналы "Ф.Э" и "Беломорканала" за 18 августа 1942 года. Наверняка в одном из них должно быть упоминание о встрече с неопознаным кораблём! Это реально?И, если возможно, скажите- а куда шёл "Ашхабад" из Нью-Йорка, зачем его понесло в район Кубы? И ещё... Каким маршрутом(-ами) перегоняли "Либерти" в СССР, построенные на верфях Восточного побережья США?

Спасибо: 0 
Профиль
Карл



Пост N: 17
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.03.07 16:55. Заголовок: Re:


Miroslav, в описании атаки М-176 14.05.1942 одна из целей по наблюдению командира - ТР типа "Дэссау". А что это? Как командир опознал транспорт? У Шведе, по крайней мере, за 1940 г. такого нет...

И можно прокомментировать это (по-моему - чепуха какая-то...):
Большая исследовательская работа, проведенная болгарскими энтузиастами, позволила детально восстановить хронику последнего дня "Щуки". 14 ноября 1941 года Щ-211 находилась на боевой позиции у мыса Галата. Ее радисты запеленговали румынский минный заградитель "Принц Карол", державший курс на Варну. Первая атака наших подводников оказалась неудачной. Но, обнаружив след торпеды, командир румынского корабля сообщил о нападении на немецкий военный аэродром, расположенный в районе Варненского озера. Ему это не помогло. Второй залп "Щуки" достиг своей цели: "Принц Карол" ушел на дно в 5 милях от Варны.
Линк

Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 398
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.03.07 21:51. Заголовок: Re:


Уважаемый serdent!

Точная цель перехода "Ашхабад" мне не известна, как и подробности перевода "Либерти". Увы.

Карл
1. Что-то я не помню в донесении Бондаревича название типа ТР. Я обратил бы внимание если бы увидел при чтении такое. По-момему, Лунин чуть ли не единственный, кто на Севере пытался как-то описывать архитектуру и тип атакуемых судов. Вы точно уверены на счет донесения Бондаревича? Что же касается "Дессау", то это немецкий ТР 1923 г. постройки 5933 брт, 120 м длинной, построен на верфи Круппа. Какие-то особенности отличающие его от нормальных сухогрузов мне не известны. Между декабрем 1942 г. и августом 1944 г. совершил три рейса в Киркенес, причем при возвращении из последнего 24.8.1944 был торпедирован нашей С-15. Т.о. самого "Дессау" Бондаревич видеть не мог - М-176 погибла раньше, чем "Дессау" впервые побывал на Севере.
2. Согласен, чушь полная. 14.11.1941 Щ-211 только вышла в свой последний боевой поход (в 14.20) и на позиции быть не могла. Минный заградитель "Реджеле Кароль I" погиб еще 10.10.1941 близ Варны на минах, выставленных Л-4 или Л-5 (обе постановки очень близко). Версия же про вызов авиации и потопление гидросамолетом обычно фигурирует в болгарской прессе в связи с гибелью другой "щуки" - Щ-204, что, как известно, произошло не раньше 6.12.1941. Полная эклектика.

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует (В. Ключевский ).

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость (М. Сервантес).
Спасибо: 0 
Профиль
mop
постоянный участник


Пост N: 41
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.07 01:25. Заголовок: Re:


Уважаемый Мирослав Эдуардович!
Была ли в нас в годы Отечественной войны служба или подразделение отвечающее за спасение сбитых пилотов, или "спасение утопающих дело рук самих утопающих". Как обстояло дело у немцев.

Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 400
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.07 03:01. Заголовок: Re:


Уважаемый mop!

Службы у нас не было. С начала войны спасение экипажей осуществлялось экипажами своей же части в смысле того, что они искали (засекали) местонахождения сбитого экипажа, докаладывали об этом в штаб, который принимал решение как и чем их спасать - катерами из ближайшей ВМБ, самолетами МБР-2 или др. Примерно летом 1943 г. был разгромный приказ НК ВМФ о халатном отношении командования к спасению экипажей своих самолетов - самолеты на их поиск не высылались, мер по спасению не предпринималось даже тогда, когда условие обстановки это позволяли сделать. Порядок навели примерно год спустя - штаб ВВС флота стал предусматривать спец. самолеты, которые обеспечивали спасение при нанесении крупных ударов (лет. лодки "Каталина" или Бе-4 от противолодочных или разведывательных эскадрилий), выделял деж. звенья лодок для вечернего поиска в районах, где днем мы теряли самолеты. Успешность работы этой схемы напрямую зависела от удаления от наших баз - например, известны только единичные случаи спасения экипажей МТА, погибших на удаленных коммуникациях. По штурмовикам случаев спасения больше, если экипаж, конечно же не погибал непосредственно в атаке.
У немцев спец. служба спасения экипажей самолетов, севших в море была (Seenotdienst). Организационно представляла собой по-моему до десяти централей, нарезанных по территориальному признаку. Централям подчинялись спасательные эскадрильи гидросамолетов и отряды спасательных катеров (FlB). Не помню точно имелось ли это уже к началу ВМВ, но к лету 1940 г. схема работала точно. Немцы довольно активно и эффективно искали своих пилотов, но с середины войны стали регулярно делать это только в тех зонах, где не ожидалось нашего сильного противодействия в воздухе. Как мне кажется с середины 1944 г. обе системы действовали примерно с одинаковой (недостаточной с точки зрения потребностей) эффективностью.
Ах да, забыл указать, что помимо основной функции гидросамолеты немецких спасательных эскадрилий также привлекались к снятию и перевозке тяжелораненых с атакованных кораблей и судов, захвату наших летчиков, оказавшихся в воде, а также в исключительных случаях к противолодочному охранению конвоев. Последнее немцы не афишируют, поскольку самолеты были оформлены как санитарные - белая окраска, красные кресты - и не должны были принимать участие в боевых действиях.

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует (В. Ключевский ).

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость (М. Сервантес).
Спасибо: 0 
Профиль
serdent
постоянный участник


Пост N: 4
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.07 04:31. Заголовок: Re:


Мирослав Эдуардович! Скажите, пожалуйста- японские ПЛ добирались до Атлантики во время 2 мировой вообще? Мне очень надо...

Спасибо: 0 
Профиль
cyr
постоянный участник


Пост N: 199
Откуда: Владивосток
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.07 07:43. Заголовок: Re:


Да простят меня модераторы и Мирослав Эдуардович.
Добирались. I-52 там даже погибла.
Подробности смотрите на сайте
Конкретно см. I-8, I-29, I-30, I-34, I-52


Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 401
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.07 12:37. Заголовок: Re:


Подтверждаю написанное cyr. Его список следует дополнить лодкой RO-501 (быв. U-1224), которая была потоплена в Атлантике в мае 1944 г.

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует (В. Ключевский ).

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость (М. Сервантес).
Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 403
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.07 14:47. Заголовок: Re:


Карл
Не возьмусь это комментировать. Информация о "Дессау" очень похожа на дополнение сделанное каким-нибудь историком уже в послевоенное время. В боевом донесении ничего такого не было - типов вражеских торговых судов мы не знали.

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует (В. Ключевский ).

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость (М. Сервантес).
Спасибо: 0 
Профиль
Карл



Пост N: 19
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.07 19:24. Заголовок: Re:



 цитата:
типов вражеских торговых судов мы не знали.

Но в справочнике Шведе ведь есть нефтеналивные суда...

Пардон, у Вас случайно нет подобной таблицы для атаки К-21 5 июля 1942 г.?


Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 405
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.07 21:07. Заголовок: Re:


Карл пишет:

 цитата:
Но в справочнике Шведе ведь есть нефтеналивные суда...


Да, только справочников Шведе не было на подводных лодках.

Такой таблицы для той атаки у меня нет, но ее можно построить на основе вахтенного журнала К-21, который опубликован в книге К.М. Сергеева "Лунин атакует "Тирпиц"
http://militera.lib.ru/h/sergeev_km/index.html

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует (В. Ключевский ).

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость (М. Сервантес).
Спасибо: 0 
Профиль
эсквайр



Пост N: 11
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.07 18:11. Заголовок: Re:


Уважаемый Мирослав Эдуардович!
Как Вам известно, летом 1944 г. на Черноморских ПЛ типа "Щ" проходил испытания цепной охранитель корабля (ЦОК). Очень интересует на каких именно лодках проходили испытания и, по возможности, краткое описание устройства.
Второе.
В книге "Советский подводный флот" на стр 867 дана схема ПЛ "Щ-204" с установкой Ф-35.
Но из материалов водолазного обследования данной ПЛ точно известно, что орудие было установлено на палубе субмарины. Опечатка в книге или один из вариантов установки?

Спасибо: 0 
Профиль
Иван
постоянный участник


Пост N: 6
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.03.07 09:59. Заголовок: Re:


Уважаемый Мирослав Эдуардович! Хотелось бы задать Вам очередной вопрос, связанный с нашей минно-торпедной авиацией и вопрос у меня, схожий с тем, что Вам задавали по С.П.Пудову и мой вопрос о М.В.Борисове- а именно, интересно Ваше мнение о летчике 1 ГМТАП А.И.Разгонине, в первую очередь о его боевой карьере- ведь он, по существу, первым добился успеха на Балтике торпедой а впоследствии стал наиболее результативным торпедоносцем( я так полагаю, что и среди всех воевавших флотов), и может быть, Вам известно что-то примечательное из его жизни пока он был в плену и после, когда добивался возвращения в авиацию, где насколько я знаю, он впследствии восстановился.

Спасибо: 0 
Профиль
Miroslav
постоянный участник


Пост N: 406
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.03.07 21:20. Заголовок: Re:


Уважаемый эсквайр!

Увы, мне ничего не известно про испытания ЦОК на ПЛ ЧФ - никакого приказа НК ВМФ об этом не давал. Нельзя было бы уточнить источник этой информации.
У меня нет документов по водолазному обследованию Щ-204. Не могли бы Вы ими поделиться. В документах об установке и испытаниях артустановке нам ни разу не попадались упоминания о корпусных работах, связанных с удалением надстройки в районе фундамента носового орудия. Сомнительна его установка и не на фундамент. Тем более, что установка была экспериментальной и потом на ПЛ должны были восстановить обычное вооружение.

Уважаемый Иван!

Увы, я не настолько хорошо знаю личности лечткиов, чтобы иметь какое-то особое мнение, помимо данных о результативности. Что же касается ее, то у Разгонина три победы, как и у Пудова и Н.Ф. Васильева. Он, безусловно, был первым, кто добился такого результата, но ему было проще, поскольку все атаки производил против одиночных кораблей и судов. Могу подтвердить, что он вернулся после плена в авиацию, но не в летный состав, а в инженерно-техническую службу. Безусловно, он совершил настоящий подвиг и заслуживает высочайшей оценки.

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует (В. Ключевский ).

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость (М. Сервантес).
Спасибо: 0 
Профиль
serdent
постоянный участник


Пост N: 5
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.07 04:51. Заголовок: Re:


Уважаемый Мирослав Эдуардович! Во время Второй Мировой войны на английском престоле сидел король , кажется, Эдуард... Так как тогда обозначался флот- Его королевского Величества, или Её королевского Величества? У англичан, я слышал, матриархат в этом вопросе...

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 312 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия