Казалось бы, организация давно известна, "разжевана" не в одной книге. Беда в том, что как начнешь копать подетальнее, сразу возникают вопросы.
С тактической организацией вопросов нет:
- сётай = 2-3 самолета
- тютай = 2-3 сётая
- дайтай = 2-3 тютая
С административной организацией же – проблемы. Дело в том, что в свое время я нашел сайт с японскими штатами, в т.ч. и авианосцев, который полностью перевернул мое представление о том, как они были организованы.
Возьмем штат "Рюдзё" на 1941 год – вот он:
http://www.asahi-net.or.jp/~zq9j-hys/RYUJYOU.htm На тот момент штатная численность его авиагруппы составляла 22 А5М (6-7 звеньев, 22 человека летного состава) и 18 В5N (6 звеньев, 54 человека летного состава).
Что мы видим?
1. Командует кораблем, как и положено, 艦長 (Кансё) - Командир корабля.
2. Ему подчиняется飛行長 (Хикосё) - Начальник Авиационной БЧ.
3. В подчинении Хикосё 2 飛行隊長 (Хикотайсё) - Командир Авиагруппы ?.
4. Далее идут аж 6 分隊長 (Бунтайсё) - Командир Эскадрильи ?, у которых в подчинении находятся 11兵科尉官 (Хейка Икан) - Младший офицер.
5. Кроме того, существует еще 9飛行特務 (Хико токуму [Икан]) – Специальных авиационных [офицеров]. Чем они занимаются – мне не ясно.
6. В самом низу находятся 12 Главных и 32 "обычных" старшин (飛行兵曹長 (Хико Хейсосё) и飛行兵曹 (Хико Хейсо) соответсвенно). Обратите внимание, что авиационных матросов по штату вообще не полагалось.
Таким образом, авиагруппа вроде должна состоять из 2 Хикотаев, в каждом из которых по 3 Бунтая, делящихся каждый на 2 Сётая (в каждом по 1 офицеру и 1 главстаршине). Однако, младших офицеров только 11. Кроме того, общая сумма летного персонала (без нелетающего Хикосё и спец. офицеров) равна 52, т.е. недостаточна для того, чтобы полностью обеспечить все самолеты.
Но и это еще не всё. Реальные данные этим штатам абсолютно не соответствуют. Во-первых, все серьезные источники утверждают, что на каждом авианосце был всего один "Хикокитай". Два офицера на Тютай также явно было нормой, как и наличие матросов среди летного состава.
Вот такие вот непонятки