От Саламина до Мидуэя. История войны на море
От Саламина до Мидуэя. История войны на море
Вопросы М.Э. Морозову. Господа! Если вы имеете вопросы, касающиеся действий нашего флота и авиации в ВОВ , то можете задать их персонально Мирославу Эдуардовичу вот здесь

АвторСообщение
постоянный участник


Пост N: 29
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.08 05:33. Заголовок: SC-42



Самое свинское, что я полностью подготовил Портена с рядом новых дополнений и приложений, одно из которых я представляю вашему вниманию. Поскольку подводная война все-таки не мой конек, большими камнями просьба не кидаться.


Атаковать и уничтожить!

Мы расскажем, как происходила одна из первых конвойных битв, ареной которых надолго стала Северная Атлантика. Командующий германским подводным флотом адмирал Дениц, надеясь нанести конвоям союзников максимальные потери, начал использовать так называемую Rudeltaktik – тактику волчьих стай. Немецкие лодки разворачивались в дозорную линию, перекрывая возможные пути следования конвоя, а затем первая из лодок, обнаружившая транспорты, наводила на него всю остальную группу. Начинались массированные атаки, которые в первое время действительно приводили к тяжелым потерям, особенно потому, что у союзников просто не хватало эскортных кораблей, а конвои были слишком многочисленными и громоздкими.
30 августа 1941 года из Канады в Англию вышел конвой SC-42, который состоял из 67 транспортов, имеющих на борту около полумиллиона тонн груза. Конвой следовал 12 колоннами и занимал площадь целых 25 квадратных миль. Увы, его сопровождение было безнадежно слабым. 24-я эскортная группа под командованием капитан-лейтенанта Хиббарда состояла всего лишь из 4 канадских кораблей: эсминца «Скина» и корветов «Кеногами», «Олберни» и «Орилла». Конвой сначала пошел на север и уже у мыса Фаревелл, южной оконечности Гренландии, повернул на восток, чтобы пересечь Атлантику. Командование союзников надеялось, что немецкие лодки не заберутся так далеко на север, однако расчет оказался неверным. Адмирал Дениц развернул к юго-западу огт Исландии группу «Маркграф», состоящую из лодок U-38, U-43, U-81, U-82, U-84, U-85, U-105, U-202, U-207, U-432, U-433, U-501, U-569. По данным радиоперехвата с помощью дешифровальной системы «Ультра» союзники определили, где находятся немецкие лодки, и конвои ON-10, ON-11, SC-41, HX-146 и НХ-147 сумели обойти опасный район. Раздраженный безуспешными действия группы, Дениц приказал еще больше растянуть линию дозоров. И снова «Ультра» помогла конвоям ON-12, HX-148 и SC-43 избежать неприятной встречи. Однако SC-42 попал в шторм, потом натолкнулся на ледовый барьер и в результате 9 сентября 1941 года был обнаружен подводной лодкой U-85 обер-лейтенанта Грегера. Обрадованный Дениц передал по радио приказ своим командирам: «Этот конвой не должен прорваться. Подводным лодкам преследовать, атаковать и потопить».
Итак, 9 сентября 1941 года, Северная Атлантика, район мыса Фаревелл, южной оконечности Гренландии.
Для начала следует сказать, что оторвавшийся от конвоя еще 5 сентября транспорт «Эмпайр Спрингбак» как раз 9 сентября был торпедирован и потоплен подводной лодкой U-81 капитан-лейтенанта Гугенбергера. Транспорт положился на свою скорость – 10 узлов, и попытался было проскочить в одиночку, что делать явно не следовало. Наверное лучше было попытаться найти конвой.
Как ни странно, однако лодка Грегера обнаружила конвой почти случайно. По какой-то причине она оказалась севернее назначенной ей позиции, и наблюдатели заметили на горизонте дымы множества судов. Как ни странно, в этот же самый момент сама U-85 была обнаружена британским патрульным самолетом, который с ревом спикировал на нее и едва не зацепил крылом рубку. Увы, на борту самолета не было бомб, а потому немцы отделались легким испугом. Грегер приказал срочно погружаться и всплыл, лишь когда воздух был чист.
Грегер бросился в погоню за конвоем, одновременно передав Деницу сообщение о контакте. Прошло довольно много времени, но лодка все-таки нагнала конвой и, к удивлению Грегера, он вдруг заметил стоящий без хода транспорт. Это был «Джедмур», который был вынужден остановиться из-за неполадок в машине. U-85 погрузилась и начала маневрировать, чтобы выйти в атаку. Но Грегер промахнулся по неподвижному судну! Все 4 торпеды, выпущенные из носовых аппаратов, прошли мимо. Судно сразу открыло огонь из своего 102-мм орудия, пытаясь отпугнуть лодку. Но Грегер развернулся и выпустил последнюю торпеду из кормового аппарата. И снова промах!
U-85 потребовались 2 часа, чтобы перезарядить аппараты, но когда Грегер подвсплыл, чтобы повторить атаку, его уже ждали. «Скина» и «Орилла» вертелись вокруг «Джедмура», сбрасывая глубинные бомбы. С сожалением Грегер отказался от атаки. Однако теперь моряки конвоя знали, что обнаружены, и ждали нападения. Незадолго до захода солнца радисты «Скины» засекли работу радиостанций подводных лодок. Стало понятно, что главные события развернутся ночью.
Первой в атаку вышла U-432 капитан-лейтенанта Шульце, занявшая позицию по левому борту конвоя. В 21.30 она выпустила 4 торпеды, целясь по среднему судну крайней колонны – «Бретвальда». И опять немцев постигла неудача. Одна торпеда прошла впереди судна, другая позади, третья прямо под килем. На «Бретвальде» их заметили и выпустили цветные ракеты, чтобы предупредить товарищей, но было уже поздно. Четвертая торпеда Шульце нашла-таки цель – вспышка взрыва и столб воды известили, что транспорт «Мунерик» завершил свой поход через океан.
Корвет «Кеногами» бросился было на U-432, но потерял контакт раньше, чем успел сбросить глубинные бомбы. Зато канадский корвет заметил на поверхности другую лодку. Это была U-85. Он немедленно обстрелял ее из своего 102-мм орудия, однако Грегер немедленно отвернул в сторону и скрылся в темноте.
В этот момент командир эскортной группы получил сообщение, что ему на помощь из Исландии вышла 20-я эскортная группа, однако до ее прибытия оставалось двое суток. Конвой оказался в исключительно сложном положении. Ясная лунная ночь была достаточно светлой, чтобы лодка могла заметить транспорты, но увидеть низкий серый силуэт субмарины было очень сложно. Все преимущества были на стороне немцев.
В 22.15 головные суда пятой и шестой колонн заметили впереди на поверхности еще одну подводную лодку. Конвой совершил срочный поворот на 45º влево. U-81 капитан-лейтенанта Гугенбергера выпустила 4 торпеды и отвернула прочь под огнем транспортов. Гугенбергер заявил, что поразил 3 транспорта, хотя на самом деле, и он не добился ни одного попадания. U-81 спешно отошла, чтобы перезарядить торпедные аппараты.
Тем временем вторую попытку совершила U-432. Шульце перезарядил торпедные аппараты и вышел в голову конвоя, однако его заметили и обстреляли. Конвой спешно повернул, однако это лишь помогло подводной лодке U-652 обер-лейтенанта Фраатца проникнуть внутрь строя. Он оказался между шестой и ведьмой колонной. Не сразу, но U-652 была замечена. Норвежский транспорт «Кнолл» обстрелял ее из пулемета, и промахнуться с дистанции 300 метров было просто нельзя. При этом немцам сильно повезло, так как артиллерийская команда транспорта «Вестланд» уже взяла лодку на прицел, однако ископаемое орудие, изготовленное в 1902 году, заклинило. На помощь транспортам бросился эсминец «Скина», и Фраатц, не желая больше рисковать, решил погрузиться. Но перед этим он выпустил в «Скину» 2 торпеды. В эсминец он не попал, зато досталось концевому судну четвертой колонны «Барон Пентланд». Вторая торпеда Фраатца попала в танкер «Тахи». Пока что оба судна держались поверхности, однако пожар, вспыхнувший на танкере, привлек внимание немецких лодок.
Следующую атаку выполнила U-432. На этот раз капитан-лейтенант Шульце решил не мудрить и 10 сентября в 02.00 выпустил 3 торпеды из носовых аппаратов по среднему судну крайней колонны. Затем он резко развернулся и разрядил кормовой аппарат. Одна из торпед попала в машинное отделение норвежского транспорта «Старгард», который быстро затонул, хотя и был гружен лесом. И почти одновременно еще одна торпеда Шульце попала в голландский транспорт «Винтерсвийк». Он начал тонуть, и торпеда из кормового аппарата U-432 только ускорила его гибель. «Скина» и «Кеногами» бросились на помощь, и Шульце был вынужден искать укрытия внутри конвоя. При этом его обстрелял норвежский транспорт «Регин», но пулеметы не могли серьезно повредить

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 14 [только новые]


постоянный участник


Пост N: 30
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.08 05:34. Заголовок: лодку. Зато совершен..


лодку. Зато совершенно случайно эсминец с корветом отогнали U-81, уже собравшуюся было атаковать конвой.
Однако это была только отсрочка. Развив скорость 17 узлов, лодка Гугенбергера легко обогнала конвой и приготовилась атаковать правую колонну. В 02.30 он выпустил 4 торпеды и стал ждать результатов. Прошло положенное время, но никаких взрывов он не услышал. Взбешенный Гугенбергер приказал перезарядить аппараты и в 02.53 повторил атаку. На этот раз одна торпеда попала в трюм головного судна колонны «Салли Марск». Головной транспорт девятой колонны «Фистлеген» видел все это и открыл огонь из своего орудия. Гугенбергеру снова пришлось срочно погружаться.
В результате, когда он решил снова всплыть, справедливо полагая, что конвой ушел далеко вперед, то чуть было не оказался под тараном норвежского транспорта «Регин». Он задержался, чтобы подобрать команду потопленного «Старгарда». Не известно, кто был сильнее удивлено – немцы или норвежцы, однако бешеный пулеметный огонь вынудил Гугенбергера погрузиться. Корвет «Орилла», участвовавший в спасении команды «Старгарда», сбросил несколько глубинных бомб, хотя и безрезультатно.
Уже начало светать, и лодки временно прекратили атаки. За ночь погибли 4 транспорта, а если учесть потопленный ранее «Эмпайр Спрингбак», то и все 5. Еще 2 судна были повреждены. У «Барона Пентланда» взрывом отломило корму, но так как транспорт был гружен лесом, оставалась надежда дотащить его до Исландии, если оттуда вышлют буксир. Танкер и его груз были слишком ценны, чтобы бросать их, тем более, что «Тахи» сохранил ход. Поэтому корвет «Орилла» остался охранять его, и танкер медленно пополз далее. Немцы пока потерь не имели.
Уже после того, как рассвело, конвой натолкнулся на поджидавшую его в подводном положении U-82 капитан-лейтенанта Ролльмана. В 04.57 лодка выпустила по головному судну левой колонны 2 торпеды, и одна из них попала в «Эмпайр Хадсон». В этот момент конвой прикрывал лишь эсминец «Скина», так как все 3 корвета оказались позади, подбирая спасшихся с потопленных судов. Эсминец подкараулил лодку, когда Ролльман начал всплывать для новой атаки и сбросил на нее несколько глубинных бомб. Если только в охранении конвоя было чуть больше кораблей, участь U-82 была бы решена. Но капитан-лейтенант Хиббард не мог бросить конвой совсем без защиты ради охоты за этой лодкой.
Примерно через 3 часа Ролльман подвсплыл и увидел дымы конвоя, шедшего вперед. Однако неподалеку оказались два судна, которые действовали как-то непонятно. Маленький корвет шел зигзагом впереди транспорта, на котором не было трубы. Ролльман решил, что ему подставляют судно-ловушку, и предпочел воздержаться от атаки, хотя это был поврежденный им же самим «Эмпайр Хадсон» и «Кеногами». Впрочем, это не спасло его от дальнейших неприятностей, так как около 11.00 U-82 была атакована вылетевшей из Исландии «Каталиной». Удача пока еще не оставила немцев, и хотя самолет сбросил глубинные бомбы достаточно точно, они не взорвались.
У коммодора конвоя контр-адмирала МакКензи остались 57 судов, которые он перестроил в 11 колонн. Сопровождение конвоя также сократилось, поскольку корвет «Орилла» остался с поврежденным танкером. Впрочем, на «Орилле» остались только 2 глубинные бомбы, поэтому проку от него все равно было бы немного.
Это не могло не сказаться, потому что когда U-85 приблизилась к конвою и была замечена, эсминец «Скина» отогнал ее от левого фланга конвоя, но не сумел помешать атаковать правый. В 11.50 Грегер из подводного положения торпедировал судно вице-коммодора «Фистлеген». Вторая попытка U-85 атаковать конвой была сорвана бдительным наблюдателями транспорта «Гунвор Марск». На этот раз капитан-лейтенант Хиббард проявил больше настойчивости. Он привлек на помощь себе оба оставшихся корвета и с их помощью сбросил точно на лодку 10 глубинных бомб с разной установкой глубины. На поверхности появились многочисленные пузыри, потом нефтяные пятна. Корветы вернулись к конвою, а «Скина» еще некоторое время оставался на месте атаки. Однако контакт с лодкой восстановить не удалось, поэтому Хиббард решил, что потопил ее. На самом деле лодка получила тяжелые повреждения. Взрывами согнуло перископ, нарушило центровку валов, повредило воздушные клапаны. Поэтому у Грегера просто не оставалось иного выхода, как взять курс на базу.
Некоторое облегчение Хиббарду принесла радиограмма, в которой говорилось, что 2-я эскортная группа отозвана из охранения конвоя ON-13 и заправляется в Рейкьявике, имея приказ полным ходом идти на помощь атакованному конвою. Впрочем, помощь на самом деле была еще ближе. Два канадских корвета «Шамбли» и «Мусджо» проводили учения недалеко от Исландии и получили приказ также идти на помощь конвою, хотя и не успели встретиться с ним до наступления темноты.
После атаки U-85 немецкие лодки следили за конвоем, но не атаковали до наступления темноты. Лишь в 20.30 U-82 осторожно подобралась к конвою, и капитан-лейтенант Ролльман с небольшой дистанции выпустил по правой колонне 3 торпеды. Немцы с напряжение ждали взрывов, но их все не было. Когда Ролльман уже решил было, что опять промахнулся, через 4 минуты после залпа, прогремел взрыв. Торпеда попала в танкер «Бьюлиссес», шедший в середине конвоя. В темное небо взлетел огромный столб пламени, осветивший все вокруг. Команда поспешно оставила танкер, который вскоре затонул.
В суматохе U-82 оказалась неподалеку от транспорта «Джипсум Куин», и артиллерийская команда транспорта приготовилась было обстрелять подводную лодку. Но здесь сказалась разница в выучке профессиональных военных и спешно мобилизованных моряков. Пока английские артиллеристы ковырялись у орудия, Ролльман спешно развернул лодку и выпустил торпеду из кормового аппарата. Промахнуться с дистанции 300 метров было невозможно, и торпеда попала в машинное отделение «Джипсум Куин». Уже через 2 минуты палуба транспорта ушла под воду. Ролльман решил сделать передышку и полным ходом умчался в ночь.
И вот в 21.30 два канадских корвета прямо «с марша» вступили в бой, атаковав подкрадывающуюся к конвою подводную лодку U-501 корветтен-капитана Фёрстера. «Шамбли» засек ее гидролокатором и сбросил глубинные бомбы. По неопытности минуры сбросили две бомбы разом, и взрыв оказался таким сильным, что корвет едва не выбросило из воды. Но пострадала и лодка, на которой были заклинены кормовые горизонтальные рули и разбито множество приборов. Через пару минут команда «Мусджо» не без удивления заметила возникшую на поверхности рубку подводной лодки. Затем лодка полностью всплыла и начала что-то передавать сигнальной лампой. Это окончательно сбило с толка командира корвета, который вдруг решил, что они атаковали свою же лодку. Но тут U-501 развернулась и дала полный ход. Лишь тогда команда «Мусджо» опомнилась, и корвет бросился в погоню, открыл огонь из носового 102-мм орудия. Неопытность сказалась и здесь, и это орудие заклинило после первого же выстрела. Однако командир корвета лейтенант Грабб приказал увеличить скорость и бросился на таран. Лодка внезапно остановилась, и Грабб чисто инстинктивно дал полный назад. Поэтому «Мусджо» нанес только скользящий удар по корме U-501. На какое-то мгновение корабли сцепились, и один из немцев совершенно неожиданно перепрыгнул на борт канадского корвета.
Затем корвет отошел на пару кабельтовых и открыл огонь из исправленного носового орудия. Первый снаряд взорвался в воде рядом с U-501, и немцы не выдержали. Они начали поспешно покидать лодку и прыгать в воду. Грабб решил выслать абордажную партию под командованием лейтенанта Симмонса. Симмонс решил попытаться спасти лодку, однако из этой попытки ничего не вышло. Лодка затонула, причем вместе с ней погиб один из моряков абордажной партии.
Следующую атаку провела подводная лодка U-433, которой командовал обер-лейтенант Эй. Он выбрал своей целью замыкающее судно второй колонны норвежский


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 31
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.08 05:35. Заголовок: транспорт «Бестум», ..


транспорт «Бестум», но обе выпущенные торпеды прошли мимо. Лодку заметили корабли охранения, она спешно погрузилась, но корвет «Кеногами» сбросил несколько глубинных бомб, повредивших лодку, хотя канадцы были уверены, что потопили ее. Любопытно отметить, что после этой нервотрепки капитан «Бестума» решил следовать дальше самостоятельно и оторвался от конвоя. Как ни странно, ему повезло добраться до Исландии.
После этого наступила очередь U-207 обер-лейтенанта Мейера. Это была совершенно новая лодка с малоопытным экипажем, однако мы уже отмечали разницу в подготовке подводников Кригсмарине и моряков торгового флота. В 00.15 Мейер дал залп, и одна из торпед поразила транспорт «Стоунпул» в машинное отделение. На сей раз не было никаких громких взрывов и эффектных вспышек, просто глухой удар и высокий столб воды. Но все равно, попадание оказалось смертельным. «Стоунпул» начал крениться на правый борт и довольно быстро перевернулся.
Но Мейер не собирался останавливаться и почти немедленно дал второй залп. И на этот раз он не промахнулся. Второй жертвой U-207 стал транспорт «Берури», шедший за кормой «Стоунпула». Торпеда попала ему в носовой трюм, и транспорт сразу получил сильный крен. Вскоре стало понятно, что транспорт не спасти, и команда покинула его. Большую часть команды принял на борт подошедший корвет «Мусджо», а нескольких человек подобрал «Кеногами».
После потопления «Бьюлиссеса» капитан-лейтенант Ролльман увел U-82 в глубину, чтобы перезарядить носовые аппараты тремя последними торпедами. Сильная волна чувствовалась даже под водой, поэтому перезарядка аппаратов оказалась несколько более сложной, чем обычно. Когда он всплыл, то увидел большой транспорт, который дрейфовал без хода. Ролльман обрадовался неожиданному подарку и уже приготовился было атаковать транспорт, как вдруг появились 3 корвета, которые вынудили его воздержаться от атаки.
Однако не только военные корабли оказывали сопротивление лодкам. 11 сентября примерно в 02.00 транспорт «Регин» заметил на поверхности между второй и третьей колоннами подводную лодку U-202 и тут же обстрелял ее, хотя все его вооружение состояло из 3 пулеметов пехотного калибра. Однако уже третья немецкая лодка была вынуждена спешно погрузиться, чтобы укрыться от развоевавшихся норвежцев, которые отважно пошли на таран. При максимальной скорости 7,5 узлов шансов на успех у «Регина» не было, однако атаку капитан-лейтенанту Линдеру он сорвал.
К этому времени U-82 неугомонного Ролльмана заняла позицию слева по носу у конвоя. Так как аппарат торпедной стрельбы на U-82 вышел из строя, Ролльман был вынужден пойти на определенный риск, чтобы атаковать. Ему следовало максимально сократить дистанцию, для чего Ролльман снизил скорость до минимума, чтобы носовой бурун его не выдал. Ему удалось подкрасться к конвою незамеченным, так как охранение в это время болталось в других местах. «Скина» и «Шамбли» прикрывали конвой спереди, а «Олберни», «Кеногами» и «Мусджо» где-то позади подбирали спасшихся с потопленных транспортов. Фланги конвоя остались без прикрытия, и Ролльман в качестве целей спокойно выбрал второе, третье и четвертое судно в левой колонне. Его торпеды попали в транспорты «Скания» и «Эмпайр Кроссбилл». Капитан-лейтенант Ролльман при атаках SC-42 конечно же занял первое место, потопив 4 транспорта и повредив пятый.
U-82 израсходовала все торпеды и, по мнению, Ролльмана, потопила транспорты общим водоизмещением около 30000 тонн. Больше делать ему было нечего, он передал по радио командованию подводных сил и взял курс на юго-запад, направляясь в Бискайский залив. Однако у Деница на сей счет имелось иное мнение. Как только была расшифрована радиограмма Ролльмана, в эфир полетел приказ: «Ни одна лодка не должна прекращать преследование конвоя только потому, что израсходовала торпеды. Она должна оставаться на позиции и продолжать преследование конвоя. Поддерживать контакт. Передавать информацию по радио. Взаимодействовать рядом с конвоем. В зависимости от ситуации делать все возможное, чтобы помочь другим лодкам сблизиться с конвоем».
А в 02.39, воспользовавшись тем, что корвет «Шамбли» снова ушел в голову конвоя, U-202 подобралась все с того же злосчастного левого фланга и торпедировала шведский транспорт «Гарм». Впрочем, другие источники относят потопление этого транспорта на счет U-432 капитан-лейтенанта Шульце.
Приказ адмирала Деница доставил немало неприятных минут команду обер-лейтенанта Грегера. Хотя лодка была очень серьезно повреждена, она была вынуждена держаться неподалеку от конвоя. После рассвета ее заметили патрульные «Каталины» и загнали под воду, продержав там еще 3 часа и время от времени сбрасывая глубинные бомбы.
С рассветом подводные лодки временно оставили конвой в покое, оставив капитан-лейтенанта Хиббарда подсчитывать протори и убытки. Действительно, потери оказались очень тяжелыми. Конвой потерял 19 судов, то есть треть своего состава. Хиббард сделал все, что только мог, однако у него было слишком мало сил. К тому же он ничего не знал о судьбе корвета «Орилла», оставшегося с поврежденным танкером. Имелись очень серьезные основания предполагать, что и эти два корабля стали жертвами подводных лодок. Памятуя о вчерашних атаках в начале дня, Хиббард ожидал самого худшего, тем более, что от твердо знал – вокруг конвоя по-прежнему рыщет множество германских подводных лодок. Но тут вмешалась погода и решила дать ему небольшую передышку. Совершенно неожиданно опустился туман и укрыл конвой.
В это время U-202, которая пыталась восстановить контакт с конвоем, неожиданно натолкнулась на брошенный командой транспорт «Скания». Он был гружен лесом, а такие суда довольно часто тонут очень неохотно. Вот и «Скания», несмотря на попадание торпеды с U-82, все еще держалась на поверхности. Линдер всадил в него 2 торпеды, и транспорт пошел на дно.
К 09.30 туман разошелся, но за это время «Мусджо» успел догнать конвой, а буквально следом за ним шли еще 3 корвета и 2 вооруженных траулера, прибывшие из Исландии. Через 2 часа появились и корабли 2-й эскортной группы – еще 5 эсминцев. Теперь конвой имел очень солидное охранение: 6 эсминцев, 7 корветов и 2 траулера. Командование принял на себя командир 2-й эскортной группы капитан 2 ранга Бэнкс, находившийся на эсминце «Дуглас».
В это время совсем недалеко от конвоя на свое несчастье оказался панамский транспорт «Монтана». Официально он мог считаться нейтральным, если бы не груз военной контрабанды на борту. Он предназначался американским морским пехотинцам в Исландии. Впрочем, у командира U-105 капитан-лейтенанта Шеве не было ни времени, ни возможности разбираться во всех этих тонкостях. Этот поход выдался для Шеве неудачным, он провел в море два месяца, но так и не потопил ни одного судна. Поэтому Шеве страшно обрадовался, когда увидел одиночный транспорт без эскорта. На всякий случай он погрузился на перископную глубину и выпустил одну торпеду, завершившую поход «Монтаны». Этот инцидент стал еще одним звеном в цепи, которая, в конце концов, привела к вступлению США во Вторую Мировую войну.
Усиление эскорта немцы ощутили практически сразу. U-207 после потопления «Гарма», как и все остальные лодки, постаралась обогнать конвой и сейчас находилась в позиционном положении примерно в 15 милях впереди конвой. Над водой виднелась только ее рубка, но и этого оказалось достаточно для патрульного «Хадсона». Самолет бросился на лодку, и Мейер поспешно погрузился, хотя делать это было не обязательно – на самолете не имелось глубинных бомб. Однако свое дело он сделал, сообщив командиру эскорта об этом контакте. Сил у капитана 2 ранга Бэнкса было достаточно, и он отправил для проверки сообщения эсминцы «Ветеран» и «Лимингтон».
Оба корабля немедленно повернули в указанную точку и в 15.15 заметили U-207. Мейер тоже увидел эсминцы и немедленно пошел на погружение. Но теперь ему повезло


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 32
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.08 05:36. Заголовок: транспорт «Бестум», ..


транспорт «Бестум», но обе выпущенные торпеды прошли мимо. Лодку заметили корабли охранения, она спешно погрузилась, но корвет «Кеногами» сбросил несколько глубинных бомб, повредивших лодку, хотя канадцы были уверены, что потопили ее. Любопытно отметить, что после этой нервотрепки капитан «Бестума» решил следовать дальше самостоятельно и оторвался от конвоя. Как ни странно, ему повезло добраться до Исландии.
После этого наступила очередь U-207 обер-лейтенанта Мейера. Это была совершенно новая лодка с малоопытным экипажем, однако мы уже отмечали разницу в подготовке подводников Кригсмарине и моряков торгового флота. В 00.15 Мейер дал залп, и одна из торпед поразила транспорт «Стоунпул» в машинное отделение. На сей раз не было никаких громких взрывов и эффектных вспышек, просто глухой удар и высокий столб воды. Но все равно, попадание оказалось смертельным. «Стоунпул» начал крениться на правый борт и довольно быстро перевернулся.
Но Мейер не собирался останавливаться и почти немедленно дал второй залп. И на этот раз он не промахнулся. Второй жертвой U-207 стал транспорт «Берури», шедший за кормой «Стоунпула». Торпеда попала ему в носовой трюм, и транспорт сразу получил сильный крен. Вскоре стало понятно, что транспорт не спасти, и команда покинула его. Большую часть команды принял на борт подошедший корвет «Мусджо», а нескольких человек подобрал «Кеногами».
После потопления «Бьюлиссеса» капитан-лейтенант Ролльман увел U-82 в глубину, чтобы перезарядить носовые аппараты тремя последними торпедами. Сильная волна чувствовалась даже под водой, поэтому перезарядка аппаратов оказалась несколько более сложной, чем обычно. Когда он всплыл, то увидел большой транспорт, который дрейфовал без хода. Ролльман обрадовался неожиданному подарку и уже приготовился было атаковать транспорт, как вдруг появились 3 корвета, которые вынудили его воздержаться от атаки.
Однако не только военные корабли оказывали сопротивление лодкам. 11 сентября примерно в 02.00 транспорт «Регин» заметил на поверхности между второй и третьей колоннами подводную лодку U-202 и тут же обстрелял ее, хотя все его вооружение состояло из 3 пулеметов пехотного калибра. Однако уже третья немецкая лодка была вынуждена спешно погрузиться, чтобы укрыться от развоевавшихся норвежцев, которые отважно пошли на таран. При максимальной скорости 7,5 узлов шансов на успех у «Регина» не было, однако атаку капитан-лейтенанту Линдеру он сорвал.
К этому времени U-82 неугомонного Ролльмана заняла позицию слева по носу у конвоя. Так как аппарат торпедной стрельбы на U-82 вышел из строя, Ролльман был вынужден пойти на определенный риск, чтобы атаковать. Ему следовало максимально сократить дистанцию, для чего Ролльман снизил скорость до минимума, чтобы носовой бурун его не выдал. Ему удалось подкрасться к конвою незамеченным, так как охранение в это время болталось в других местах. «Скина» и «Шамбли» прикрывали конвой спереди, а «Олберни», «Кеногами» и «Мусджо» где-то позади подбирали спасшихся с потопленных транспортов. Фланги конвоя остались без прикрытия, и Ролльман в качестве целей спокойно выбрал второе, третье и четвертое судно в левой колонне. Его торпеды попали в транспорты «Скания» и «Эмпайр Кроссбилл». Капитан-лейтенант Ролльман при атаках SC-42 конечно же занял первое место, потопив 4 транспорта и повредив пятый.
U-82 израсходовала все торпеды и, по мнению, Ролльмана, потопила транспорты общим водоизмещением около 30000 тонн. Больше делать ему было нечего, он передал по радио командованию подводных сил и взял курс на юго-запад, направляясь в Бискайский залив. Однако у Деница на сей счет имелось иное мнение. Как только была расшифрована радиограмма Ролльмана, в эфир полетел приказ: «Ни одна лодка не должна прекращать преследование конвоя только потому, что израсходовала торпеды. Она должна оставаться на позиции и продолжать преследование конвоя. Поддерживать контакт. Передавать информацию по радио. Взаимодействовать рядом с конвоем. В зависимости от ситуации делать все возможное, чтобы помочь другим лодкам сблизиться с конвоем».
А в 02.39, воспользовавшись тем, что корвет «Шамбли» снова ушел в голову конвоя, U-202 подобралась все с того же злосчастного левого фланга и торпедировала шведский транспорт «Гарм». Впрочем, другие источники относят потопление этого транспорта на счет U-432 капитан-лейтенанта Шульце.
Приказ адмирала Деница доставил немало неприятных минут команду обер-лейтенанта Грегера. Хотя лодка была очень серьезно повреждена, она была вынуждена держаться неподалеку от конвоя. После рассвета ее заметили патрульные «Каталины» и загнали под воду, продержав там еще 3 часа и время от времени сбрасывая глубинные бомбы.
С рассветом подводные лодки временно оставили конвой в покое, оставив капитан-лейтенанта Хиббарда подсчитывать протори и убытки. Действительно, потери оказались очень тяжелыми. Конвой потерял 19 судов, то есть треть своего состава. Хиббард сделал все, что только мог, однако у него было слишком мало сил. К тому же он ничего не знал о судьбе корвета «Орилла», оставшегося с поврежденным танкером. Имелись очень серьезные основания предполагать, что и эти два корабля стали жертвами подводных лодок. Памятуя о вчерашних атаках в начале дня, Хиббард ожидал самого худшего, тем более, что от твердо знал – вокруг конвоя по-прежнему рыщет множество германских подводных лодок. Но тут вмешалась погода и решила дать ему небольшую передышку. Совершенно неожиданно опустился туман и укрыл конвой.
В это время U-202, которая пыталась восстановить контакт с конвоем, неожиданно натолкнулась на брошенный командой транспорт «Скания». Он был гружен лесом, а такие суда довольно часто тонут очень неохотно. Вот и «Скания», несмотря на попадание торпеды с U-82, все еще держалась на поверхности. Линдер всадил в него 2 торпеды, и транспорт пошел на дно.
К 09.30 туман разошелся, но за это время «Мусджо» успел догнать конвой, а буквально следом за ним шли еще 3 корвета и 2 вооруженных траулера, прибывшие из Исландии. Через 2 часа появились и корабли 2-й эскортной группы – еще 5 эсминцев. Теперь конвой имел очень солидное охранение: 6 эсминцев, 7 корветов и 2 траулера. Командование принял на себя командир 2-й эскортной группы капитан 2 ранга Бэнкс, находившийся на эсминце «Дуглас».
В это время совсем недалеко от конвоя на свое несчастье оказался панамский транспорт «Монтана». Официально он мог считаться нейтральным, если бы не груз военной контрабанды на борту. Он предназначался американским морским пехотинцам в Исландии. Впрочем, у командира U-105 капитан-лейтенанта Шеве не было ни времени, ни возможности разбираться во всех этих тонкостях. Этот поход выдался для Шеве неудачным, он провел в море два месяца, но так и не потопил ни одного судна. Поэтому Шеве страшно обрадовался, когда увидел одиночный транспорт без эскорта. На всякий случай он погрузился на перископную глубину и выпустил одну торпеду, завершившую поход «Монтаны». Этот инцидент стал еще одним звеном в цепи, которая, в конце концов, привела к вступлению США во Вторую Мировую войну.
Усиление эскорта немцы ощутили практически сразу. U-207 после потопления «Гарма», как и все остальные лодки, постаралась обогнать конвой и сейчас находилась в позиционном положении примерно в 15 милях впереди конвой. Над водой виднелась только ее рубка, но и этого оказалось достаточно для патрульного «Хадсона». Самолет бросился на лодку, и Мейер поспешно погрузился, хотя делать это было не обязательно – на самолете не имелось глубинных бомб. Однако свое дело он сделал, сообщив командиру эскорта об этом контакте. Сил у капитана 2 ранга Бэнкса было достаточно, и он отправил для проверки сообщения эсминцы «Ветеран» и «Лимингтон».
Оба корабля немедленно повернули в указанную точку и в 15.15 заметили U-207. Мейер тоже увидел эсминцы и немедленно пошел на погружение. Но теперь ему повезло


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 33
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.08 05:37. Заголовок: гораздо меньше, чем ..


гораздо меньше, чем в случае с самолетом. Эсминцы только что вышли из порта, и на них имелся полный комплект глубинных бомб. К тому же это были ветераны Битвы за Атлантику, привыкшие к совместной работе. Как обычно, один корабль поддерживал гидроакустический контакт, а второй выполнял заход, сбрасывая бомбы. Последнюю атаку выполнил «Лимингтон», после чего гидроакустики слышали шумы, идентифицированные, как попытка продуть балластные цистерны. Было ясно, что с лодкой что-то не в порядке.
«Лимингтон» сообщил об этом командиру, и тот прислал на помощь еще два эсминца. Эта четверка продолжала поиск до 19.30, хотя последний ненадежный контакт имел «Ветеран» в 17.02. Ни обломков, ни масляного пятна на поверхности не появилось, но командиры эсминцев были уверены, что уничтожили еще одну подводную лодку. В отличии от предыдущих атак лодок в подводном положении, эта действительно оказалась результативной. U-207 больше на связь не выходила.
Однако немцы не оставили мысли нанести еще один удар конвою. На помощь группе «Маркграф» прибыли подводные лодки: U-552 под командованием знаменитого Эриха Топпа, U-373, U-572 и U-573. Впрочем, новые подкрепления получило и охранение конвоя – прибыли еще 3 эсминца, что позволило капитану 2 ранга Бэнксу отправить «Скину», на котором начала ощущаться нехватка топлива, на дозаправку в Рейкьявик.
Тем временем, поврежденный танкер «Тахи» своим ходом, но и с помощью буксировавшего его корвета «Орилла» добрался до Рейкьявика. После попадания торпеды поврежденное судно сумело пройти 592 мили и даже сохранило свой драгоценный груз.
Интересно отметить весьма своеобразную трактовку американцами понятия «нейтралитет». 13 сентября американские эсминцы «Чарльз Ф. Хьюз», «Рассел» и «Симс» фактически вступили в охранение конвоя. Они развернулись в лини в 10 милях к югу от конвоя и находились в состоянии полной боевой готовности. Нет никаких сомнений, что в случае встречи с немецкой подводной лодкой, их командиры, не размышляя ни секунды, атаковали бы ее. Впрочем, они сопровождали конвой не слишком долго и вскоре ушли на запад.
Ночью немцы попытались атаковать конвой, хотя довольно вяло. Лишь U-43 и U-84 выпустили торпеды, но безрезультатно. За эти неудачи отчасти расквиталась подводная лодка U-98 капитан-лейтенанта Роберта Гюзе. Утром 16 сентября она в надводном положении в полосе тумана случайно налетела на эсминец «Сен-Круа» и корвет «Мусджо». Лишь умение командира и большая доля везения помогли U-98 уйти невредимой. Зато после наступления темноты лодка сумела проникнуть внутрь кольца охранения и выпустить 4 торпеды по судам третьей колонны. Старания Гюзе были вознаграждены, и в 21.15 на лодке услышали глухой взрыв. Торпеда попала в трюм № 1 транспорта «Джедмур». Он сразу получил дифферент на нос, и тут железная руда, которую он вез, начала сыпаться вперед. Под ее напором стальные переборки лопались, как бумажные, и вскоре «Джедмур» исчез под водой. Но, в отличие от U-98, обратно на поверхность он уже не поднялся.
Но последней жертвой стал транспорт «Барон Пентланд». Как мы помним, од был атакован U-652, и взрывом торпеды ему отломило корму. Однако корабль продержался на плаву до 19 сентября (!), когда его случайно обнаружила и добила подводная лодка U-372.
17 сентября конвой прибыл в Англию. Долгое путешествие и тяжелая битва завершились. Группа «Маркграф» одержала победу. Потеряв 2 лодки, она потопила 18 транспортов общим водоизмещением 71792 тонны и отправила на дно океана более 100000 тонн важных грузов.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 306
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.08 07:56. Заголовок: wartspite пишет: Та..


wartspite пишет:

 цитата:
Так как аппарат торпедной стрельбы на U-82 вышел из строя



Здесь наверняка Вы имели в виду "автомат торпедной стрельбы"

Glückauf! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 307
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.08 09:37. Заголовок: wartspite пишет: По..


wartspite пишет:

 цитата:
Потеряв 2 лодки, она потопила 18 транспортов



Я насчитал 17, по данным с uboat.net у меня также получилось 17 (с «Монтаной»). Посмотрел у Ровера – там нашел упоминание и о 18-м: говорится о потере еще одного судна из состава конвоя SC-42 – канадском «Randa» (Вы, кстати, о нем не пишете). Успех засчитан за потопленной при атаке этого же конвоя U-207. Но в то же время в примечании пишут: «По докладу S.O.E., канадский пароход Randa, занимавший в конвое поз. 113, объявлен потерянным (два других судна находились в позиции 111 и 112). Но, возможно, пароход Randa стал отставшим судном после остановки для спасения оставшихся в живых.». На других сайтах об этом судне вообще ничего больше не нашел.

И еще один интересный момент – на uboat.net есть упоминание о том, что Senior Officer Escort посчитал, что «Бестум» (который впоследствии оторвался от конвоя) был поврежден торпедой.

Glückauf! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 308
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.08 10:53. Заголовок: Еще нашел один интер..


Еще нашел один интересный нюанс.

wartspite пишет:

 цитата:
На какое-то мгновение корабли сцепились, и один из немцев совершенно неожиданно перепрыгнул на борт канадского корвета.



Это был сам командир U-501. Причем перепрыгнул он настолько шустро и удачно, что по уверениям uboat.net, даже ножки не намочил:

 цитата:
the commander of U-501 leaped some 9 feet from his boat and onto the bridge of HMCS Moosejaw without even getting his feet wet!



Вот еще цитата из Блэйра-АСТ Т.1 стр. 540:


 цитата:
Однако, как только лодка перешла в надводное положение, оказавшийся невдалеке от нее эсминец «Мусджо» пошел на таран. Подводной лодке удалось избежать удара, но благодаря отчаянному маневру она неожиданно оказалась борт о борт с эсминцем. Далее произошло еще более удивительное событие: Форстер выскочил на ходовой мостик и прыгнул на палубу канадского корабля .1.
Командир эсминца Ф.Э. Грабб решил воспользоваться возможностью захватить лодку, однако посланная на борт лодки команда из девяти человек во главе с Эдвардом Т. Симонсом опоздала. Едва Симоне и его люди высадились на лодку, та стала уходить под воду: по приказу первого вахтенного офицера Вернера Альбрингера подводники открыли кингстоны.

1.Примечание: Попав в плен, Форстер показал на допросе, что первым покинул лодку с целью договориться о приемлемых условиях сдачи в плен экипажа, но, похоже, ему никто не поверил. В лагере для военнопленных, в котором содержались немецкие офицеры-подводники, Форстеру грозило обвинение в трусости, которое собирался предъявить ему Отто Кречмер на очередном суде чести. Однако англичане, узнав о намечавшейся акции, перевели Форстера в другой лагерь. Эти сведения почерпнуты из трудов английского военно-морского историка Теренса Робертсона.



А вообще, общее впечатление от статьи очень позитивное. Спасибо!

Glückauf! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 20
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.05.08 05:50. Заголовок: Что это за зверь - R..


Что это за зверь - Randa? Что-то его нет нигде. Не очередная ли сказка дедущки Ровера, типа выдуманного CLyde?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 398
Откуда: Владивосток
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.05.08 10:35. Заголовок: igor пишет: Что это..


igor пишет:

 цитата:
Что это за зверь - Randa? Что-то его нет нигде. Не очередная ли сказка дедущки Ровера, типа выдуманного CLyde?


Сказка. Ровер ссылается на рапорт командира конвоя, согласно которому п/х пропал без вести. На этом основании Ровер записал судно на счёт погибшей U 207. Правда, в примечаниях он высказал мысль, что судно просто отстало от конвоя. Эта мысль была правильной. Судно действительно отстало и вернулось обратно.
Судно принадлежало Дании, во время войны ходило под канадским флагом. После войны возвращено Дании.
MIRAMAR

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 311
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.05.08 11:34. Заголовок: Я его тоже на мирама..


Я его тоже на мирамаре видел, еще заметил, что оно по тоннажу (1555) очень близко к тому, что у Ровера (1558).Только меня там вот это смутило "Flag: DNK"
А откуда у вас такие сведения?:

cyr пишет:

 цитата:
во время войны ходило под канадским флагом



Glückauf! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 399
Откуда: Владивосток
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.05.08 12:22. Заголовок: The World's Merc..


The World's Merchant Fleets 1939: The Particulars and Wartime Fates of 6,000 Ships, Roger Jordan, Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1999

 цитата:
Randa 6.40 Canadian govt (Can); 4.12.45 returned (Dmk)



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 257
Откуда: Беларусь, Витебск
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.05.08 17:03. Заголовок: За данный эпизод нич..


За данный эпизод ничего не скажу, но ошибочек в этой книжке многовато

Понять, что такое война, можно только после того, как она закончилась. Г.Н. Брейсфолд Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 400
Откуда: Владивосток
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.05.08 17:53. Заголовок: Чаще всего это чужие..


Чаще всего это чужие ошибки. В данном случае похоже на правду.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 21
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.05.08 03:57. Заголовок: Ну вот, еще один ярк..


Ну вот, еще один яркий пример, что Ровера надо три раза проверить, прежде чем поверить. Трудно ему было посмотреть точно, что ли?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 28
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 95 месте в рейтинге
Текстовая версия