От Саламина до Мидуэя. История войны на море
От Саламина до Мидуэя. История войны на море
Вопросы М.Э. Морозову. Господа! Если вы имеете вопросы, касающиеся действий нашего флота и авиации в ВОВ , то можете задать их персонально Мирославу Эдуардовичу вот здесь

АвторСообщение
постоянный участник


Пост N: 339
Откуда: Беларусь, Витебск
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.09 14:25. Заголовок: Керченско-Эльтигенская десантная операция


Я тут просмотрел карту керченского пролива на сайте, указанном уважаемым mahown, и обратил внимание на просто таки огромное количество "железа" на дне.
http://www.wreck.ru/kerch.html

Это все жертвы Керченско-Эльтигенской десантной операции?
Существует ли список потерь обеих сторон при ее проведении? Было бы интересно глянуть...

Понять, что такое война, можно только после того, как она закончилась. Г.Н. Брейсфолд Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 41 , стр: 1 2 All [только новые]


постоянный участник


Пост N: 361
Откуда: РФ
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.09 20:53. Заголовок: Вот дождемся, когда ..


Вот дождемся, когда Андрей Кузнецов закончит свою книгу... да когда ее издадут...

Но, разумеется, к Керченско-Эльтигенской относятся далеко не все жертвы. Была еще и Керченско-Феодосийская - например, wreck'и 12 и 13 к ней относятся, да и "повседневные" стычки имели место.

Desir N'a Repos Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 96
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.09 07:27. Заголовок: Интересно, что в спр..


Интересно, что в справочнике сов. потерь баржа таганрог (№12) числится выброшенной на берег в анапе еще 7.11.41, и больше не появляется. В Хронике же написано, что она с начала высадки использовалась как пристань, а 28.12 тому же ЕЙСКУ пришлось самому приткнуться к берегу - то есть, баржу уже утопила артиллерия.

А еще на карте МАЙКОП, похоже, зря отмечен - он после плавал, судя по Хронике, т.е. его подняли.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 97
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.09 07:29. Заголовок: А вот список потерь ..


А вот список потерь по быстрому надергал - неполный наверняка.

Потери в Керченско-Эльтигенской операции (31.10-12.12)
Советские по справочнику:
31.10.43
Бронекатер № 114 (заводской № 115) в 18.12 погиб на мине в точке 45.20,3-37.21,8 (на выходе из Кубани, это не в проливе) с десантом на борту.
1.11.43
Сейнер № 267. в 5.45 у косы Чушка дрейфовал после потери хода, был принят за противника и расстрелян артиллерией 56 армии.
Сейнер М-17 в р-не м. Ахиллеон был снесен с фарватера, попал на мину и утонул. На помощь подошел сейнер №2800 и утонул тоже. На обоих потонули 246 чел. и 2*76-мм пушки.
КТЩ №156 ДНЕСТР и СКА №01012 погибли на минах (12-й - на двух у м. Панагия) в проливе при переходе к месту высадки в 0.20 и 0.50, из команд спасен 1 чел.
СКА КМ-0188 потоплен артиллерией после высадки десанта со всей командой, КМ-4503 пропал - возможно, погиб на мине, тоже на отходе.
КТЩ №165 КИТ потоплен артиллерией при отходе у м. Панагия (врек №36).
Десантные боты №2, 3, 8, 11, 37, 40 разбиты артиллерией у Эльтигена при высадке.
Там же погибли: СКА №019 в 2.23 на подходе с десантом, на мине (л/с спасен), №0912 и 168 при высадке сел на мель и был расстрелян артиллерией.
ТКА №45 и 72 уже обсуждались в другой ветке - погибли на минах, прикрывая высадку, вреки №№49 и 50.
СКА №0138 поврежден артиллерией при высадке у оз. Тобечик и штормом выброшен на берег.
Куча дес. ботов и катеров либо села на мель, либо выброшена штормом на берег, но в погибших не числится.

2.11.43:
СКА №06 (по др. данным, №084, зав. №7) при подходе к берегу в 22.45 подорвался на мине у утонул с десантом (погибло 77 чел.).
СКА №055 (врек №32) и КТЩ №190 при отходе у Эльтигена погибли на мине в 0.30.
СКА №0123, КТЩ №151 БАЙДУКОВ и 6685, дес. бот №14 при высадке десанта в Эльтигене повреждены артиллерией и выбросились на берег.
БКА №414, 415 (423?), 73 (318), СКА №076, РТЩ №206 (306?) и 364, дес. боты №19, 25, 226, 27 в 18.25 потоплены самолетами в порту Тамань - так что 73-й не может быть вреком №23.
КТЩ АЗОВЕЦ погиб на мине на рейде Темрюк, выходя с десантом.

3.11.43
СКА №05 при высадке десанта на м. Еникале сгорел после попадания арт. снаряда в 7.00
КТЩ №86 там же погиб на мине при высадке десанта
ТКА №116 и КТЩ №111 потоплены авиацией у косы Чушка у пристани в 16.30.
СКА №079, дес. бот №23, мотоботы №2 и 50 в 9.05 потоплены артиллерией в Эльтигене при высадке десанта

4.11
ТКА№101 потоплен надводными кораблями в 1.25 у м. Такиль.
СКА №053 и КТЩ №524 потоплены надводными кораблями у Эльтигена
5.11
СКА №073 пропал при переходе для высадки десанта у Эльтигена
6.11
Сейнер ДУБ №18 у м. Ахиллеон погиб на донной мине
7.11
ТКА №111 погиб на мине у м. Ахиллеон со всем л/с
РТЩ №110 при высадке десанта в Эльтигене потоплен артиллерией.
8.11
СКА №0122, КТЩ №173 ПИЛАМИДА при высадке десанта в Эльтигене потоплены артиллерией.
КТЩ №211 и 411 после высадки десанта на переходе Эльтиген-Кротково погибли на минах.
Сейнер №56 поврежден при высадке десанта артиллерией и при отходе затонул в т. 45.23,6-36.43,6 (врек №60)
Катер №62 при переходе Керченского пролива погиб на мине у м. Ахиллеон
9.11
БКА №81 (332) при переходе Керченского пролива погиб на мине
КТЩ № 563 КРЫМ вышел в Эльтиген с войсками и пропал
13.11
БКА №31 (314) Потоплен артиллерией у Эльтигена
15.11
ТКА №25 погиб на мине в т. 45.13-36.33,5
17.11
ТКА №76 в 14.17 у Эльтигена погиб, скорее всего, на мине
Катер ПВО №10 после высадки дес. на обратном пути в 14.20 погиб на мине у м. Пенагия.
КТЩ №572 при подходе к косе Чушка пробил дно сваями и утонул в 21.30
18.11
Дес. бот №35 доставлял подкрепления в Эльтиген и пропал.
20.11
Тендер №101 при подходе к берегу для высадки дес. в Керченском пр. погиб на мине
21.11
Катера ПВО №12 и 20 у Эльтигена потоплены артиллерией
22.11
Шзуны №23 и 26 (врек №25) подорвались на минах на переходе Анапа-Тамань в т. 45.07,8-36.36,8 и 45.07-36.33,9
23.11
Катер ПВО №27 потоплен БДБ противника у Эльтигена
25.11
Сейнер №2224 при высадке пополнения на м. Еникале потоплен артиллерией
БКА №303 (421) в Керченском проливе потоплен артиллерией
26.11
Катер ПВО № 24 таранен БДБ в бою и утонул у Эльтигена
ТКА №114 потоплен у Эльтигена истребителями противника
30.11
БКА №203 (241) поврежденный шел на буксире у КТЩ №82 и в шторм утонул у Ахтари.
2.12
Дес. бот №510 у шторм утонул у м. Ту на буксире у СКА №0141
5.12
РТЩ №398 и 415 потоплены артиллерией при выгрузке пополнения в Эльтигене
ТКА №103 погиб на мине в 19.30 у Кротково
6.12
Катер ПВО №28 на переходе Кротково-Тамань поврежден артиллерией и затонул по прибытии в 14.00
7.12
РТЩ №105 потоплен БДБ противника у Эльтигена
АКА-96 (ТКА №96) подбирал плавающих в проливе людей у Эльтигена, потоплен самолетами
10.12
Тендер №35 при съемке десанта в Керчи погиб на мине в 4.30
Дес. бот №530 в Керчи потоплен артиллерией в 4.31
12.12
СКА №04 погиб на мине в т. 45.20-36.32, прикрывая корабли, снимавшие десант (врек №63).

У немцев по Богатыреву/Стрельбицкому
9.11
БДБ F-449 уничтожена авиацией (по Гренеру -экипажем) в 3.10 у Камыш-Буруна после посадки на мель в шторм
11.11
БДБ F-419 в р-не Керчи в15.15 по ошибке потоплена БДБ F-305, погибло 7 чел.
20.11
БДБ F-386A потоплена артиллерией и самолетами у Камыш-Буруна
БДБ F-380А потоплена у Камыш-Буруна, в т. 45.14-36.26 при атаке 12 Ил-2 из 23 ШАП (хотя у Гренера числится после войны до 1954 г.)
28.11
В 11.25 БДБ F-594 потоплена Ил-2 в Керченском пр. (под др. данным, погибла 1.12.43 в Камыш-Буруне при налете 32 Ил-2 и 23 Пе-2)
30.11
БДБ F-341 и 574 сели на мель на СЗ конце косы Тузла 29.11 и уничтожены сов. авиацией и артиллерией (по Гренеру - немцами уничтожены) в 8.30
БДБ F-306 и 573 (врек №37 или 35) потоплены в 12.15 авиацией у Камыш-Буруна, в т. 45.14-36.25 (306-я поднята)
3.12
БДБ F-360 потоплена у Камыш-Буруна, в т. 45.14-26.26 авиацией (по Гренеру, она служила на Ср. море и после войны у итальянцев)
5.12
БДБ F-305 и 369 потоплены в 9.15 авиацией у Камыш-Буруна, в т. 45.14-36.25.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1346
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.09 12:42. Заголовок: igor пишет: У немце..


igor пишет:

 цитата:
У немцев по Богатыреву/Стрельбицкому


В топку этот справочник.
Немцы потеряли полностью 11 БДБ и все.
Авиация потопила: F-386 (20 ноября), F-594 (28 ноября), F-306 (30 ноября), F-573 (1 декабря), F-305 и F-369 (5 декабря). Кроме того, F-139, F-170, F-307 и F-559 в результате ноябрьских налетов на порт Камыш-Бурун получили такие повреждения, что так и не были введены в строй до момента окончания боевых действий, хотя официально и не списывались. На мине погибла F-329 (26 ноября). Шторма, посадки на мель и столкновения стали причинами гибели F-449 (9 ноября), F-341 и F-574 (30 ноября). F-419 11 ноября в Керчи (подорвана после повреждений, полученных 9 ноября в результате обстрела по ошибке с F-304).

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует (В. Ключевский ).

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость (М. Сервантес).
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 340
Откуда: Беларусь, Витебск
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.09 13:10. Заголовок: Мирослав Эдуардович,..


Scharnhorst пишет:

 цитата:
Вот дождемся, когда Андрей Кузнецов закончит свою книгу... да когда ее издадут...



Ну когда это будет

igor
за затравку - спасибо.

Miroslav пишет:

 цитата:
В топку этот справочник.


Мирослав Эдуардович, а что Вы можете пояснить по нашим потерям?

Понять, что такое война, можно только после того, как она закончилась. Г.Н. Брейсфолд Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1347
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.09 13:30. Заголовок: Сумрак пишет: Ну ко..


Сумрак пишет:

 цитата:
Ну когда это будет


Статья - весьма высококачественная выжимка из книги уже давно в магазинах.
http://www.zone-x.ru/showTov.asp?Cat_Id=516068

Сумрак пишет:

 цитата:
Мирослав Эдуардович, а что Вы можете пояснить по нашим потерям?


Задавайте конкретные вопросы - попробую.

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует (В. Ключевский ).

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость (М. Сервантес).
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 98
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.09 13:35. Заголовок: Ну, так как никакого..


Ну, так как никакого другого справочника пока нету, а самому выискивать времени нема, приходится пользоваться растопочным материалом...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 8
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.09 10:42. Заголовок: igor пишет: В Хрони..


igor пишет:

 цитата:
В Хронике же написано, что она с начала высадки использовалась как пристань, а 28.12 тому же ЕЙСКУ пришлось самому приткнуться к берегу - то есть, баржу уже утопила артиллерия.


Если не секрет про какую хронику упоминают. И там есть описание баржи Таганрог погибшей в районе Юркино?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 9
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.09 10:45. Заголовок: igor пишет: А еще н..


igor пишет:

 цитата:
А еще на карте МАЙКОП, похоже, зря отмечен - он после плавал, судя по Хронике, т.е. его подняли.


По всей вероятности Майкоп дествительно подняли, но абсолютно не весь. На грунте осталась носовая часть , и немного обломков.
Тоже самое и Рот-Фронт- пишут что подняли , а он сам на грунте.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.09 11:15. Заголовок: Сумрак пишет: Я тут..


Сумрак пишет:

 цитата:
Я тут просмотрел карту керченского пролива на сайте, указанном уважаемым mahown, и обратил внимание на просто таки огромное количество "железа" на дне.


Я работал по обследованию объектов в районе мыса Тузла, траверза поселка Героевское (Эльтиген). В основном затонувшие объекты относятся а Эльтигенскому десанту. Я брал прямую линию от м. Тузла до Героевского и галсами с шириной захвата 500 меров обследовал дно пролива. Основные скопления объектов это на удалении 500-4000 меров от м. Тузла и 50-300 метров от пляжа Эльтигена. Попадается большое количество сейнеров и т.п. Идентифицировать данное плавсредство не удается. Как правило от них остается двигатель и шпиль. Исключение КАТЩ-165 (определили принадлежность по 20 мм эрликону)
На фото деревяшка на пляже Героевского не что иное как киль (деревянный) сейнера учавствовавший при высадки десанта (доказательтва снаряды 45 мм лежашие рядом на дне)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 11
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.09 11:17. Заголовок: http://s54.radikal.r..


Фото какая то стойка рядом с сейнером нашли

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 12
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.09 13:00. Заголовок: В детстве я жил рядо..


В детстве я жил рядом с Эльтигеном (Героевское) в Заветном, но часто там бывал у родственников. На берегу лежал остов металлического сейнера. Почему то назывался мотоботом. Весь пляж усеян гильзами и снарядами. Жаль небыло фотоаппарата. Сейчас сейнера нет.
На фото останки мотобота и сейнера нырял пару лет назад на них. Они практически полностью разрушенны


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 99
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.09 13:05. Заголовок: Хроника ВОВ СССР на ..


Хроника ВОВ СССР на Черноморском театре, вып. 1, 1945 год. Гибель баржи "Таганрог" там прямо не описывается, однако, можно прийти к выводу, что она там погибла, из описаний десанта. Географически место описывается, как бухта Булганак. Баржу оставили у берега, как пристань и через нее высаживали вторую волну, однако на следующий раз ЕЙСК уже сам подходил к берегу. Логично предположить, что баржа накрылась.

МАЙКОП в той же Хронике в 1943 году постоянно ходит вдоль черноморского побережья Кавказа от порта к порту на буксире, как баржа.

В справочнике сов. потерь от 1957 г. за 1941-м годом числится десятка 2, если не больше, сейнеров, погибших неизвестно где, по непонятным причинам. Возможно, добрая половина - жертвы КЭДО.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 13
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.09 13:47. Заголовок: Дед, который во врем..


Дед, который во время войны видел как погибла баржа Таганрог-плакал. Там около 400 раненых лежало. Их пацанов, наши просили доставать тела и хоронить на берегу. Благо был лед, и очень прозрачный. Баржа лежала наглубине пару метров, так что пацаны видели как на борту лежат погибшие. Они крюки сделали, и через полынью доставали тела. Баржу потопили три Ю-87. Попал бомбой только один, но барже хватило затонуть.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 17
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.09 13:24. Заголовок: Недавно мне в руки п..


Недавно мне в руки попалась лоция косы Тузла за 1963 год. По периметру всей косы ледали останки плавсредст. Думаю относящихся к ВОВ. На последних лоция практически ни одного объекта в том районе. Мне довелось разговаривать с человеком который после войны работл на землеснаряде в Керченском проливе. Так с ними обязательно находилось водолазное судно с экипажем. Как только землеснаряд за что то зацепится сразу в воду идут водолазы. Чего только они не подымали пушки , полуторки, бомбы мины и т.п. Так вот за все время плавкраном (портовским) на его глаза подняли около 10 единиц плавсредств (катера, мотоботы и .тп.) И них доставали останки людей и хоронили в районе Опасного.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 18
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.09 13:29. Заголовок: Miroslav пишет: В т..


Miroslav пишет:

 цитата:
В топку этот справочник.
Немцы потеряли полностью 11 БДБ и все.


Рельно на грунте лежит 9 БДБ это в районе пролива.
2 БДБ в районе Соленого озера
1 БДБ напротив Такиля и лихтер там лежит.
Есть еще 1 штурмбот , но сильно разрушен и неподдается идентификации.
Про совсем мелкие я неговорю.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 20
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.03.09 15:31. Заголовок: Отправляю исклюзивно..


Отправляю исклюзивное ГБО торпедного катера типа Г-5 найденного в проливе, в 5-ти км от мыса Тузла.
Номер пока неизвестен

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.04.09 22:50. Заголовок: Мой дядя, лейтенант ..


Мой дядя, лейтенант Волковницкий Ю.Ф. помощник командира катера, погиб на СКА №0122 8.11.1943. При чём по ответу на запрос в Гатчину и по последним данным, найденным у Бирюка В.С. "Малые охотники в войне на Черном море 1941-1944", СКА №0122 погиб после второй высадки десанта 8.11 в бою с торпедными катерами и БДБ противника, возвращаясь в Кротково. Если у кого есть дополнительная информация по катеру и его экипажу просьба сбросить на sswift1@yandex.ru

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 104
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.04.09 05:55. Заголовок: В ночь на 8 ноября к..


В ночь на 8 ноября катера доставляли в р-н Эльтигена пополнение и боезапас. СКА №0122 находился в составе отряда прикрытия и вступил в бой с 5 торпедными и сторожевыми катерами и 2 БДБ врага. В бою №0122 получил несколько артпопаданий, сгорел и затонул. Это все, что есть по данному случаю в Хронике. Кто участвовал в бою с той стороны, вероятно, может сказать М. Морозов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1358
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.04.09 06:51. Заголовок: Фрагмент из статьи А..


Фрагмент из статьи А.Я. Кузнецова в вышеупомянутом сборнике про десанты:

Кизерицки на ночь 7/8 ноября выделил 8 БДБ для очередного удара по переправе 56-й армии и для охраны Керчен-ской бухты. Основная нагрузка по блокаде Эльтигена была возложена на «боевую группу» Класмана (R37, 196, 204, 207, 216), а 5 БДБ должны были поддерживать блокаду до подхода раумботов. С юга блокаду «подпирали» 2 ТКА (S47, S51), еще одна пара ТКА охраняла южный берег Керченского полуострова.
3-я группа высадки получила существенное подкрепление - в Кротков прибыли с юга СКА-098, -0102, -0122, ПК-057, ДБ-7, -10 (пришел неисправным), деревянный плашкоут ДДБ-1 и четыре гребных баркаса. Вечером 7 ноября подорвался на мине у Кроткова и вышел из строя ПК-073. Присутствие немецкого флота уже нельзя было игнорировать, и Холостяков сформировал ударную группу Жидко (СКА-098, -068, ПК-057, ТКА-75, -114, АКА-96). По плану она не допускала против-ника к месту высадки, а остальные катера мелкими группами по готовности занимались перевозками. На рейде Эльтигена должен был оставаться всю ночь КАТЩ-0411 (сейнер), «охотники» должны были пересаживать на него принятых в Кротко-ве бойцов. С сейнера находящиеся при нем высадочные средства должны были переправлять войска с него на берег. То есть схема предполагала двукратную пересадку войск в проливе! Всего намечалось доставить 1000 человек, шесть 76-мм полко-вых пушек, 60 т боеприпасов, 40 т продовольствия и 8 горных реактивных установок БМ-8 из состава 2-го горного дивизио-на РС (2-й гв.гмд) с одним боекомплектом.
Первой вышла ударная группа. Жидко, убедившись в отсутствии противника у Эльтигена, в 19:40 дал сигнал «Доб-ро» и заступил в дозор. К плацдарму последовательно вышли:
БКА-26 и КАТЩ-0411 с плашкоутом ДДБ-1 на буксире;
поодиночке СКА-082 (на борту старший лейтенант В. Е. Москалюк), СКА-0102 и СКА-0122, каждый из них с одним гребным баркасом на буксире;
группа старшего лейтенанта П. Д. Чеслера (СКА-081, КАТЩ-525, «Орел», тендеры №55 и №75);
ПК-023 (для управления высадочными средствами, на борту капитан-лейтенант М. Г. Бондаренко);
КАТЩ-0211 с ДБ-7 на буксире (вышел в четвертом часу ночи).
Всего 13 единиц (4 СКА, 1 БКА, 1 ПК, 4 КАТЩ, 2 тендера, 1 ДБ) плюс плашкоут и 3 гребных баркаса. Кроме того, 6 единиц находились в дозоре, не считая катера-«инвалиды» СКА-018 и СКА-052, имевшие по одному исправному мотору и вышедшие в дозор у Кроткова.
Сложная схема высадки не сработала. Одиночные СКА-082, -0102 и -0122 пришли на эльтигенский рейд раньше «катера-терминала» КАТЩ-0411. Они частично разгрузились с помощью своих гребных баркасов, при этом все три баркаса в первом же рейсе выбросило накатом на берег. Высадка проходила под огнем батарей. По огневым точкам с вечера работа-ли все 6 исправных И-15бис 62-го иап. Они сделали в сложных метеоусловиях 19 самолето-вылетов и подавили, по докладам летчиков, три зенитные орудия, 4 прожектора и взорвали склад боеприпасов. Наша артиллерия также пыталась подавить огневые точки. Ответным огнем по району мыса Тузла были убиты 2 человека, включая заместителя командира 252-го арт-дивизиона, разбиты автомашина и рация.
До 10 часов вечера немецкий флот никак не проявлял себя. Группа Дитмера (3 БДБ) направлялась к Эльтигену, но в 17:40 (19:40) обнаружила на юге три катера и, посчитав их немецкими, ушла стаскивать с мели F386 (эта баржа сидела у Ка-мыш-Бурунской косы с предыдущей ночи). Данное событие загадочным образом отсутствует в ЖБД «отличившейся» 3-й десантной флотилии, зато упомянуто с резкими комментариями в документах всех вышестоящих инстанций. Начальник морской обороны Кавказа отметил, что раумботов к этому времени у Эльтигена быть никак не могло (что должен был пони-мать Дитмер, но не понял). Только сняв в 19:50 (21:50) с мели F386 и отбуксировав ее в Камыш-Бурун, Дитмер неспешно направился к Эльтигену. С присоединившейся к нему с группой Злекова он имел уже 5 БДБ.
Вскоре после десяти часов с юга подошли раумботы. В этот момент у Эльтигена находились СКА-082, -0102, -0122, тщетно ожидавшие возвращения гребных баркасов. С 22:10 началась длинная серия боёв, продолжавшаяся до утра. Пять раумботов, постоянно действуя единой группой, всегда имели преимущество в силе огня над нашими катерами. Время от времени раумботы поддерживал огнем 40-мм «Бофорса» S51, но шнельботы далеко от мыса Чонгелек не уходили.
Первое столкновение закончилось безрезультатно. На вспышки выстрелов подошел Жидко. Он присоединил к своей группе СКА-082 и СКА-0102 и в 23:20-23:28 в строю фронта провел бой с «5 ТКА и 2 БДБ». Фактически со стороны немцев участвовали 5 раумботов и 2 шнельбота, силуэты которых были неразличимы на фоне берега. Флагманский катер Жидко (СКА-098) получил два попадания 37-мм снарядами, но серьезных повреждений не имел. На СКА-068 вышел из строя один мотор (авария), на одном из катеров имелись раненые . Немцы, встретив отпор, временно отошли. В 00:14 Жидко обнару-жил пять силуэтов южнее плацдарма и атаковал их, снова строем фронта. Перестрелка с теми же «5 ТКА и 2 БДБ» на боль-ших дистанциях закончилась безрезультатно. В ходе боя два залпа РС сделал АКА-96. До этого момента Жидко достаточно успешно выполнял свою задачу. Но дальнейшее его поведение тяжело объяснить и оправдать. Хотя ударная группа находи-лась в море до утра, больше она не сделала ни одного выстрела и держалась в стороне от Эльтигена. И это в то время, когда команды других катеров буквально истекали кровью в неравной борьбе! В два часа ночи, наблюдая очередной бой со сторо-ны, Жидко дал радиограмму в штаб Холостякова: «Конвой не посылать, ТКА противника находятся в засаде в разных мес-тах» . Но сам ничего не сделал. В документе о гибели ПК-057 отмечено, что Жидко «потерял боевое управление своим отрядом» .
Пока немцы были связаны боем, в 00:35 подошел на эльтигенский рейд отряд Чеслера. Тендер №55 начал высадку , а катера-тральщики остались в ожидании разгрузки на рейде. Сам Чеслер на СКА-081 прикрывал высадку. В 01:08 на встречном курсе была обнаружена колонна из пяти раумботов, идущая с севера (опознаны как 6 ТКА и 1 БДБ). Они прижи-мали наш «охотник» к берегу, дистанция уменьшилась до 200-300 м. Тогда СКА-081 резко повернул вправо под сосредото-ченным огнем всей группы и прорезал строй между 4-м и 5-м катерами, ведя огонь из всех стволов. Прежде чем нашему ка-теру удалось раствориться в темноте, он получил массу повреждений. Был пробит мотор, разбита радиорубка, в корпусе позже насчитали 28 надводных пробоин от снарядов и их осколков снарядов, а также 69 пулевых пробоин. Погибли 3 чело-века, в том числе командир звена П.Д.Чеслер, смертельно ранен помощник командира катера лейтенант Саакян, а всего ра-нения получили 14 человек, включая командира катера старшего лейтенанта С. Г. Флейшера. Избитый катер своим ходом дошел до Кроткова. Этот действительно героический бой широко пропагандировался на Черноморском флоте, распростра-нялся плакат «Один против семи». Для полноты картины политработники добавили к этой истории два взорвавшихся немец-ких катера, о чем наши моряки вовсе не докладывали. Данный драматический эпизод отмечен и в немецких документах.
Действия транспортных и высадочных единиц отражены в документах фрагментарно. КАТЩ-525 и «Орел» (видимо, с тендером №75 на буксире) так и не разгрузились – предположительно отошли, спасаясь от группы раумботов. В какой-то момент подошел КАТЩ-0411 с плашкоутом. Роль терминала этот катер-тральщик в таких условиях играть уже не мог. Он переправил 40 своих десантников на плацдарм плашкоутом, где тот и остался. КАТЩ-0411 при возвращении погиб на мине перед Тузлинской промоиной.
В 00:28 (02:28) к плацдарму наконец подошла группа БДБ Дитмера. Обнаружив 5 катеров, баржи вступили с ними в ожесточенную перестрелку. Группа Жидко, как уже отмечалось, после часа ночи ни с кем не сражалась, упоминаний о столкновениях других наших катеров в это время также нет. Очень похоже, что баржи сражались в темноте с пятеркой своих раумботов. Флагманская БДБ Дитмера F335 получила несколько попаданий «40-мм снарядами» (видимо, 37-мм), 1 человек получил тяжелое ранение и 2 - легкие. Дитмер на F335 ушел в Керчь спасать жизнь своих раненых, а командование группой передал Злекову. Тот в течение ночи ни с кем не встречался – вероятно, отошел подальше на север.
На ПК-023, с которого должен был управлять высадкой Бондаренко, открылась течь. Бондаренко вернулся в Крот-ков и в 03:15 перешел на СКА-0122. Этот катер загрузился для второго за ночь рейса и одновременно с КАТЩ-0211 и ДБ-7 вышел к Эльтигену. Тем временем тендер №55 закончил прием 70 раненых и пленных на плацдарме и направился в Кротков. В полутора милях от крымского берега он встретил СКА-0122. Бондаренко принял раненых и пленных с тендера, пересадил на него десантников и повернул в базу. Однако вскоре его настигла пятерка раумботов. Бондаренко в 03:50 успел доложить, что десант высажен. Около 4 часов ночи посты СНиС наблюдали бой одинокого «охотника» с несколькими вражескими ка-терами. Огонь нашего катера постепенно ослабевал, а через некоторое время он взорвался. Из команды и 70 человек, приня-тых с тендера, не спасся никто. 3-я группа высадки потеряла еще одного блестящего офицера-катерника. 22.01.1944 капитан-лейтенанту М. Г. Бондаренко было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.


Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует (В. Ключевский ).

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость (М. Сервантес).
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.04.09 21:41. Заголовок: Большое спасибо за и..


Большое спасибо за информацию. А не мог тем одиноким "охотником", бой которого наблюдали посты СНиС, быть ПК-057 (по Бирюку - СКА-057), который пропал без вести/погиб в ту же ночь на 8.11? Кстати в справочнике igor-а его почему-то нет.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Пост N: 1
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.04.09 21:50. Заголовок: На сайте Департамент..


На сайте Департамента подводного наследия Украины в перечне подводных объектов обнаружил СКА-0122. Непонятно то ли это просто картотека затонувших судов, то ли это перечень обнаруженных судов. Причем координаты не указаны. И если это второе, то как они определили что это СКА-0122?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1359
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.04.09 22:59. Заголовок: skirov пишет: Больш..


skirov пишет:

 цитата:
Большое спасибо за информацию. А не мог тем одиноким "охотником", бой которого наблюдали посты СНиС, быть ПК-057 (по Бирюку - СКА-057), который пропал без вести/погиб в ту же ночь на 8.11? Кстати в справочнике igor-а его почему-то нет.


Нет. Я не стал воспроизводить сноску Кузнецова, поскольку речь шла об СКА-0122, но если необходимо, то вот:

Катер, номер которого в донесении Жидко не указан, сообщил, что имеет одного тяжело раненого и одного легко раненого, и направился в Кротков. Видимо, это был ПК-057, который бесследно исчез вместе со всей командой (20 человек). Вернувшись утром в Кротков, Жидко не заметил его отсутствия. Хватились ПК-057 лишь через сутки, когда он был назначен для буксировки поврежденного СКА-0102. Тогда и выяснилось, что ночью катер постоянно отставал, поскольку имел меньший ход, чем «охотники», и в базу не вернулся. Скорее всего, ПК-057 отправился в Кротков, чтобы сдать на берег раненых, и погиб на мине заграждения «К-12», находившегося у него на пути. Его потопление раумботами менее вероятно – они курсировали вдоль «красного» фарватера и так далеко на восток не заходили.

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует (В. Ключевский ).

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость (М. Сервантес).
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 106
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.04.09 12:55. Заголовок: С катером с номером ..


С катером с номером 057 интересная скалдывается ситуация. В справочнике потерь он не числится - поэтому я его и не привел. Ладно бы только это, можно запросто принять, что составители упустили факт. Однако в Хронике ЧФ его гибели тоже нет, более того - 10 ноября он как ни в чем не бывало прибыл в озеро Соленое из Анапы! Правда, после этого он ни разу уже больше не попадается.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1361
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.04.09 14:51. Заголовок: "Хронику" то..


"Хронику" тоже люди делали. А.Я. Кузнецов копал гораздо глубже - по исходным документам и не за зарплату а по искреннему интересу, поэтому, думаю, ему можно верить.

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует (В. Ключевский ).

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость (М. Сервантес).
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.09 07:22. Заголовок: По информации получе..


По информации полученной с немецкого форума http://forum-marinearchiv.de СКА-0122 был потоплен не 5 раумботами, как у Кузнецова, а 5-ю шнельботами 1-ой S-флотилии.
[quote]According to

Gerhard HÜMMELCHEN,
Die deutschen Schnellboote im Zweiten Weltkrieg
ISBN 3-8132-0487-1
five e-boats of the 1. S-Flottilla met a Soviet force commanded by Kptlt. BONDARENKO onboard of SKA-0122 sailing to Krotkov. It consisted of SKA-023, SKA-081 and SKA-0122, KT-411, KT-525, KT-211 and OREL and four additional boats. The German e-boats sunk SKA-0122 during the night to 08.11.1943. KT-211 and KT-411 were lost du to mine hits on their way back.

Gerd-Dietrich SCHNEIDER,
Vom Kanal zum Kaukasus - Die 3. R-Flottille - Feuerwehr an allen Fronten
ISBN 3-7822-0260-0
do not mention this action!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 28
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.09 11:38. Заголовок: Как вы считаете этот..


Как вы считаете этот объект может быть СКА-055?
40. СКА-055
Принадлежность СССР. Сторожевой катер типа «МО». С 10.12.1941 г. СКА №0104, с 17.12.1941 г. СКА-055.
Водоизмещение: стандартное — 44 т,
полное — 57,5 т
Длина: 26,9 м
Ширина: 4,01 м
Осадка: 1,43 м
Мощность двигателей: 3х850 л.с.
Скорость: 26,5 км/ч
Вооружение: 2 45-мм орудия , 2 12,7-мм пулемета (на некоторых версиях вместо одного 12,7-мм ДШК ставили 20-мм «Эрликон»), глубинные бомбы.
Экипаж 19-24 человека.

2.10.1943 г. катер СКА-055 под командованием лейтенанта В.А Шереметьева прибыл в порт Кротков. В первом часу ночи 3 ноября на катер погрузили минометную роту в количестве 51 человек. При переходе в Эльтиген катер СКА-055 подорвался на мине и развалился на три части. В живых остались 27 человек. Архивное место гибели 45°12’N 36°34’E.
При проведении экспедиции летом 2007 года клубом «Нептун-Про» г. Тольятти совместно с водолазной фирмой «Петр» г. Воронеж с помощью гидролокатора был обнаружен объект. По описанию руководителя экспедиции С. Долгова проясняется следующая картина- объект длиной около 14 метров, ширина 4-6 метров. Много боеприпасов от 45-мм орудия, а также 20-мм снаряды и 12,7-мм патроны. Объект сильно разрушен. По всей вероятности обшивка у катера была деревянная. В последствии обнаружены пушка 45-мм 21К, скорострельная 20-мм пушка «Эрликон» и пулемет «ДШК». С большей степенью уверенности можно сказать, что данный объект является катером типа «МО» с номером СКА-055.
Координаты 45°12.145’N 36°34.623’E
Глубина 7 метров. Возвышение 2 метра.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 107
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.09 17:28. Заголовок: Надо смотреть нем. д..


Надо смотреть нем. документы касательно этого боя. У М. Морозова они есть, и если он привел отрывок из Кузнецова без комментариев, то стало быть, тот тоже писал по нем. документам. Документы круче, чем немецкая книжка, написанная неизвестно на основании каких иточников (других книжек или мемуаров). Может, в то время, когда Хюммельхин и Шнайдер писали свои труды, нужные доки еще не были доступны для немцев. Или они просто напутали чего.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 3
Откуда: Москва
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.09 18:45. Заголовок: Я привел информацию ..


Я привел информацию от этих авторов только потому, что незнаком с их произведениями и не знаю с каких источников они их писали. Написал в надежде получить комментарии от экспертов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1364
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.09 19:53. Заголовок: skirov пишет: По ин..


skirov пишет:

 цитата:
По информации полученной с немецкого форума http://forum-marinearchiv.de СКА-0122 был потоплен не 5 раумботами, как у Кузнецова, а 5-ю шнельботами 1-ой S-флотилии.




igor пишет:

 цитата:
Надо смотреть нем. документы касательно этого боя. У М. Морозова они есть, и если он привел отрывок из Кузнецова без комментариев, то стало быть, тот тоже писал по нем. документам. Документы круче, чем немецкая книжка, написанная неизвестно на основании каких иточников (других книжек или мемуаров). Может, в то время, когда Хюммельхин и Шнайдер писали свои труды, нужные доки еще не были доступны для немцев. Или они просто напутали чего.


Очень правильная постановка вопроса. Книга по 3-й флотилии "раумботов" у меня есть, но самого КТВ флотилии за 2-ю половину 43-го не сохранилось и потому автор толком не знал, в чем корабли участвовали, а в чем нет. Он почему-то не заглянул в КТВ коменданта морской обороны Кавказа, который реально отвечал за ведение блокады. Вот его КТВ за 8 ноября. Как видите, говорится только об успехах "раумботов", а о "шнельботах" вообще нет упоминаний.



В КТВ Адмирала Черного моря прямо говорится, что "шнелльботы" боевых столкновений не имели:



Так что думаю, вопрос можно считать исчерпанным.
В ту ночь катера 1-й флотилии в боях с нашими не участвовали, а обеспечивали действия "раумботов" от вмешательства наших крупных кораблей со стороны южного входа в пролив - по одной паре севернее и западнее м. Такиль. Кстати, книга Хюммельхена у меня есть и в ней достаточно много ошибок. В данном случае проявилось желание тянуть одеяло на себя и приписывать все успехи тем силам, о которых пишешь.
Короче, именно подобная лажа в иностранных книгах и заставила меня сесть за изучение их документов.

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует (В. Ключевский ).

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость (М. Сервантес).
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 4
Откуда: Москва
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.09 21:54. Заголовок: Спасибо. Изложено вп..


Спасибо. Изложено вполне исчерпывающе.
Учитывая факт, что КТВ 3-ей флотилии за 2-ую половину 43-го не сохранился, есть вероятность найти какую-либо информацию с описанием того боя в немецких архивных документах?
Для особо одаренных, как точно расшифровывается аббревиатура КТВ?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 1006
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.09 22:14. Заголовок: skirov пишет: Для о..


skirov пишет:

 цитата:
Для особо одаренных, как точно расшифровывается аббревиатура КТВ?



Kriegstagebücher - Журнал Боевых действий.


Die Uberwasserpiraten den Unterwasserpiraten Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1365
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.09 23:16. Заголовок: skirov пишет: Учиты..


skirov пишет:

 цитата:
Учитывая факт, что КТВ 3-ей флотилии за 2-ую половину 43-го не сохранился, есть вероятность найти какую-либо информацию с описанием того боя в немецких архивных документах?


В архивных - нет, поскольку они не сохранились. Но товарищ с немецкого форума обманывал - описание боя 7/8.11.1943 г. в книге Gerd-Dietrich SCHNEIDER,
Vom Kanal zum Kaukasus - Die 3. R-Flottille - Feuerwehr an allen Fronten имеется:

Nach Ausrustung mit RaketenabschuЯgeraten (RAG) im Laufe des 7.11. in Feodosia lauft die jetzt auf R 216, R 37, R 196, R 204 und R 207 verstarkte Gruppe um 15.50 Uhr wieder aus, wobei sich zwei S-Boote aus Iwan Baba anhangen. Von 20.15 bis 21.15 Uhr verzeichnet das KTB vor Eltigen laufende Gefechte, bei denen sich der Gegner zeitweilig lost, um dann wieder zum Landekopf durchzubrechen versucht. Dabei bleibt gegen 22.30 Uhr ein unter Land abgedrangtes Kanonenboot beim Versuch, die Kiellinie der R-Boote nach Osten zu durchbrechen, schwerbeschadigt liegen. Gegen 23 Uhr laufen im Norden und Suden erneut 2 starke gegnerische Gruppen an. Um 01.07 Uhr wird ein neuer Versuch mehrerer K-Boote abgeschlagen, und in weiteren laufenden Gefechten werden von 03.35 bis Dammerungsbeginn um 04.30 Uhr alle Durchbruchversuche abgewehrt und mehrere Fahrzeuge schwer beschadigt. Dabei kommen auf R 37 alle Waffen unklar. Wegen der Helligkeit laufen die Boote nicht nach Feodosia zuruck, sondern gehen zuerst gegen 05.00 Uhr vor Kamysch Burun vor Anker, um gegen 10.00 Uhr einzulaufen.

На чем оно основано, увы, сказать не могу, но похоже на каком-то кратком отчете, попавшем в другой КТВ.

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует (В. Ключевский ).

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость (М. Сервантес).
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 362
Откуда: РФ
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.04.09 19:10. Заголовок: поручик Бруммель пиш..


поручик Бруммель пишет:

 цитата:
Kriegstagebücher - Журнал Боевых действий


Володя, ты написал во множественном числе - "Журналы", реально пишется Kriegstagebuch

Desir N'a Repos Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 363
Откуда: РФ
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.04.09 19:10. Заголовок: Кстати, знаменитый &..


Кстати, знаменитый "Военный дневник" Франца Гальдера по-немецки пишется точно так же

Desir N'a Repos Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.05.10 19:08. Заголовок: Мыс Тузла, Тамански..


Мыс Тузла, Таманский полуостров. Зенитное орудие Лендера, поднятое с бронекатера, погибшего в Керченском проливе при проведении Керченско-Эльтигенской десантной операции осенью 1943 г.
Поднято в апреле 2010 г. Памятник открыт 08.05.2010 г.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 12
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.03.11 20:58. Заголовок: Наконец-то вышла кни..


Наконец-то вышла книга Кузнецова. И по прочтении её у меня появился вопрос. Он указывает, что немцы имел 2 РЛС для обнаружения надводных целей. Вместе с тем судя по данной книге никаких успехов они не добились и даже сама высадка с второго раза(!) стала для немцев неожиданной. Почему же РЛС продемонстрировали столь низкую эффективность?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 259
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.11 11:32. Заголовок: Здравствуйте! У мен..


Здравствуйте!
У меня тоже пара вопросов по книге Кузнецова.
1. Он пишет, что по документам АВФ к полуночи 3/4.11.43 на Еникальский плацдарм было доставлено более 9000 человек. При этом артиллерии мало, тылов - почти нет. А далее, когда сравнивает силы наши и немцев, пишет, что "штыков" (аналог немецкого "боевого состава пехоты") на плацдарме было менее 3500. Спрашивается - а остальные 6000 на плацдарме - это кто?

2. Написано, что 10.12.43 при попытке эвакуировать наших и Митридата на СКА-04 погиб капитан А.С. Лифшиц - театральный режиссер при политуправлении ЧФ. А где-то про него еще почитать можно?

Спасибо. С уважением, Макс.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 13
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.11 23:05. Заголовок: Вообще 3500 штыков н..


Вообще 3500 штыков на 9000 человек - это нормальное соотношение. В не штыки включались все, кроме пехоты: артиллеристы, сапёры, связисты, кашевары, командование и проч. Исаев приводил данные, согласно которым в 1945 зачастую в дивизии было чуть больше 4000 человек и при этом порядка 300 штыков.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 1397
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.03.11 22:04. Заголовок: Ответ от автора книг..


Ответ от автора книги Андрея Кузнецова.

1. По РЛС. Ув. Нумер, похоже, пропустил главку о соотношении сил. Там
написано, что РЛС на м.Такиль демонтировали 27.10, после отмены
эвакуации обратно собрать не смогли, привезли новую из Севастополя,
она вступила в строй только вечером 7.11.
РЛС на м.Хрони (северо-восточнее Керчи) засекала переходы катеров АВФ.
Но т.к. они перемещались вдоль берега, то понять причину этих
передвижений по данным РЛС не получалось. Попытку АВФ в ночь на 1.11
засекли только визуально утром, когда обнаружили уходившие катера и
немного постреляли по ним.

2. По численности. В принципе, ув. Нумер уже ответил в общих чертах.
Из дивизионных (и выше) тылов почти ничего еще не переправили, но в полках в самих много кого
было помимо "штыков". Нужно также добавить доп. санитарные
подразделения, саперов (пристани нужно было срочно строить),
многочисленные корпосты от артчастей и т.п.

3. По Лифшицу - специально не интересовался. В мемуарах и
политдокументах подробностей не встречал. В общем, встретил упоминание о факте,
потом по ОБД нашел имя-отчество. И всё. Упомянул просто как необычное
событие.

С уважением,
А. Кузнецов


Die Uberwasserpiraten den Unterwasserpiraten Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.10.13 23:21. Заголовок: Сумрак пишет: Я тут..


Сумрак пишет:

 цитата:
Я тут просмотрел карту керченского пролива на сайте, указанном уважаемым mahown, и обратил внимание на просто таки огромное количество "железа" на дне.


Это ещё не всё "железо" постарался выложить максимально наш флот, затонувший в годы войны и немецкий (ну и по мелочам, по мере поступления координат), вот такая картинка получается (и постоянно пополняется). http://www.neptun-pro.ru/Objekty.html Пока около 2 тыс. объектов. А в Керченском проливе ещё не выложен понтонный парк и баркасы с шаландами (их просто уже нет на дне).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 41 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 58
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия