От Саламина до Мидуэя. История войны на море
От Саламина до Мидуэя. История войны на море
Вопросы М.Э. Морозову. Господа! Если вы имеете вопросы, касающиеся действий нашего флота и авиации в ВОВ , то можете задать их персонально Мирославу Эдуардовичу вот здесь

АвторСообщение
поручик Бруммель
администратор


Пост N: 224
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.10.06 23:58. Заголовок: Патянин С. "Торпедные залпы в Балтийских проливах"


Сергей Патянин

Торпедные залпы в Балтийских проливах

Подводные лодки союзников в Норвежской кампании



Деятельность британских подводных лодок в годы Второй Мировой войны в русскоязычной литературе описана довольно слабо. Труды зарубежных авторов практически не переводились, отечественные же историки предпочитали темы, казавшиеся им более интересными. Широким массам любителей военно-морской истории известно, что английские субмарины поставили своеобразный рекорд в качестве противолодочных, потопили несколько неприятельских крейсеров и… все! Разумеется, британские подводники не добились успехов, соизмеримых с достижениями своих немецких коллег, однако в отдельные периоды их результативность была весьма высокой. Одним из таких периодов была Норвежская кампания (апрель-июнь 1940 года), которая может считаться образцом успешных действий субмарин на ограниченном театре в условиях серьезного противодействия со стороны сил ПЛО.

В начале 1940 года основной зоной деятельности подводных лодок союзников оставалось Северное море. К этому времени вице-адмирал Макс Хортон - командующий британскими подводными силами и ответственный за операции в данном районе – имел в своем распоряжении три флотилии подводных лодок. В Розайте находилась 2 я флотилия под командованием кэптена Дж. Мензиса. В ее составе числилось десять новых субмарин типа “Т” (из них две – в ремонте), два подводных минных заградителя и польская подводная лодка “Ожел”. На Блайт базировалась 6 я флотилия (коммандер Бетелл): три подлодки типа “S”, одна типа “U”, один минный заградитель и “старушки” “Клайд” и “Северн”. 3 я флотилия кэптена Рак-Кина, состоявшая из семи новейших средних подлодок типа “S” (две в ремонте), находилась в Харвиче. В дополнение к этому, командование французского флота выделило для действий совместно с англичанами свою 10-ю флотилию подводных лодок. 22 марта в Харвич прибыл 16-й дивизион (“Сибиль”, “Антиоп”, “Амазон”) с плавбазой “Жюль Верн”, и спустя девять дней “Сибиль” первой из французских подлодок начала действовать в Северном море.


Командующий британскими подводными силами вице-адмирал Макс Хортон

Эффективность действий субмарин не внушала поводов для оптимизма. Несмотря на все усилия, они не могли добиться успехов с середины декабря до 21 марта, когда “Урсула” потопила в Скагерраке пароход “Хеддернхайм”. Двумя днями позже “Траэнт” перехватила в норвежских территориальных водах транспорт “Эдмунд Хуго Штиннес IV”, который был незамедлительно затоплен командой. Уничтожение двух судов, перевозивших железную руду из Нарвика в Германию, стало удачной прелюдией к развернувшейся вскоре широкомасштабной кампании подводных сил в Балтийских проливах.

На 4 апреля Адмиралтейством была намечена постановка минных заграждений в норвежских территориальных водах (впоследствии перенесенная на 8 апреля). Для прикрытия этой операции еще с 29 марта адмирал Хортон развернул завесы субмарин в южной и юго-восточной частях Северного моря. К 8 апреля в районе побережья Южной Норвегии, в проливах Скагеррак и Каттегат находилось 10 подводных лодок союзников; еще 6 прибыли в указанный район на следующий день. Две британских и две французских лодки патрулировали в юго-западной части Северного моря, а “Юнити” занимала позицию у острова Гельголанд. Субмарины должны были прикрывать запланированные минные постановки в норвежских водах, а также сообщать о перемещениях германского флота.


Британская ПЛ "Юнити"

В тот же день от подводных лодок стали поступать тревожные донесения о большом количестве транспортных судов под нейтральными флагами и германских боевых кораблях, идущих на север.

В 11 часов (здесь и далее – время по Гринвичу) польская подводная лодка “Ожел” (капитан-лейтенант Ян Грудзинский), находившаяся на позиции в районе Лиллесанна, обнаружила германское транспортное судно “Рио де Жанейро”. На его борту находилось около ста военнослужащих Вермахта. Лодка трижды выходила в атаку, каждый раз выпуская по одной торпеде. В 11:15, после удачного третьего выстрела, транспорт затонул. Погибло 97 человек, но остальные, в том числе и 19 тяжелораненых, были спасены норвежскими кораблями и гидросамолетами. Доставленные на берег немцы в один голос утверждали, что их отправили в Берген, “чтобы помочь норвежцам защититься от британского вторжения”.


Немецкий транспорт "Рио де Жанейро"

В 12:15 другая британская лодка - “Трайдент” (лейтенант-коммандер Сил) – севернее Скагена торпедировала и потопила танкер “Посидониа” (8036 брт).

Около 7 часов вечера подводная лодка “Тритон” (лейтенант-коммандер Э.Ф. Пизи) обнаружила в Скагерраке отряд контр-адмирала Куммеца в составе тяжелых крейсеров “Блюхер”, “Лютцов”, легкого крейсера “Эмден” и миноносцев “Кондор”, “Мёве” и “Альбатрос”. Субмарина едва вышла в атаку, как сама была обнаружена “Альбатросом”, поэтому десятиторпедный залп был дан из неудобного положения, и головной “Блюхер”, по которому были нацелены торпеды, резким маневром от них уклонился. Ответная атака глубинными бомбами, хотя и наделала много шума, результата также не принесла. Чуть позже немецкое соединение заметила другая английская лодка - “Санфиш” (лейтенант-коммандер Дж. Слотер). Из-за значительного расстояния атаковать она не смогла, но зато сообщила о нем командованию. Впрочем, назначение германского отряда все еще не было ясно.


Британская ПЛ "Трайдент"

Немецкие корабли обнаруживались не только подводными лодками. В предыдущие два дня авиационной разведкой было выявлено несколько групп кораблей, шедших из германских портов на север. Адмиралтейство пребывало в уверенности, что немцы намереваются осуществить прорыв в Атлантику, и выслало на перехват главные силы Флота метрополии. Обстановка прояснилась лишь утром 9 апреля, когда пришли сообщения об оккупации гитлеровцами главных портов на территории Норвегии. С первых дней кампании немцам удалось захватить стратегическую инициативу, что и предопределило конечное поражение союзников. Впрочем, борьба за Норвегию длилась два месяца, и за это время британские подводники познали и радость побед, и горечь от гибели товарищей.

В первый же день подводные силы союзников одержали свою, пожалуй, самую значительную в ходе кампании победу. Германские оперативные планы предусматривали, что после высадки десантов корабли незамедлительно покинут норвежские порты и вернутся домой. В сумерках 9 апреля лейтенант-коммандер Ч.Х. Хатчинсон - командир подводной лодки “Траэнт”, занимавшей позицию между Южной Норвегией и Гельго-ландской бухтой, - обнаружил германский отряд на дистанции около 10 миль. Цели были опознаны как крейсер типа “К” и три эсминца. На самом деле, это были крейсер “Карлсруэ” с миноносцами “Грайф”, “Зееадлер” и “Лухс”, которые возвращались после высадки десанта в Кристиансанне. Ошибка в опознавании вполне объяснима, так как миноносцы довоенной постройки имели весьма похожий на “маассы” силуэт. Хатчинсон решил в полной мере использовать мощный носовой залп своей лодки, и около 19:00 выпустил десять торпед с дистан-ции около 20 кабельтовых вдогон шедшей зигзагом немецкой группе.


Немецкий легкий крейсер "Карлсруэ"

Хотя на крейсере заметили следы торпед с правого борта, и его командир капитан 1 ранга Ф. Риве приказал дать полный ход, надеясь успеть пройти мимо них, попадания избежать не удалось. На “Траэнте” и находившемся поблизости “Трайденте” ясно слышали три взрыва, немцы же считают, что “Карлсруэ” досталась лишь одна торпеда (что подтверждается характером полученных повреждений). Миноносцы эскорта после этого некоторое время преследовали “Траэнт”, но без какого-либо успеха. Попадание пришлось в район отсеков вспомогательных механизмов и крейсерских турбин, в которых погибло 11 человек персонала; остальным пришлось покинуть быстро затапливаемые отсеки. Вскоре вода залила первое генераторное отделение, пропала электроэнергия. Выход из строя энергетики привел к почти полному прекращению откачки воды и постепенному распространению затопления. Слабая выучка экипажа (крейсер недавно вышел из ремонта) привела к редкостной для германского флота неразберихе и даже панике. Как бы то ни было, был отдан приказ оставить корабль. В 19:45 “Зееадлер” и “Лухс” подошли к борту медленно погружавшегося крейсера и начали принимать команду, после чего отправились прямиком в Киль. Последняя группа моряков во главе с командиром перешла на борт “Грайфа”. В 21:50 миноносец выпустил в “Карлсруэ” две торпеды, поставивших последнюю точку в его судьбе.

Вернувшись на базу после завершения патрулирования, Хатчинсон был удостоен “Ордена за выдающиеся заслуги” и передал субмарину лейтенант-коммандеру Хью Хаггарду, который до завершения Норвежской кампании совершил на ней еще один поход.

Главной же задачей союзных подводных сил стала борьба с судоходством противника. Немецкая группировка в Норвегии находилась в зависимости от доставки подкреплений, боеприпасов, продовольствия и топлива. Основная масса людей и грузов шла морем. Для переброски личного состава и материальной части немцами было сформировано три так называемых “транспортных отряда” (Seetransportstaffel), в состав которых входило 45 транспортов суммарной вместимостью 249,7 тыс. брт. Балтийские проливы – Каттегат и Скагеррак – превратились в оживленную магистраль, по которой ежедневно двигались торговые суда и боевые корабли. Немцы были жизненно заинтересованы в обеспечении бесперебойной работы этой коммуникации, и точно также союзники прилагали все усилия, чтобы разорвать транспортную нить, связывавшую Норвегию с Рейхом. Поскольку ни надводные силы, ни авиация союзников не могли вести активных действий на германских коммуникациях, эта задача возлагалась на подводные лодки.

Еще 9 апреля, как только пришли первые противоречивые сообщения об оккупации немцами норвежских портов, численность подводных лодок, развернутых на коммуникациях в проливах, была доведена до 16 единиц. В 13:24, когда обстановка окончательно прояснилась, адмирал Хортон передал приказ атаковать без предупреждения все германские транспорта, а 11 апреля британский Военный кабинет распорядился считать неприятельскими все суда в десятимильной зоне от норвежских берегов. В создавшейся обстановке эти указания были совершенно оправданы, так как развязывали руки командирам-подводникам. Первые две недели операции характеризуются успешными действиями британских субмарин. Их активность была настолько высокой, что порой в проливах разыгрывались настоящие сражения.

В полдень 10 апреля в районе Скагена британская подлодка “Санфиш” обнаружила и неудачно атаковала караван из 11 грузовых судов, шедший из Готенхафена (Гдыня) в Осло под охраной сторожевых кораблей 15-й флотилии. Вечером тот же конвой был обнаружен другой субмариной – “Тритон”. В 17:26 Пизи дал шеститорпедный залп по трем целям, оказавшийся чрезвычайно удачным. Транспорта “Фриденау” (5219 брт), “Вигберт” (3648 брт) и сторожевик “V 1507” (бывшее китобойное судно “Рау 6”, 354 брт) пошли на дно. Выпустив торпеды, лодка ушла на глубину, преследуемая кораблями эскорта. Погоня продолжалась несколько часов, немцы сбросили около 80 глубинных бомб, но “Тритону” удалось оторваться.


Британская ПЛ "Санфиш"

Конвой тем временем перешел в следующий квадрат, где патрулировала “Спирфиш” (лейтенант-коммандер Дж. Форбс). В течение трех часов она безуспешно пыталась выйти в атаку. Охранение увеличило активность, немецкие акустики засекли лодку, и в течение следующего часа на нее было сброшено 66 глубинных бомб. Затем в район прибыли корабли патрулировавшей в Каттегате флотилии охотников, и преследование возобновилось с новой силой. Взрывами был выведен из строя перископ, гидравлические удары вышибали заклепки, от долгого пребывания под водой разрядились аккумуляторные батареи, и опасно увеличилась концентрация углекислого газа. Лишь около полуночи, когда надежды на спасение почти не оставалось, преследователи потеряли контакт и отстали. Проведя двадцать часов под водой, “Спирфиш” всплыла на поверхность. Но насладиться спокойствием не удалось. Вскоре по правому борту был обнаружен бурун, исходивший от форштевня идущего на полном ходу эсминца. Из-за разряженной батареи лодка не могла погрузиться, и находившийся на мостике Форбс приказал уходить в надводном положении. И тут, в очередной раз подняв к глазам бинокль, он понял ошибку: бурун не носовой, а кормовой! Таким образом “эсминец” превращался в крупный корабль.

Действительно, это был тяжелый крейсер “Лютцов”, возвращавшийся в Германию после завершения высадки десанта. Его командир капитан 1 ранга А. Тиле на основании радиоперехватов имел сведения об обнаруженных у шведских берегов подводных лодках, на основании которых принял решение идти полным ходом вдоль западного побережья Каттегата, надеясь обойти опасный район. Этот курс вывел крейсер прямо на “Спирфиш”.

Ночная темнота надежно укрывала субмарину от глаз наблюдателей, но радары “Лютцова” обнаружили непонятный предмет за 8 миль. Тиле приказал отвернуть влево, а спустя несколько минут – вернуться на прежний курс. Маневр, который должен был спасти корабль от столкновения, оказался роковым, так как давал британской подлодке прекрасную позицию для атаки. У Форбса уже не оставалось времени на расчеты, поэтому шесть торпед были выпущены, что называется “на глаз”, в результате цель поразила всего одна. В отношении времени атаки имеются некоторые расхождения. Юрген Ровер в “Атаках подводных лодок союзников” утверждает, что торпеды были выпущены в 00:34 по Гринвичу, другие источники говорят, что уже в 00:29 на “Лютцове” прогремел взрыв.
Попадание в броненосец было аналогичным тому, что год спустя погубит “Бисмарк”. Торпеда угодила в левый борт в районе кормового подзора, причем взрыв произошел при ударе о кронштейн гребного вала. Кормовая оконечность надломилась и провисла, при этом на верхней палубе образовалась сквозная щель. Были снесены руль, кронштейн с винтом, а левый вал загнут вниз. Корабль принял 1300 тонн воды и закачался на волнах без хода.


Британская ПЛ "Спирфиш"

Не зная, что “Лютцов” не имел охранения, Форбс полным ходом повел свою субмарину прочь, упустив тем самым прекрасную возможность добить тяжело раненого противника. На посланный крейсером сигнал бедствия откликнулись корабли 17-й флотилии охотников за подлодками и 19-й флотилии тральщиков, но этим тихоходам – бывшим траулерам и китобоям - потребовалось несколько часов, чтобы прибыть в указанный квадрат. Между 04:00 и 05:00 с “Лютцова” было снято около 600 человек (их доставили в датский порт Фредериксхавн), а сам он был взят на буксир тремя тральщиками. Охотники образовали противолодочный ордер. Буксировка проходила с большими трудностями. Лишь к вечеру 13 апреля небольшое соединение прибыло в Киль, где поврежденный броненосец был немедленно введен в док. Ремонт продолжался долго: формально “Лютцов” вновь вошел в строй в августе, но реально боеспособным он стал лишь к январю 1941 года. Действия командира корабля, включая соображения по выбору маршрута следования, роковой маневр уклонения и умелое руководство борьбой за спасение крейсера и экипажа, в целом были признаны правильными.

В ту же ночь англичане потеряли первую в ходе Норвежской кампании субмарину. Ей стала “Тистл” (лейтенант-коммандер У.Ф. Хэйзелфут). Около 16 часов 9 апреля она обнаружила в районе Ставангера неприятельскую лодку и дала по ней шеститорпедный залп. Хотя все торпеды прошли мимо, англичане потеряли бдительность. Лодка продолжала патрулировать в том же районе, а ночью всплыла для зарядки аккумуляторов. Это было роковой ошибкой. Затаившаяся “U 4” (обер-лейтенант Г.-П. Хинш) получила прекрасную возможность для реванша. Вскоре после полуночи она сама вышла в атаку и ответным залпом потопила “англичанку”.
Среди британских подводных лодок своими активными действиями наиболее выделяются “Санфиш” под командованием лейтенант-коммандера Джека Слотера и “Снэппер” лейтенанта Билла Кинга.

Первым добился успеха Слотер. 9 апреля он торпедировал и потопил 7129-тонный транспорт-блокадопрорыватель “Амазис”, шедший из Испании. На следующий день две атаки против конвоя закончились безрезультатно, но вечером был потоплен следовавший без охранения пароход “Антарес” из состава 1-го транспортного отряда, на котором погибло более 500 человек. Немецкие охотники долго преследовали лодку, но их глубинные бомбы рвались вдалеке. Оставаясь на прежней позиции, 13 апреля “Санфиш” торпедировала вспомогательное судно “Шифф 40” (бывшее “Шюрбек”). На этот раз успех оказался неполным, судну удалось дойти до Фредериксхавна. Зато сутки спустя, уже возвращаясь с патрулирования, британские подводники получили своеобразную компенсацию, потопив “Шифф 35” (бывшее “Ольденбург”).

Лодка Билли Кинга занимала позицию западнее маршрутов конвоев, идущих в Осло-фьорд. Судоходство здесь не было столь оживленным, но для отчаянного офицера это не стало серьезной проблемой. В ранние часы 12 апреля обнаружили танкер “Моонзунд” (322 брт), доставлявший топливо для самолетов Люфтваффе. Атака из подводного положения окончилась безрезультатно, обе торпеды прошли мимо. Тогда Кинг, не раздумывая, всплыл и расстрелял незадачливый танкер из орудия, подняв на борт шестерых пленных. Два дня спустя по приказу Хортона “Снэппер” отошел на север, где, наконец, встретил крупные суда.

Это был конвой из 7 грузовых судов и 2 танкеров, следовавший в Осло тремя группами под охраной тральщиков и охотников. После полудня 14 апреля “Снэппер” обнаружил первую группу и пятиторпедным залпом потопил транспорт “Флорида” (6150 брт). Любопытно, что сами англичане первоначально приписывали этот успех лодке Слотера. Спасаясь от преследования, “Снэппер” отошел к юго-востоку, где уже ночью натолкнулся на третью группу отряда. На лодке оставалось всего 4 торпеды, и все они нашли свои цели. В своем донесении Кинг заявил о потоплении двух судов в 7000 и 500 тонн, хотя реальный успех оказался скромнее: погибли тральщики “М 1701” (бывший рыболовный траулер “Х.М. Беренс I”) и “М 1702” (бывший “Карстен Янсен”). Находившаяся в том же районе, но чуть западнее, подводная лодка “Шарк” (лейтенант-коммандер Бакли) неудачно атаковала плавбазу подводных лодок “Саар”.


Британская ПЛ "Снэппер

Следом за тем же конвоем из Киля в Осло вышла группа боевых кораблей в составе учебно-артиллерийского корабля “Бруммер”, миноносцев “Ягуар”, “Фальке”, эскортного корабля “F 5” и охотников “Uj 125”, “Uj 126”, “Uj 128”. Корабли шли параллельным курсом, прикрывая транспорты с наиболее опасного западного направления. Поздно вечером 14 апреля немцев обнаружила другая британская субмарина – “Стерлет”. Ее командир лейтенант Хауорд в 22:00 дал четырехторпедный залп по крупнейшей цели – “Бруммеру”, который затонул спустя полчаса после попадания торпед. Пока миноносцы занимались спасением экипажа, охотники организовали преследование и потопили лодку(см. ссылку №1).

В тот же день англичане потеряли еще одну субмарину - “Тарпун” (лейтенант-коммандер Х.Дж. Колдуэлл), потопленную в Скагерраке тральщиком “М 6”.


Немецкий учебно-артиллерийский корабль "Бруммер"

Помимо торпедных субмарин, в Балтийских проливах действовали подводные минные заградители. Первое заграждение в 50 милях от острова Лесё выставил 13 апреля британский “Наруэйл”. На этих минах погибли тральщики “М 1101” (бывший “Фок унд Хуберт”) и “М 1302” (бывший “Швабен”).

Между тем, английские подводники приписали себе еще одну победу. 16 апреля “Порпёз” (коммандер Робертс – гораздо больше известны его инициалы P.Q.) обнаружила на поверхности вражескую подлодку и выпустила по ней шесть торпед. Результатов атаки в перископ не наблюдалось, но отчетливо слышались взрывы. В течение многих лет считалось бесспорным, что так нашла свою гибель германская “U 1”, а англичане получили моральную компенсацию за гибель “Тистл”. Именно такая трактовка событий приводится в книге Л.М. Еремеева и А.П. Шергина “Подводные лодки иностранных флотов во Второй Мировой войне”. Лишь спустя полвека из анализа всех имеющихся донесения было установлено, что объектом атаки “Порпёз” была “U 3”, счастливо избежавшая попаданий.

Любопытно, что аналогичная ситуация имела место с “U 22”. Она вышла в море 20 марта и больше на связь не выходила. Первоначально ее гибель относили на счет французской субмарины “Орфэ” (капитан-лейтенант Менье). 21 марта примерно в 70 милях юго-западнее мыса Линнеснес французы атаковали двумя торпедами с дистанции 2500 метров находившуюся на поверхности неприятельскую субмарину. На лодке ясно слышали два взрыва и доложили о победе. Но вскоре и немецкий штаб получил сообщение от “U 51”, что она была атакована подводной лодкой, но торпеды прошли мимо. Пикантность ситуации заключается в том, что спустя ровно месяц – 21 апреля – “Орфэ” снова выпустила торпеду по подводной лодке, а “U 51” снова доложила, что была безуспешно атакована.


"Французкий подводный минзаг "Рюби"

Продолжая тему, упомянем еще о двух несостоявшихся, к счастью, противолодочных успехах французских субмарин. К счастью, потому что в обоих случаях объектами атаки оказывались братья по оружию. 11 мая “Амазон” (капитан-лейтенант Ришар) выпустила торпеды по британской “Шарк”, а 20 мая “Антиоп” (капитан-лейтенант Баластр) пыталась потопить свою же соотечественницу “Сибиль”…

Бесспорно, в первую неделю кампании британские подводники добились немалых успехов, особенно выделяющихся на фоне неудач их немецких коллег, которых преследовали проблемы с торпедами. Но как у каждой медали, есть другая сторона и у этой. Основная масса германских потерь приходилась на суда первых транспортных отрядов, не имевших непосредственного охранения. Когда началось движение конвоев с солидным противолодочным эскортом, успехи пошли на убыль. 2-й транспортный отряд потерял два из одиннадцати судов, 3-й транспортный отряд - одно. Следующие отряды дошли вообще без потерь, хотя подводная угроза сохранялась.

Активность британских субмарин заставила германские противолодочные силы, находящиеся в подчинении вице-адмирала Ганса Мооца, принять адекватные меры. Воздействие вражеских подлодок немцы пытались нейтрализовать несколькими способами: во-первых, постановкой мощных фланговых (относительно маршрутов транспортов) минных заграждений; во-вторых, объединением судов в конвои под мощным непосредственным охранением; в-третьих, организацией противолодочного поиска силами авиации и групп охотников; и, наконец, систематическим тралением фарватеров. Для эскорта транспортов стали привлекаться миноносцы и морские тральщики, причем использование портов на севере Дании сводило к минимуму необходимость нахождения транспортов в море в ночное время. Конвои обычно состояли из небольшого числа судов и имели охранение, ориентированное главным образом на противолодочную оборону. В дополнение к 17 й флотилии охотников за подводными лодками, действовавшей в проливной зоне с первых дней операции, туда же были направлены 5-я противолодочная группа и 7-я флотилия сторожевых кораблей. Отдельные группы охотников патрулировали в районах наибольшей активности подводных лодок: в треугольнике мыс Скаген – шхеры Патерностер – остров Лесё и на подходах к заливу Бохус. На аэродромы близ датского Ольборга была переброшена 906 я береговая авиагруппа (майор Лессинг) с эскадрильями 1./906 и 5./196. Обнаруженные лодки преследовались зачастую по 12-14 часов. Сыграл на руку немцам и природный фактор: из-за укоротившихся весенних ночей союзным подлодкам все труднее становилось производить зарядку аккумуляторных батарей.

К исходу первой декады кампании наступил переломный момент в подводной войне в Балтийских проливах: немцам удалось склонить чашу весов в свою сторону. В связи с резким уменьшением успехов подводников из-за возросшего давления сил противолодочной обороны, вице-адмирал Хортон обратился в Адмиралтейство с просьбой направить в Скагеррак группу надводных кораблей. По его замыслу, уничтожение нескольких слабо вооруженных охотников должно было вынудить немцев отказаться от постоянного патрулирования в проливах. План получил одобрение, и англичане обратились к командованию французских ВМС с просьбой выделить для проведения операции дивизион своих быстроходных лидеров. Корабли дважды выходили к берегам Норвегии, но особых успехов не добились. Угроза со стороны авиации противника заставила отказаться от дальнейшего проведения подобных мероприятий. Тем не менее, вскоре британские подводные лодки возобновили походы в проливную зону.


Британская ПЛ "Стерлет"

Начал “Тетрарх” (лейтенант-коммандер Р.Дж. Миллс). 22 апреля он перехватил два небольших датских рыболовных судна, одно из которых затопили, а другое отправили в Англию с призовой группой. Тем же вечером “Тетрарх” безуспешно атаковал транспорт “Вольфрам” и подвергся преследованию охранявших его охотников 5-й противолодочной группы. Во время уклонения было потеряно управление, и лодка провалилась на отметку 120 метров, что на четверть превышало ее предельную глубину погружения. Уловив момент, Миллс сумел выпустить две торпеды, потопив одного из преследователей – “Uj B” (бывший “Трефф V”), но осталь-ные продолжили охоту. Лодка находилась под водой более 42 часов, однако, в конце концов, сумела оторваться и вернуться домой.

Коммандер Дж.М. Слэйден на “Трайденте” утром 25 апреля западнее датского Тюборена безуспешно атаковал германские транспорты “Палиме” и “Пеликан”, а затем получил приказ перейти на север. 2 мая в Бьёрна-фьорде он обнаружил крупный транспорт “Клэр Гуго Штиннес I” (5295 брт), по которому выпустил две торпеды. Судно шло в балласте, и торпеды, поставленные на большое углубление, прошли под ним. Невзирая на опасность воздушной атаки, англичане всплыли и расстреляли транспорт из 102 мм орудия. Лишь после семидесятого снаряда горящий теплоход выбросился на отмель, где его настигла третья торпеда. Тем не менее, впоследствии немцы отремонтировали серьезно поврежденное судно.

К концу апреля в Балтийских проливах действовало всего четыре подводных лодки, среди них - два минных заградителя, сумевшие добиться неплохих результатов. 1 мая “Наруэйл” установил 50 мин у острова Лесё, на которых погиб шведский транспорт “Хага” и подорвался тральщик “М 1102” (бывший “Х.А.В. Мюллер”). В тот же день были торпедированы транспорты “Буэнос-Айрес” (6097 брт) и “Байя Кастилло” (8580 брт). Первый затонул спустя два часа, второму удалось дойти до ближайшего порта, но восстанавливать его не стали. 11 мая, во время своего следующего похода, “Наруэйл” выставил 50 мин у Молде. Жертвой постановки стал сторожевой корабль “V 1109” (бывший “Антарес”), подорвавшийся 30 мая.

С другим подводным заградителем произошел один из самых неординарных случаев в военно-морской истории. 29 апреля “Сил” вышел в поход с задачей установить 50 мин в районе шведского Гётеборга. Немецкие противолодочные рубежи удалось преодолеть с большим трудом, 3 мая лодку обнаружила и бомбила авиация, был поврежден прочный корпус. Тем не менее, командир субмарины лейтенант-коммандер Руперт П. Лонсдейл решил продолжить операцию. В ранние часы 4 мая “Сил” провел постановку и лег на курс возвращения. Но вскоре его обнаружили корабли 12 й флотилии охотников. Преследование продолжалось восемь часов, но не принесло результатов.


Британский подводный минзаг "Сил"

Однако обстоятельства сложились против англичан. В 18:00 под днищем “Сила” раздался взрыв мины, лодка стремительно провалилась вниз и легла на дно. В течение шести часов подводники энергично боролись за свою жизнь и заставили субмарину подняться на поверхность. Положение не сулило ничего хорошего: прочный корпус пробит, лишь один дизель в исправном состоянии, а до родных берегов – почти 500 миль. В создавшихся условиях Лонсдейл видел единственный шанс в попытке достичь шведского берега. Передав сообщение в Адмиралтейство, “Сил” медленно двинулся на восток.

В 00:59 с аэродрома Ольборг на противолодочное патрулирование вылетела пара гидросамолетов “Ара-до-196” 5 й эскадрильи 196 й группы с бортовыми номерами 6W+IN (пилот – унтер-офицер Бёттхер, наблюдатель - лейтенант Меренс) и 6W+EN (пилот – унтер-офицер Закриц, наблюдатель - лейтенант Шмидт). Немцы уже уяснили, что лучшее время охоты – на рассвете, когда неприятельские подлодки завершают зарядку аккумуляторов, не спеша уйти под воду на долгий световой день. Летя на пятидесятиметровой высоте, “арадо” осматривали северную часть Каттегата. Около 01:30 Гюнтер Меренс заметил справа небольшую тень. Когда самолет развернулся и снизился, сомнений не осталось – ...

Die uberwasserpiraten den Unterwasserpiraten Спасибо: 0 
Профиль
Новых ответов нет [см. все]


поручик Бруммель
администратор


Пост N: 224
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.10.06 23:58. Заголовок: Патянин С. "Торпедные залпы в Балтийских проливах"


... это рубка подводной лодки. Торчавший из воды нос и погруженная корма свидетельствовали о повреждениях. Сигнальным фонарем Меренс передал приказ остановиться и запросил принадлежность субмарины.

Находившийся на мостике “Сила” Лонсдейл приказал сигнальщику передать что-нибудь неразборчивое, стараясь выиграть время и успеть укрыться в шведских территориальных водах, но Меренс разгадал его маневр. “Арадо” набрал высоту, чтобы послать радиограмму в штаб, и пошел на боевой заход. Первая 50 кг бомба упала в тридцати метрах от лодки, не нанеся ей повреждений, вторая - также мимо. Затем немцы выпустили несколько очередей из бортовых пулеметов по рубке и корпусу. Лонсдейл бросился к установленному в кормовой части мостика спаренному “Льюису” и открыл ответный огонь. В поединок включилась машина Карла Шмидта. Одна из сброшенных ей бомб разорвалась у борта “Сила”. В машинное отделение снова стала поступать вода, последний работоспособный дизель вышел из строя. Послав в эфир сигнал “SOS”, подводная лодка неподвижно закачалась на волнах. Изумленные немцы видели, что находившийся на ее мостике офицер вытащил белый платок и начал им размахивать.


Капитулировавший "Сил"

Впоследствии лейтенант-коммандер Лонсдейл оправдывал свой поступок ответственностью за жизни шестидесяти членов экипажа и тем обстоятельством, что корабль фактически был мертв. Самолеты продолжали в недоумении кружить над лодкой. Два маленьких “арадо” взяли в плен 1520-тонную субмарину – такого еще не бывало! Как пишет немецкий историк Кайюс Беккер, Меренс предположил, что этому никто не поверит, и решил предоставить доказательства. Гидроплан приводнился рядом с лодкой, и лейтенант приказал ее командиру подняться в кабину. Лонгсдейлу пришлось снимать ботинки и перебираться вплавь. Англичанин пытался заявить, что его корабль находится в шведских водах, но немцы от него просто отмахнулись. Вслед за командиром такой же унизительной процедуре подвергся боцман “Сила” петти-офицер Каузинс.

Самолеты взлетели и взяли курс на Ольборг. В нескольких милях был встречен охотник “Uj 128” капитан-лейтенанта Ланга, которому передали координаты субмарины. Этот корабль снял с нее экипаж, взял на буксир и привел во Фредериксхавн.

После потери “Сила” ни одна подводная лодка союзников не заходила в Скагеррак. К тому времени 10 я французская и 3 я британская (пополненная четырьмя старыми подлодками типа “H” и двумя типа “L”) флотилии с плавбазами “Жюль Верн” и “Циклопс” были переведены в Розайт, где было меньше риска подвергнуться внезапным авианалетам. В родных водах англичане потеряли еще одну лодку: 29 апреля, выходя в очередной боевой поход, “Юнити” (лейтенант Браун) затонула в результате столкновения с норвежским сухогрузом в устье Тайна(см. ссылку№2). Французские субмарины действовали главным образом у голландского побережья. Этот район считался относительно безопасным, по крайней мере, до 9 мая, когда “U 9” (обер-лейтенант Лют) торпедировала и потопила “Дорис” (капитан 3 ранга Фавроль). Впрочем, к Норвежской кампании эта потеря имеет лишь косвенное отношение.


Французская ПЛ "Дорис"

Основные же районы патрулирования британских субмарин переместились в восточную часть Северного моря, к побережьям Дании и Норвегии. 8 мая в 60 милях от Тюборена “Таку” (лейтенант-коммандер Ван дер Бил) торпедировала миноносец “Мёве”, эскортировавший пароходы. Взрывом на миноносце снесло руль и винты, но с огромным трудом его удалось отбуксировать в Вильгельмсхафен. Ремонтные работы заняли очень много времени, лишь в декабре 1942 года он снова принял участие в боевых действиях.

Днем 13 мая лейтенант-коммандер Дэвид Ингрэм на “Клайде” обнаружил у Статландета большой грузовой транспорт, одиноко идущий на север. Решив не тратить торпеды, Ингрэм приказал всплыть и расстрелять судно из орудия. Англичане успели сделать всего несколько выстрелов, как судно открыло ответный огонь, заставив лодку уйти под воду, а затем стало стремительно набирать ход и вскоре скрылось в налетевшем дождевом шквале. Знай подводники, с кем им пришлось иметь дело, они избрали бы другую тактику! На самом деле “сухогрузом” оказался германский вспомогательный крейсер “Виддер” (“Шифф 21”), направлявшийся в атлантическое рейдерство. Впрочем, месяц спустя Ингрэму представилась прекрасная возможность реабилитироваться – об этом чуть ниже.

“Спирфиш” и “Тетрарх” 20-23 мая перехватили пять небольших датских рыболовных судов, три затопили, два других отправили в Англию. В середине мая подводные минные заградители “Наруэйл” и “Рюби” (капитан-лейтенант Кабанье) приступили к систематическим операциям в норвежских прибрежных водах, совершив в течение месяца 6 выходов на постановки.

Отдельного упоминания заслуживает еще одна субмарина, отличившаяся в ходе кампании. Речь идет о польском “Ожеле” - именно он открыл боевой счет союзных подводников в норвежских водах. В польской литературе действия этого корабля расписаны яркими красками и изобилуют геройскими, порой фантастическими, эпизодами. Попробуем отделить зерна от плевел.

Итак, 3 апреля “Ожел” вышел в свой пятый поход и 8 апреля потопил “Рио де Жанейро”. Спустя два дня – утром 10 апреля - капитан-лейтенант Грудзинский обнаружил три больших тральщика, выпустил по ним две торпеды и якобы видел в перископ попадание в один из них. Тем же вечером он обнаружил эти корабли снова, но их было всего два, на основании чего был сделан вывод об одержанной победе. Анализ диспозиции немецкого флота показывает, что встреченными “Ожелом” кораблями могли быть только тральщики 2 й флотилии, возвращавшиеся домой после высадки десанта в Эгерсунне. Однако ни один из них не только не был потоплен, но и не докладывал о замеченных торпедах. Показательно, что в “Атаках подводных лодок союзников” Ровера не содержится даже упоминания о данном эпизоде.


Польская ПЛ "Ожел"

13 апреля “Ожел” обнаружил большой конвой и атаковал ближайшую цель (сторожевой корабль “V 705”), но торпеда прошла мимо. В течение следующих двух дней лодка неоднократно обнаруживалась противолодочными кораблями и самолетами, уклоняясь от атак которых провела под водой более 20 часов, но 18 апреля благополучно вернулась на базу. С 28 апреля по 11 мая “Ожел” совершил шестой поход, закончившийся безрезультатно, а 23 мая вышел в седьмой. В указанный срок – 8 июня – лодка не вернулась, и 11 июня британское командование объявило ее потерянной. В последнем выходе на борту “Орла” находилось 60 поляков и 3 англичанина. О причинах гибели по сей день остается только гадать. По официальной версии лодка подорвалась на мине в восточной части Северного моря, но возможно, что она была потоплена германской авиацией или затонула в результате столкновения.

Норвежская армия капитулировала 10 июня. Однако боевые действия на море на этом не завершились. В первых числах июня германский флот провел операцию “Юно”. Линкоры “Шарнхорст” и “Гнейзенау”, действуя буквально “под носом” у англичан, потопили авианосец “Глориэс”. Сопровождавшие его эскадренные миноносцы “Ардент” и “Акаста” оказали достойное сопротивление. Одна из выпущенных “Акаста” торпед поразила “Шарнхорст”, нанеся ему серьезные повреждения. Временный ремонт был произведен в Тронхейме, но для полного восстановления боеспособности линкору требовалось длительное пребывание в доке. Операция по переводу “Шарнхорста” в Германию началась 20 июня. Для ее прикрытия “Гнейзенау” и тяжелый крейсер “Адмирал Хиппер” вышли в Норвежское море, намереваясь произвести диверсию против британских вспомога-тельных крейсеров, патрулировавших между Исландией и Фарерскими островами. Поход оказался недолгим. Примерно в 40 милях северо-западнее банки Хольтен в условиях плохой видимости отряд был обнаружен под-водной лодкой “Клайд”. В 22:09 (в это время года на данной широте стоят белые ночи) Ингрэм дал полный залп из носовых аппаратов. Наблюдатели линкора увидели пузырьковые следы всего в 300 метрах от борта, саму же лодку немцы не обнаружили и не преследовали. Резко положенный руль позволил “Гнейзенау” уклониться от пяти торпед, но шестая попала в правый борт в 16 метрах от форштевня, пробив оба борта (многим читателям наверняка знакомы эффектные фотографии этой сквозной пробоины). Линкор принял много воды, возникла опасность надлома и потери носовой оконечности. В результате отряд вернулся в Тронхейм. Дождавшись отхода немцев, “Клайд” всплыла и сообщила по радио их состав и координаты. По возвращении на базу Ингрэма ждал “Крест за выдающиеся заслуги”.

На протяжении последующих четырех лет воды вдоль протяженного норвежского побережья стали одним из напряженнейших театров боевых действий для британских субмарин. Мы же подведем итоги их деятельности за время Норвежской кампании. Результаты, достигнутые подводными лодками союзников, приведены в приложении. Подчеркнем, что эти успехи достигнуты в мелководных районах, густо “начиненных” минами, в условиях сильной противолодочной обороны, абсолютного господства в воздухе авиации противника и долгого светового дня. Итоговая цифра потопленного тоннажа оказалась значительной – около 60 тысяч брт за два месяца. Для сравнения можно сообщить, что в апреле-мае 1940 года у берегов Норвегии союзниками (прежде всего, англичанами) было потоплено больше судов, чем суммарно за 1941-1943 гг. Подводные лодки ока-зались единственной реальной силой, способной противодействовать германским перевозкам. Сами союзники потеряли за данный период 5 субмарин.

Британские подводники действовали на неприятельских коммуникациях в проливной зоне очень активно, намного превзойдя по результативности своих немецких коллег, что стало, пожалуй, самым парадоксальным итогом кампании. Успехам британских субмарин способствовали два обстоятельства: их грамотное развертывание (здесь позволим себе оспорить совершенно противоположные выводы В.А. Белли и К.В. Пензина) и большое число слабоохраняемых целей в начальный период кампании. Однако впоследствии, когда немцы провели в проливах поистине образцовые блокадные мероприятия, успехи резко пошли на убыль и никогда в дальнейшем не повторялись.

Сергей Патянин

( статья опубликована в журнале "Подводный флот" №6. 2002 год)
для оформления статьи использовались материалы предоставленные автором



Ссылка №1 История гибели “Стерлет” требует пояснения. Приведенная в данной статье версия об ее потоплении охотниками “Uj 125”, “Uj 126” и “Uj 128” сразу после торпедирования “Бруммера” выглядит наиболее логич-ной и обоснованной. Ее впервые высказал в 1949 году французский историк Ж. Мордаль. Однако впоследствии, с подачи англичан, укоренилось мнение о гибели лодки 18 апреля, причем основываться оно могло только на данных германской стороны, так как сама “Стерлет” в эфир не выходила. Г. Смит утверждает, что именно 18 го ее потопили вышеназванные охотники в точке 58º00’ с.ш./11º00’ в.д., Г. Лентон считает, что это сделал тральщик “М 75”. Любопытно, что в первом послевоенном справочнике по потерям британского флота, издан-ном в 1947 году, “Стерлет” значится погибшей 27 апреля - по всей видимости, это срок окончания автономно-сти

Ссылка №2 Во многих работах (в том числе книге А.А. Нарусбаева “Катастрофы в морских глубинах”) говорится, что лодка погибла во время испытаний, следовательно, является небоевой потерей. Однако Гордон Смит твердо заявляет, что “Юнити” направлялась на патрулирование к норвежскому побережью. Таким образом, имеются все основания включить ее в список потерь в ходе Норвежской кампании.




Приложение №1

Состав и базирование подводных сил в Великобритании
на 7 апреля 1940 г

Командующий подводными силами - вице-адмирал М. Хортон

Розайт
2-я флотилия подводных лодок (кэптен Дж.Ч.П. Мeнзиз):
Подводные лодки “Trident”, “Triad”, “Truant”, “Triton”, “Thistle”, “Tarpon”, “Tetrarch”, “Narwhale”, “Porpoise”, “Orzel” (польская)
Плавбаза “Forth

Харвич
3-я флотилия (кэптен П. Рак-Кин):
Подводные лодки “Snapper”, “Spearfish”, “Sunfish”, “Sterlet”, “Swordfish”
Плавбаза “Cyclops”

10-й флотилия ВМС Франции (капитан 2 ранга Ле Флош):*
16-й дивизион (капитан 3 ранга Райбо) - подводные лодки “La Sibylle”, “Antiope”, “Amazone”
Плавбаза “Jules Verne

Блайт
6-я флотилия (коммандер Дж.С. Бетелл):
Подводные лодки “Clyde”, “Severn”, “Sealion”, “Seawolf”, “Shark”, “Unity”, “Seal”
Плавбаза “Titania”


* Впоследствии в британские базы прибыли следующие корабли 10 й флотилии ВМС Франции:
14-20 апреля в Харвич - 13-й дивизион (капитан 3 ранга Фавроль):
“Doris”, “Orphee”, “Thetis”, “Circé”, “Calypso”;
17 апреля в Данди - 2-й дивизион (капитан 3 ранга Саказ):
“Achille”, “Casabianca”, “Sfax”, “Pasteur”,
1 мая к дивизиону присоединился подводный минный заградитель “Rubis”.





Приложение №2

Успехи подводных лодок союзников в ходе Норвежской кампании

Потоплено торпедами – 13 судов (59 802 брт):

08.04. “Rio de Janeiro” (5261 брт) -“Orzel” (капитан-лейтенант Грудзинский)
08.04. “Posidonia” (8036 брт) -“Trident” (лейтенант-коммандер Сил)
09.04. “Amasis” (7129 брт) -“Sunfish” (лейтенант-коммандер Слотер)
10.04. “Friedenau” (5219 брт) -“Triton” (лейтенант-коммандер Пизи)
10.04. “Wigbert” (3648 брт) -“Triton”
10.04. “Antares” (2593 брт) -“Sunfish”
11.04. “Ionia” (3102 брт) -“Triad” (лейтенант-коммандер Одди)
11.04. “August Leonhard” (2593 брт) -“Sunfish”
14.04. “Florida” (6150 брт) -“Snapper” (лейтенант Кинг)
14.04. ВСУ “Schiff 35” (2312 брт) -“Sunfish”
18.04. “Hamm” (5874 брт) -“Seawolf” (лейтенант-коммандер Стадхольм)
01.05. “Buenos Aires” (6097 брт) -“Narwhale” (лейтенант-коммандер Бёрч)
04.05. “Monark” (швед.)(1786 брт)* -“Severn” (лейтенант-коммандер Тейлор)
16.06. “Samland” (5978 брт) -“Tetrarch” (лейтенант-коммандер Миллс)

Потоплено артиллерией – 1 судно:

12.04. “Moonsund” (322 брт) -“Snapper”

потоплено боевых кораблей – 6:

09.04. легкий крейсер “Karlshuhe” -“Truant” (лейтенант-коммандер Хатчинсон)
10.04. сторожевой корабль “V 1507” -“Triton”
14.04. артиллерийский корабль “Brummer” -“Sterlet” (лейтенант Хауорд)
15.04. тральщик “М 1701” -“Snapper”
15.04. тральщик “М 1702” -“Snapper”
23.04. охотник “Uj B” -“Tetrarch”

повреждено боевых кораблей – 3:

11.04. тяжелый крейсер “Lützow” -“Spearfish” (лейтенант-коммандер Форбс)
08.05. миноносец “Möwe” -“Taku” (лейтенант-коммандер Ван дер Бил)
20.06. линейный корабль “Gneisenau” -“Clyde” (лейтенант-коммандер Ингрэм)

погибло на минах, поставленных подводными лодками – 16 судов (12 209 брт) и 6 боевых кораблей**:

14.04. тральщик “М 1101” -13.04. “Narwhale”
23.04. тральщик “М 1302” -13.04. “Narwhale”
01.05. “Haga” (швед.)(1296 брт) -01.05. “Narwhale”
04.05. “Aimy” (швед.)(200 брт) -04.05. “Seal” (лейтенант-коммандер Лонсдейл)
06.05. “Vogesen” (4241 брт) -04.05. “Seal”
28.05. “Thorsten” (швед.)(1206 брт) -04.05. “Seal”
05.06. “Skandia” (швед.)(1248 брт) -04.05. “Seal”
26.05. “Vansø” (норв.)(54 брт) -10.05. “Rubis” (капитан-лейтенант Кабанье)
28.07. “Argo” (норв.)(412 брт) -10.05. “Rubis”
17.10.44 охотник “Uj 1764” *** -10.05. “Rubis”
30.05. сторожевой корабль “V 1109” -11.05. “Narwhale”
28.05. “Blamannen” (норв.)(174 брт) -27.05. “Rubis”
31.05. “Jadarland” (норв.)(938 брт) -27.05. “Rubis”
05.10. “Øyulf” (норв.)(173 брт) -27.05. “Rubis”
05.06. тральщик “М 11” -3.06. “Narwhale”
10.06. “Sverre Sigurdsson” (норв.)(1081 брт) -9.06. “Rubis”
16.08. “Jæderen” (норв.)(908 брт) -12.06. “Narwhale”
26.08. “Arild” (норв.)(128 брт) -12.06. “Narwhale”
13.10. “Gnome 7” (50 брт) -12.06. “Narwhale”
13.10. “Kobold 1” (50 брт) -12.06. “Narwhale”
13.10. “Kobold 3” (50 брт) -12.06. “Narwhale”
18.06. тральщик “М 5” -14.06. “Porpoise” (коммандер Робертс)

* Судно было захвачено немцами и шло в Германию с призовой командой, “Северн” потопил его после досмотра согласно закону о призовом праве.
** для заградителей указана дата постановки
*** Ю. Ровер отмечает сомнительность гибели этого корабля на минах “Рюби” после столь долгого периода.




Приложение №3

Потери подводных лодок союзников в ходе Норвежской кампании

“Orzel” (Польша)
пропала без вести в период 5-8.06.40; по официальной версии - погибла на мине в вост. части Северного моря. Потери: 63 чел.
“Seal”
4.05.40 около 19:00 подорвалась на мине в Каттегате, всплыла, утром 5.05.40 атако-вана парой герм. гидросамолетов Ar-196 из состава 5./B.Fl.Gr. 196, выбросила бе-лый флаг, захвачена охотником за ПЛ “Uj 128”; 60 чел. взято в плен; впоследствии введена в состав германского флота под названием “U B”
“Sterlet”
15.04.40 в ранние часы потоплена глубинными бомбами герм. охотников за ПЛ “Uj 125”, “Uj 126”, “Uj 128” в Скагерраке (5838' с.ш., 0948 в.д.)
“Tarpon”
14.04.40 потоплена глубинными бомбами герм. ТЩ “М 6” у побережья Южной Норвегии в Скагерраке
“Thistle”
10.04.40 в ранние часы торпедирована и потоплена герм. ПЛ “U 4” зап. Ставангера (59º00’ с.ш., 05º00’ в.д.)
“Unity”
29.04.40 затонула с.-в. Блайта (5515' с.ш., 0115 з.д.) в результате столкновения с норв. п/х “Atle Jarle”.
Потери: 4 чел

Die uberwasserpiraten den Unterwasserpiraten Спасибо: 0 
Профиль
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 95 месте в рейтинге
Текстовая версия