От Саламина до Мидуэя. История войны на море
От Саламина до Мидуэя. История войны на море
Вопросы М.Э. Морозову. Господа! Если вы имеете вопросы, касающиеся действий нашего флота и авиации в ВОВ , то можете задать их персонально Мирославу Эдуардовичу вот здесь

АвторСообщение
поручик Бруммель
администратор


Пост N: 227
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.10.06 15:16. Заголовок: Патянин С. "Код:"Хартмунд"


Сергей Патянин

Код: “Хартмут”

Германские подводные лодки в Норвежской кампании



Вторжение в Норвегию (операция “Везерюбунг”) явилось одним из поворотных событий в ходе Второй Мировой войны, и одним из немногих, в которых германскому флоту суждено было сыграть ведущую роль. К участию в операции был привлечен практически весь наличный корабельный состав Кригсмарине, в том числе и подводных сил. Для любителей военно-морской истории, чьи интересы связаны прежде всего с германским подводным флотом, Норвежская кампания ассоциируется лишь с одной фразой –“торпедный кризис”. Даже в весьма солидных западных изданиях действия подводных сил в период кампании описаны поверхностно, что уж говорить о литературе, издававшейся у нас в стране. Между тем, в водах норвежских фьордов разворачива-лись порой драматичные события.

Мероприятия по приведению подводных лодок в готовность к операции начались 4 марта, когда BdU контр-адмирал Карл Дёниц получил приказ штаба Руководства войной на море, предписывающий задержать их выход из баз. Были отозваны лодки, находившиеся на позициях, в результате чего потери торгового тоннажа союзников на коммуникациях в Атлантике резко упали. Верховное командование пошло на этот шаг несмотря на протесты Деница: стратегическое значение возможного успеха в Норвегии считалось несоизмеримо выше.


Карл Дениц

11 марта поступил приказ о развертывании подводных лодок в районах Нарвика и Тронхейма. Через три дня на основании расшифрованных радиограмм подлодок противника было установлено наличие 14 британских субмарин на подходах к Скагерраку, западнее Ютландии и в районе Терсхеллинга. Для борьбы с ними в море вышло 8 лодок, одна из которых - “U 4” (обер-лейтенант Ганс-Петер Хинш) - добилась успеха, потопив 10 апреля английскую “Тистл”.

20 марта военно-морской атташе в Осло корветтен-капитан Рихард Шрайбер сообщил о замеченном в районе Эгерсунна британском соединении. Хотя ошибка обнаружилась довольно быстро, несколько лодок ус-пело уйти со своих позиций, подчиняясь приказу о его перехвате. Во время этого произошел любопытный инцидент: 27 марта “U 21” (капитан-лейтенант Вольф Штиблер) села на мель неподалеку от Мандаля и была интернирована. Правда, плен длился совсем недолго: 9 апреля Кристиансанн, где в это время находилась лодка, был занят германским морским десантом.


U 21

30 марта командующий подводными силами отдал боевой приказ № 120 (план “Хартмут”) на участие подводных сил в операции против Норвегии. Главная задача лодок состояла в прикрытии с моря отрядов надводных кораблей с десантом, когда они подойдут к пунктам высадки. В дальнейшем лодки должны были действовать против английских кораблей близ норвежского побережья. Представлялось целесообразным, чтобы на первых порах группы подводных лодок занимали исходные позиции в открытом море поблизости от районов, находящихся под угрозой британских контрдесантов. Эти группы можно было бы использовать для ударов по коммуникациям противника, чтобы изолировать его десанты от баз снабжения.

Приказ BdU составлялся с учетом дальности плавания, боевого опыта командиров, а также других боевых качеств каждой единицы. Сам Дёниц считал обстановку, в которой предстояло действовать подводным лодкам, довольно благоприятной, особенно с учетом того, что противник будет ограничен в маневре. Негативным фактором было то, что основную часть времени лодкам предстояло проводить в погруженном состоянии, а короткие ночи и спокойные воды закрытых фьордов облегчали их обнаружение. Сложной была навигационная обстановка.

Заняв выжидательные позиции, лодки имели право нападать только на боевые корабли и войсковые транспорта союзников, атаки норвежских или датских кораблей без специального приказа запрещались. Ни в коем случае не допускались инциденты с американскими судами. При встрече с англо-французскими линкорами или крейсерами для нападения на них разрешалось покидать свои позиции. Требовалось строгое радиомолчание, нарушать которое можно было только для сообщений об обнаружении противника (кораблей или крупных авиационных формирований), столкновениях с норвежскими ВМС, военных успехах или в ответ на вызов.

Планировалось столь масштабное использование подлодок, что имевшихся в строю Кригсмарине боевых единиц оказалось недостаточно. Пришлось пойти на такой шаг, как временный перерыв практики в школе подводного плавания на Балтике, и передать флоту шесть принадлежащих ей лодок серии IIA. Одновременно было отдано распоряжение немедленно привести в боевую готовность проходившие испытания “U 64” и “U 65”.

Всего в Северном и Норвежском морях развертывалась 31 подводная лодка в четырех районах(см.ссылку №1):

- для обеспечения высадки десантов: 4 ПЛ к югу от Нарвика, 2 - на подходах к Тронхейму, 5 - у Бергена (по две ПЛ для обеспечения обоих главных выходов из базы и одна - на позицию у самого порта), 2 - у Ставангера (одна непосредственно у гавани, другая - у внешнего входа, одновременно обеспечивая Хёугесунн);

- для нападения на корабли противника на коммуникациях Англия-Норвегия: северная группа (6 ПЛ) - северо-восточнее Шетландских островов, южная (3 ПЛ) - восточнее Оркнейских островов;
- 4 ПЛ занимали позиции к востоку и западу от Пентленд-Фёрта, где также было возможно движение крупных боевых кораблей;

- для защиты своих коммуникаций на случай проникновения вражеских надводных кораблей: 2 ПЛ в районе Ставангера и 4 - у Линдеснеса.



Развертывание сил согласно плану "Хармунт"

Командование подводных сил ожидало, что такая концентрация принесет свои плоды. Немецкие подводники не могли пожаловаться на недостаток целей, тем не менее, результаты их деятельности оказались совершенно неудовлетворительными и вызвали настоящий скандал! Но, обо всем по порядку...

Развертывание сил по плану “Хартмут” прошло в соответствии с первоначальным замыслом. На первом этапе операции лодки должны были предупреждать свои силы о передвижении британского флота. Естественно, с этим они не справились. Вина за это лежит целиком на ОКМ, поставившем подводникам задачу, которую они были не в состоянии решить, а ведь Дёниц всегда говорил, что подводная лодка – плохая наблюдательная платформа, особенно под водой. Таким образом, выход в море Флота метрополии остался незамеченным, по-этому, когда две бомбардировочные эскадры Люфтваффе нанесли 8 апреля предварительный удар по Скапа-Флоу, кораблей противника там не оказалось…

Первое боевое соприкосновение подводных лодок с кораблями противника произошло 10 апреля в районе Уфут-фьорда. Днем “U 25” корветтен-капитана Виктора Шютце и “U 51” капитан-лейтенанта Дитриха Кнорра трижды безуспешно атаковали британские эсминцы. Неудачу можно было объяснить трудностью стрельбы по высокоманевренной цели. Наконец в 21:50 Шютце подкрался к патрулировавшим в устье Уфут-фьорда “Бедуину” и “Эскимо” и с дистанции 1200 метров выпустил три торпеды. Через несколько минут прогремело два взрыва... в 100 метрах от кораблей противника. Третья “рыбина” взорвалась на прибрежных скалах. Британские эсминцы увеличили скорость и ушли. В 23:50 Кнорр обнаружил в Вест-фьорде другой эсминец - “Икарес”. На этот раз дистанция атаки была еще меньше – 600 метров. Из двух выпущенных торпед одна взорвалась, не дойдя до цели полкабельтова, вторая вообще не сработала.


U 25

В полдень 11 апреля командир “U 48” капитан-лейтенант Герберт Шульце, уже имевший Рыцарский крест, западнее Тронхейма обнаружил тяжелый крейсер “Беруик”. Позиция подводной лодки и расстояние до цели гарантировало успех, последовал трехторпедный залп, но крейсер спокойно скрылся за горизонтом. В 21:15 в похожих условиях Шульце провел атаку по “Йорку”. На этот раз в отсеках ясно слышали три взрыва - все торпеды взорвались преждевременно, на безопасном для крейсера расстоянии. В Уфут-фьорде “U 25” дважды пыталась атаковать “Уорспайт”, но оба раза эсминцы охранения срывали атаки. Лишь в 19:50 с дистанции 1500 метров одна торпеда была выпущена по “Айвенго” – результат остался нулевым.


U 48

Отсутствие сведений о результатах деятельности подводных лодок побудило Руководство войной на море 11 апреля затребовать от лодок нарвикской группы донесений об обстановке. Немецкое командование было заинтересовано в том, чтобы сам факт присутствия подводных лодок оказал моральное воздействие на противника. Однако это привело к обратному эффекту: перехваченные сообщения лишь заставили Уайтворта ускорить приготовление к атаке. На следующий день “U 38” донесла о появлении в районе Вест-фьорда британских транспортов, державших курс на северо-восток. Так как в этом районе конвои не ходили, был сделан вывод о переброске под Нарвик британского десанта. Ввиду необходимости присутствия германских подводных лодок в Вогс-фьорде, туда были направлены “U 47”, “U 48” и “U 49” из состава 5-й группы. Одновременно “U 65” была послана в Намс-фьорд, а “U 52” - в Ромсдальс-фьорд, так как данные радиоразведки говорили о готовящейся там высадке.


U 20

Драматичные события 13 апреля в Уфут-фьорде не обошли стороной и подводные силы. Поднявшийся в воздух с “Уорспайта” разведывательный гидросамолет “Суордфиш” 700 й эскадрильи FAA заметил в Херьянгс-фьорде подводную лодку. Это была только что вступившая в строй “U 64” (капитан-лейтенант Вильгельм Шульц). Решение атаковать пришло почти мгновенно. Пилот Райс направил свой “Суордфиш” в пикирование и, когда машина находилась всего в 60 метрах над целью, сбросил две 100-фунтовые бомбы. Одна из них упала рядом с бортом “U 64”, зато другая угодила прямо в рубку. Подводная лодка затонула у самого берега, где глубина была небольшой, благодаря чему потери экипажа составили всего 8 человек. Остальные смогли выбраться с помощью прибора Дрегера (а один из подводников даже без него) и, несмотря на пребывание в ледяной воде, добраться до берега, где им помогли горные егеря. Впоследствии экипаж лодки вошел в состав полка морской пехоты, сформированного из экипажей погибших под Нарвиком кораблей. Подводники сражались в пешем строю, бок о бок с горными егерями генерала Дитля. Видимо, в память об этом, снова выйдя в море на новой субмарине, Шульц выбрал в качестве своего личного знака эдельвейс – эмблему германских горнострелковых частей.

В свой первый поход “U 64” вышла 6 апреля, сопровождая идущий в Атлантику вспомогательный крейсер “Орион”, и до своей гибели не успела нанести неприятелю никакого урона. Другие развернутые в данном районе немецкие подлодки также не смогли воспрепятствовать прорыву британской эскадры к Нарвику. Хотя “U 25” между 12 и 16 часами дважды пыталась нанести удар по британским эсминцам в Уфут-фьорде, оба раза их стремительные контратаки заставляли ее уходить на глубину не выпустив торпед.

Находившейся на позиции у Шетландских островов “U 37” корветтен-капитана Вернера Хартманна сопутствовал успех. Она покинула Вильгельмсхафен 30 марта, сопровождая вспомогательный крейсер “Атлантис”, и 10 апреля потопила севернее Фарерских островов сразу два судна – шведский танкер “Свеаборг” (9076 брт) и норвежский пароход “Тоска” (5128 брт). Перейдя затем на назначенную ей планом “Хартмут” позицию, 12 апреля северо-восточнее острова Анст “U 37” торпедировала британский пароход “Стэнклайфф” (4511 брт). Однако 13 апреля (ох уж это тринадцатое число!) удача отвернулась от Хартманна, когда он дал залп по двум крейсерам типа “Таун”. Ни одна из торпед не взорвалась. Повезло возвращавшимся после дозаправки крейсерам “Глэзгоу” и “Шеффилд”.


U 37

Кстати о везении. Если везучие корабли действительно есть, то британский “Уорспайт” наверняка заслужил право войти в их число. Только за первые две недели Норвежской кампании германские подводные лодки пытались атаковать линкор не менее пяти раз (!), но он оставался невредимым. О трех попытках в Уфут-фьорде сказано выше. 14 апреля, когда “Уорспайт” с двумя эсминцами возвращались после победы под Нарвиком, их обнаружила “U 25”. Выпущенные торпеды исчезли бесследно. Спустя каких-то пару часов в атаку вышел Шульце – обе торпеды не взорвались, а британские корабли спокойно проследовали мимо. Последнюю попытку предпринял Гюнтер Прин - речь об этом впереди…


линкор "Уоспайт"

После второго боя в Уфут-фьорде Руководство войной на море дало указание направить в Вест-фьорд все имеющиеся большие и средние подводные лодки, но Дёниц предложил не переразвертывать группы, находящиеся у Тронхейма, Олесунна и Ромсдальс-фьорда. В правильности этого решения пришлось убедиться уже на следующий день, когда союзники начали высадку в Намсусе и Ондальснесе. Но снова, несмотря на обилие целей, подводники не смогли добиться результатов.

14 апреля в районе Лофотенских островов из-за дефектов торпед провалилась атака “U 38” на крейсер “Саутхэмптон”. Днем позже неудачи постигли командиров еще трех подводных лодок: капитан-лейтенантов Вильгельма Ролльмана с “U 34”, Генриха Либе с “U 38” и Ганса-Геррита фон Штокхаузена с новейшей “U 65”. Ролльман доложил в штаб о безуспешной атаке эсминца типа “Трайбл” – одного из тех, что высаживали десант в Намсусе(см.ссылку №2). Остальным пришлось иметь дело с конвоем “NP 1” и его охранением. В первой половине дня Либе обнаружил и атаковал линкор “Вэлиэнт”. Позже фон Штокхаузен выпустил две торпеды по польскому транспорту “Баторий”. Обе атаки не увенчались успехом, конвой спокойно проследовал в Харстад. В довершение всего, у входа в Вогс-фьорд эсминцы “Фирлес” (коммандер Харкнесс) и “Брэйзен” (лейтенант-коммандер Калс-Сеймур) атаковали “U 49” и потопили ее. Вся команда во главе с капитан-лейтенантом Куртом фон Госслером попала в плен. Но перед этим англичане успели побывать на борту и захватить там карту с диспозицией всех германских субмарин, развернутых у норвежских берегов.


U 49

На штаб подводных сил обрушился поток сообщений о дефектах торпед. Первоначально причиной считали использование в торпедах магнитных взрывателей. Частые отказы электрических схем таких взрывателей были характерны не только для германского флота, немало намучились с ними и англичане, и американцы. Ситуация усугублялась условиями полярных широт, с их повышенным влиянием магнитного полюса. Был отдан приказ использовать только контактные взрыватели в надежде на их гораздо более высокую надежность. Однако и эти надежды исчезли 16 апреля, после получения донесения от “U 47”…

Капитан-лейтенант Гюнтер Прин, подводник-ас, получивший Рыцарский крест за знаменитый прорыв в Скапа-Флоу, вечером 15 апреля обнаружил в Бюгден-фьорде стоявшие на якоре британские транспорта. “Баторий”, “Монарх ов Бермуда” и “Рейна дель Пасифико” производили выгрузку войск. В 22:47 Прин выпустил из подводного положения с дистанции от 750 до 1500 метров четыре торпеды по компактному строю взаимно перекрывавших друг друга силуэтов транспортов и эсминцев. В данной ситуации промах практически исключался, но ни одна торпеда не взорвалась. Прин велел перезарядить аппараты, причем он сам и его первый вахтенный офицер лично контролировали установку глубины хода торпед – как и прежде от 4 до 5 метров. В 04:10 атака была повторена, теперь уже из надводного положения. Результатом был единственный взрыв, прогремевший в стороне, на скалистом берегу фьорда, и поднявший тревогу среди охранения. При отходе лодка выскочила на мель, англичане же начали обшаривать узкий мешок фьорда. Дав дифферент на нос, реверсируя дизелями и заставив экипаж раскачивать лодку, Прин сумел сняться с мели. Британский эсминец “сел на пятки” и атаковал глубинными бомбами, но “U 47” удалось оторваться и уйти. Однако правый дизель был серьезно поврежден. Ничего не оставалось, как идти домой.


U 38

Лихорадочный поиск выхода из создавшейся порочной ситуации ничего не дал. 17 апреля Дёниц отозвал лодки из фьордов, приказав им вновь использовать магнитные взрыватели, уже в открытом море. Бесполезность этого приказа стала очевидной уже на следующий день. “U 34” атаковала в районе Намсуса лакомую цель – “Рипалс”. Дефектные торпеды не позволили Ролльману одержать громкую победу. У Лофотенских островов “U 38” и “U 65” поочередно атаковали крейсера “Эффингем” и “Эмерод”, спешившие в Харстад. 19 апреля пришли очередные донесения о безуспешных атаках, имевших место в районе Намсуса. Утром “U 46” (капитан-лейтенант Герберт Золер), возвращавшаяся на базу с позиции под Нарвиком, выпустила торпеды по французскому лидеру “Майе Брезе” и подверглась при этом контратаке, а вечером “U 51” атаковала крейсер “Кэиро” из прикрытия конвоя “FP-1”. Во всех случаях корабли противника уходили невредимыми.


U 65

Неудачи, неудачи, неудачи! Последняя в тот день выпала на долю Прина. Он обнаружил “Уорспайт” в сопровождении двух эсминцев и атаковал его тремя торпедами с дистанции 900 метров. Единственным результатом стал взрыв одной из торпед в конце пробега, поднявший тревогу среди эсминцев. Те стали приближаться, заходя с разных курсовых углов, и поставили “U 47” в положение, которое Прин хладнокровно охарактеризовал как “порядком скверное”. Ожесточенная бомбежка едва не кончилась для лодки трагически. В результате, обнаружив на следующий день конвой, Прин решил ничего не предпринимать, отказавшись рисковать экипажем и кораблем ради еще одной бессмысленной атаки. При возвращении на базу он заявил, что не собирается больше воевать “этими деревянными болванками”.


U 47

Подводной лодкой, ни разу не пострадавшей от дефектных торпед, была “U 13” обер-лейтенанта Макса Шульте. Объясняется это тем, что позиция лодки находилась южнее других – в Пентленд-Фёрте. 17 апреля субмарина с “невезучим” номером потопила британский пароход “Суэйнби” (4935 брт), затем сходила в Берген на дозаправку и снова вернулась в район патрулирования, где оставалась до окончания срока автономности. Настойчивость и терпение подводников были вознаграждены: 28 апреля жертвой их торпед стал танкер “Скоттиш Америкэн” (6999 брт). Везение “тринадцатой” прекратилось уже в следующем месяце. Она вышла в очередной поход к берегам Англии и 31 мая погибла у Лоустофта от глубинных бомб шлюпа “Уэстон”.

19 апреля стало последним днем активной деятельности германских подводников. Раздосадованное неудачами, Руководство войной на море распорядилось отозвать подводные лодки с позиций. Тем не менее, атаки еще продолжались. 20 апреля “U 9” (обер-лейтенант Вольфганг Лют), обнаружив северо-восточнее Шетланд-ских островов три эсминца, среди которых выделялись два больших польских (это были “Гром”, “Блыскавица” и британский “Эскорт”), атаковала их. Торпеда взорвалась в 100 метрах от “Блыскавицы”. Море штормило, а поднявшийся столб воды полностью закрыл цель, что дало Люту повод доложить в штаб о потоплении эсминца. Поляки не могли объяснить причину взрыва, а о своей “гибели” узнали только из сообщения берлинского радио.
Наконец, 25 апреля “U 23” капитан-лейтенанта Гейнца Бедуна дважды безуспешно выпускала торпеды по тяжелому крейсеру “Йорк”. Это был последний случай использования торпедного оружия немецкими подводными лодками во время Норвежской кампании.


U 9

Неудачи сильно давили на психику подводников – элиты германского флота. “Люди теряли веру в торпеды”, - с горечью писал Дёниц. А результаты могли быть весьма солидными. “Даже придирчивый разбор атак установил, - продолжает бывший командующий подводными силами, - что если бы торпеды были исправны, мы имели бы попадания в следующих случаях: из четырех выстрелов по линейному кораблю – одно попадание; из 12 выстрелов по крейсерам – семь попаданий; из 10 выстрелов по эсминцам – семь попаданий; из пяти вы-стрелов по транспортам – пять попаданий… Если бы восемь торпед “U 47” не отказали, все дальнейшие действия англичан под Нарвиком выглядели бы совершенно иначе”.

Тревожные сигналы об отказах взрывателей немецкое командование получало и раньше. Начальник Торпедной инспекции вице-адмирал Фридрих Гёттинг обнаружил неисправность еще до войны и дважды докладывал об этом в ОКМ. Дёниц в ноябре 1939 года направил аналогичное донесение, указав, что минимум 30 процентов торпед – с браком. Поводом послужил случай, подробно описанный британским историком Дэвидом Мэйсоном в его работе “Германские подводные лодки”. 30 октября 1939 года капитан-лейтенант Вильгельм Цан на “U 56” атаковал британские линкоры “Нельсон” и “Родней”, а также линейный крейсер “Худ” в сопровождении 10 эсминцев. Смелая атака в условиях столь мощного эскорта легко могла закончиться гибелью лодки. Цан выпустил трехторпедный веер и даже слышал, как его торпеды ударились в борт “Нельсона”, но не взорвались. Это вызвало у Цана такое нервное потрясение, что на некоторое время он выбыл из строя, и его пришлось направить преподавателем в школу подводников. К концу Норвежской кампании торпедный кризис принял такой размах, что было заведено уголовное дело по расследованию его причин. “Козлами отпущения” сделали Институт торпедного оружия и его шефа контр-адмирала Оскара Вера.

Дефекты торпед привели в итоге к весьма парадоксальному результату - наиболее ценным вкладом подводных сил в операцию стали транспортные рейсы. После того, как союзные войска взяли Тронхейм в клещи, положение его гарнизона стало тяжелым. Требовались подкрепления, боеприпасы, топливо и продовольствие. Значительную помощь оказывала транспортная авиация, но полностью решить проблему она не могла.

О возможности использовать подводные лодки для доставки снабжения было заявлено еще 10 апреля (о чем свидетельствует запись в журнале боевых действий Руководства войной на море). Первыми отправились в Тронхейм “U 43” и “U 26”, принявшие по 12-20 тонн груза - легкого зенитного вооружения и боеприпасов. Попутно им ставилась задача прикрытия прибрежных конвоев от атак британского флота. По иронии судьбы, именно “U 26” добилась единственного успеха в норвежских водах, потопив 21 апреля в районе Ондальснеса британский транспорт “Седарбэнк” (5159 брт).


U 26

На совещании у фюрера 22 апреля поднимались вопросы о перевозке в Тронхейм подводными лодками топлива для самолетов, а также переброске артиллерии и боеприпасов для изолированной под Нарвиком группы генерала Дитля. Редер доложил, что к перевозкам горючего готовы три лодки, указав, что “U 101” могла бы принять 36 тонн, новая “U 122” - 90 тонн, а “U А” – даже 170 тонн. 27 апреля из Вильгельмсхафена вышла “U 32”, на которую за счет снятия части запасных торпед погрузили авиабомбы и авиационный бензин. За ней последовали “U А” и “U 101”. Все три благополучно достигли пункта назначения, хотя 2 мая “U 32” натолкнулась на британские эсминцы в районе Ромсдальс-фьорда и подверглась бомбежке. Однако уже в порту на “тридцать второй” произошла утечка паров бензина, едва не приведшая к гибели лодки, и Дёниц запретил дальнейшее использование ПЛ для перевозки горючего.

Всего в рамках операции германские подводные лодки совершили 8 транспортных рейсов:

“U 43” – 12-23 апреля;
“U 26” – 13-25 апреля;
“U 29” – 17-23 апреля;
“U 32” – 27 апреля – 13 мая;
“U A” – 27 апреля – 9 мая;
“U 101” – 29 апреля – 10 мая;
“U 122” – 16-19 мая;
и вновь “U 26” – 23-27 мая.


успех немецких подводников - транспорт “Седарбэнк”

В середине мая командование подводных сил высказалось за необходимость освободить от перевозок лодки VII серии, а более крупные использовать до тех пор, пока не восстановят железную дорогу до Тронхейма, на что требовалось около четырех недель. Из пяти лодок, дополнительно готовившихся к транспортным перевозкам, предлагалось задействовать только “U 123”, недавно вступившую в строй и не завершившую курс боевой подготовки, а остальные выпустить на атлантические коммуникации. Однако надобность в столь экзотическом использовании подводного флота, к явному удовлетворению Дёница, уже отпала.

Потери подводных лодок в ходе операции обычно определяются в пять единиц: помимо “U 49” и “U 64”, обстоятельства гибели которых описаны выше, погибли “U 1”, “U 22” и “U 50”, причем о причинах их гибели до сих пор можно говорить лишь с той или иной степенью вероятности. И это несмотря на то, что при выяснении обстоятельств гибели германских подводных лодок автором использовались самые современные источники(см. ссылку №3).

“Двадцать вторая” открыла собой этот траурный список. Она вышла в море 20 марта, направляясь на позицию, и больше на связь не выходила. Первоначально “U 22” относили на счет французской субмарины “Орфэ” (капитан-лейтенант Менье). 21 марта примерно в 70 милях юго-западнее мыса Линнеснес французы атаковали с дистанции 2500 метров двумя торпедами находившуюся на поверхности неприятельскую субмарину и доложили о победе. Но вскоре и немецкий штаб получил сообщение от “U 51”, что она была атакована подводной лодкой, но торпеды прошли мимо. Забавность ситуации заключается в том, что спустя ровно месяц – 21 апреля – “Орфэ” снова выпустила торпеду по подводной лодке, а “U 51” снова доложила, что была безуспешно атакована.


U A

Питер Кэмп и Кеннет Винн утверждают, что “U 22” погибла 25 апреля на мине в заливе Яммер-Бугт у северного побережья Дании (этого же мнения придерживаются отечественные авторы Л.М. Еремеев и А.П. Шергин). Против такой версии говорит то, что первоначально лодке был назначен район патрулирования восточнее Оркнейских островов, а 22 марта по радио направлен приказ следовать к Эгерсунну для защиты немецкого судоходства. Оба квадрата лежат далеко от датских берегов. Вызывает сомнения и сам факт подрыва на мине, так как ни одна из воюющих сторон до начала операции “Везерюбунг” мин в датских водах не ставила. Кроме того, германское командование объявило лодку погибшей еще 27 марта - за месяц до упомянутой даты.

Особо оригинальная мысль - о возможном столкновении “U 22” с польской подводной лодкой “Вилк” - проскальзывает в книге П. Шарпа. Абсурдность этого предположения очевидна, так как столкновение “Вилка” с чем-то (скорее всего, с голландской подлодкой “О-13”) имело место 20 июня 1940 года. Таким образом, исчерпывающего объяснения гибели “U 22” до сих пор нет. В наиболее, на взгляд автора, аргументированном источнике - работе А. Нистле “Потери германских подводных лодок в период Второй Мировой войны. Детали уничтожения” - она числится “пропавшей без вести в Северном море или Скагерраке”(см.ссылку №4).

Несколько похожа ситуация с двумя другими лодками. Виновником гибели “U 1” долгое время считалась британская субмарина “Порпёз”. Действительно, 16 апреля коммандер Робертс обнаружил вражескую подлодку на поверхности и выпустил шесть торпед. Лишь спустя полвека, сопоставив все имеющиеся донесения, авторитетнейший западногерманский исследователь Юрген Ровер пришел к выводу, что объектом атаки “Порпёз” была “U 3”, счастливо избежавшая попаданий.


U 1

На “U 50” претендуют сразу два британских корабля – эсминцы “Эмезон” и “Хироу”, якобы потопившие субмарину в районе Шетландских островов 10 апреля.

В действительности “U 1” покинула Вильгельмсхафен 4 апреля, в тот же день вернулась из-за технических неполадок, и после краткого ремонта снова вышла в море 6 апреля. “U 50” отправилась в поход из Киля 5 апреля. Лодки на связь больше не выходили и в район патрулирования не прибыли. Наиболее вероятная причина гибели обеих - подрыв на минах британского заграждения №7 севернее Терсхеллинга.

“Операция в Норвегии потребовала напряжения всех сил подводного флота, поэтому после ее окончания численность его значительно сократилась”, - подытожил Эбергард Годт, бывший начальник штаба BdU. Пребывание в тяжелых условиях северных вод заставило лодки по возвращении проводить массу времени у ремонтных стенок. Это не позволило им сразу переключиться на выполнение основной стратегической задачи – действия против британских конвоев в Атлантике. Успехи германского подводного флота за первое полугодие 1940 года выглядят след ...

Die uberwasserpiraten den Unterwasserpiraten Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 1 [только новые]


поручик Бруммель
администратор


Пост N: 227
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.10.06 15:16. Заголовок: Патянин С. "Код:"Хартмунд"


... ующим образом. В январе подводными лодками было потоплено 40 судов общей вместимостью 111 263 брт, в феврале - 45 судов (169 566 брт), в марте - 23 судна (62 781 брт), в апреле - 7 судов (32 467 брт), в мае - 13 судов (51 580 брт), в июне - 58 судов (284 113 брт). В период Норвежской кампании, особенно в апреле, потери союзного торгового тоннажа оказались на минимальной с начала войны отметке.

Сергей Патянин

(статья опубликована в журнале "Флотомастер" №1, 2001 год)
для оформления статьи использовались материалы автора и сайтов uboat.net, taucher.net и home.arcor.de


Ссылка №1 Реально в операции участвовало 32 подводные лодки. Анализ работы американского историка Клея Блэйра, наводит на мысль, что Дениц не учитывает “U 37” и “U 64”, первоначальной задачей которых было сопро-вождение вспомогательных крейсеров “Атлантис” и “Орион”, однако считает “U 44”, погибшую в марте, о чем он не знал и продолжал отдавать ей приказы.

Ссылка №2 13 апреля Ролльман добился сомнительного успеха, торпедировав в Скьёрн-фьорде близ Тронхейма нор-вежский минный заградитель “Фрейя”, затопленный на мелководье собственным экипажем. Хотя данная побе-да была ему засчитана (фигурирует она и в “Успехах подводных лодок стран Оси” Ю. Ровера), результат ее стал скорее отрицательным, поскольку лишил Кригсмарине ценного трофея.

Ссылка №3 Kemp P. U-Boats Destroyed. German Submarine Losses in World War II. – London, 1997; Niestle A. German U-Boat Losses during World War II. Details of Destruction. – Annapolis, 1998; Sharpe P. U-Boat Fact File 1939-1945. – Leichester, 1998; Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1. – London, 1997

Ссылка №4 Отсюда следует любопытный вывод. Так как “U 22” погибла до начала Норвежской операции и при действиях, не связанных с подготовкой к вторжению, можно считать, что немецкие потери в ходе нее ограничиваются четырьмя субмаринами




Приложение

Состав групп подводных лодок, развернутых по плану “Хартмут”

Группа I
Развернута в районе Нарвик - Харстад - Вест-фьорд - Вогс-фьорд
“U 25” (корветтен-капитан Шютце), “U 46” (капитан-лейтенант Золер), “U 51” (капитан-лейтенант Кнорр), “U 64” (капитан-лейтенант Шульц), “U 65” (капитан-лейтенант фон Штокхаузен).

Группа II
Развернута в районе Тронхейм - Намсус – Ромсдальс-фьорд
“U 30” (капитан-лейтенант Лемп), “U 34” (капитан-лейтенант Ролльман).

Группа III
Развернута в районе Берген - Олесунн – Шетландские о-ва
“U 9” (обер-лейтенант Лют), “U 14” (обер-лейтенант Вольфарт), “U 56” (обер-лейтенант Хармс), “U 60” (капитан-лейтенант Шеве), “U 62” (обер-лейтенант Михаловски).

Группа IV
Развернута в районе Ставангера
“U 1” (капитан-лейтенант Дееке), “U 4” (обер-лейтенант Хинш).

Группа V
Развернута в районе Шетландские о-ва – Вогс-фьорд - Тронхейм
“U 37” (корветтен-капитан Хартманн), “U 38” (капитан-лейтенант Либе), “U 47” (капитан-лейтенант Прин), “U 48” (капитан-лейтенант Шульце), “U 49” (капитан-лейтенант фон Госслер), “U 50” (капитан-лейтенант Бауэр), “U 52” (капитан-лейтенант Зальман).

Группа VI
Развернута в районе Пентленд-Фёрт - Оркнейские о-ва – Шетландские о-ва
“U 13” (обер-лейтенант Шульте), “U 57” (капитан-лейтенант Корт), “U 58” (капитан-лейтенант Куппиш), “U 59” (капитан-лейтенант Юрст).

Группа VII
Отозвана

Группа VIII
Развернута в районе Линнеснес - Эгерсунн
“U 2” (капитан-лейтенант Розенбаум), “U 3” (капитан-лейтенант Шрайбер), “U 5” (капитан-лейтенант Ле-ман-Вилленброк), “U 6” (обер-лейтенант Шнее).

Группа IX
Развернута в районе Шетландские о-ва - Берген
“U 7” (обер-лейтенант Реедер), “U 10” (обер-лейтенант Пройсс), “U 19” (капитан-лейтенант Шепке).

Выделены для транспортных рейсов в Тронхейм:
“U 26” (корветтен-капитан Фишер), “U 29” (капитан-лейтенант Шухарт), “U 32” (обер-лейтенант Йениш), “U 43” (капитан-лейтенант Амброзиус), “U 101” (капитан-лейтенант Фрауэнхайм), “U А” (капитан-лейтенант Кохауш).











Die uberwasserpiraten den Unterwasserpiraten Спасибо: 0 
Профиль
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 95 месте в рейтинге
Текстовая версия