Вопросы М.Э. Морозову. Господа! Если вы имеете вопросы, касающиеся действий нашего флота и авиации в ВОВ , то можете задать их персонально Мирославу Эдуардовичу вот здесь
А.В. пишет: Наши ВКРа в 1904-05 гг. могли потопить столько, сколько "Атлантису" с "Пингвином" не снилось, только война была не с той островной державой.
А воевали бы с другой их бы за пару недель вымели бы с океанских просторов. Особенно учитывая желание командиров ВКР действовать активно. И опять приходим к одному и тому же, прежде чем рассматривать возможность и эффективность крейсерской войны необходимо четко представлять нормативную базу этой самой войны, хотя бы в общем.
Сначала по Владивостокскому отряду. 11 февраля 1904 – 10 мая 1905 г. Не знаю, как таблица получится. Дата (н. стиля) Название судна Тоннаж, брт Хар-р груза Посл. плавание 11.02.04 г. Никаноура-Мару 1084 рис Саката-Хоккайдо 25.04.04 г. Гойо-Мару 601 стоял в Гензане 25.04.04 г. Хогинура-Мару 220 рыба 26.04.04 г. ВТР Кинсю-Мару 3967 войска Риген-Гензан 15.06.04 г. ВТР Идзуми-Мару 3229 пустой Ляодун.п-ов-Сасэбо 15.06.04 г. ВТР Хитати-Мару 6172 войска Хиросима-Такушан 15.06.04 г. Ансэй-Мару 105 рыба, рис Масикэ-Симоносеки 16.06.04 г. Allanton (англ.)* 4253 уголь Муроран-Сингапур 16.06.04 г. Хатиман-Мару 136 рыба, рис Онисика-Сасэбо 17.06.04 г. Сэйэй-Мару 69 19.06.04 г. Хакуцу-Мару 211 рыба о.Хоккайдо-Осака 30.06.04 г. Сэйхо-Мару 112 стоял в Гензане 30.06.04 г. Коун-Мару 360 стоял в Гензане 02.07.04 г. Cheltenham (англ.) 3741 лес Отару-Фузан 20.07.04 г. Такасима-Мару 318 20.07.04 г. Кихо-Мару 140 рыб. тук 20.07.04 г. Хокусэй-Мару 130 рыб. тук 22.07.04 г. Arabia (герм.)* 4438 разное Портленд-Иокогама 24.07.04 г. Knight Commander (англ.)4306 разное Шанхай-Иокогама 24.07.04 г. Дзисай-Мару 199 24.07.04 г. Фукусю-Мару 130 25.07.04 г. Thea (герм.) 1613 рыб. тук Отару-Тадоцу 25.07.04 г. Calchas (англ.)* 6748 разное Такома-Иокогама 08.05.05 г. Явата-Мару №3 рыба Окусири-Цуруга 08.05.05 г. Шх. 09.05.05 г. Яйя-Мару (?) 09.05.05 г. Сэнрио-Мару (?) 10.05.05 г. Койо-Мару (?) 10.05.05 г. Хокузэй-Мару (?)
* Захвачен, но потом отпущен по решению призового суда.
Теперь насчет грузов. По японцам мало инфы, кроме того, что Кинсю-Мару перевозил 77 рабочих (кули) и 9-ю роту 37-го пехотного полка (130 чел.), а Хитати-Мару - батальон 1-го резервного полка гвардии (из Хиросимы в Такушан). Число погибших на Хитати-Мару называется разное, но в депешах барона д'Анетана названо 635 солдат и офицеров, по которым бьла проведена торжественная похоронная церемония в Токио. На мелких пароходах и шхунах груз весь состоял, как правило, из риса и рыбы. Не бог весть какое стратегическое сырье.
По поводу самих транспортов: все принадлежали компании “Ниппон Юсен Кайса”, Кинсю-Мару (построен в Англии в 1891 г., 3967 рт, 13 узлов) Идзуми-Мару (построен в 1894 г. на заводе W.Dobson & Co в Ньюкасле, длина 100 м, ширина 12 м, осадка 5,7 м) Хитати-Мару (первое большое судно, построенное в 1897 г. судостроительной компанией “Mitsu-Bishis Dockyra & Engine Works Nagasaki”, стальной корпус и электрическое освещение всех внутренних помещений, машина с тройным расширением пара мощностью 549 н.л.с., длина 133,5 м, ширина 14,8 м, тоннаж брутто 6172 т, нетто 3827 т)
Описания Мейдзи об этом умалчивают. Наши участники боя также не упоминают о раненых на борту.
А Мейдзи и есть в принципе русский источник... Я выразился некорректно, в "Секретной истории" упоминаются больные. Транспорт шёл из б.Энтоа. Идзуми-Мару был расстрелян "Громобоем", он выполнил приказ остановиться только потеряв около 30 человек убитыми и ранеными. С корабля было снято около 100 человек (как больных так и здоровых), хотя упоминается, что были и те кто не захотел покинуть тонущее судно. А.В. пишет:
цитата:
По японцам мало инфы, кроме того
Садо вёз ж.д. батальон и контингент электриков в Дальний. Также, на нём и на Хитати было много припасов.
3 сентября 1904 г. "Расторопный" захватил шхуну "Сумиаги Мару". Есть какие-нибудь подробности?
Только из Лебедева. Вроде 3-хмачтовая, захвачена около Ляотешаня. Зато могу рассказать про "Hypsang" - там вроде тоже "Расторопный" отличился. Кстати, я как-то переписывался с японским адмиралом, он сказал, что в списке судов японского флота нет имен последних четырех шхун, потопленных Влад отрядом в 1905 г.
“Громобой” под командованием энергичного капитана 1-го ранга Н.Д. Дабича действовал намного успешнее. Преследуемое им судно – транспорт “Идзуми-Мару” (3229 брт), возвращавшийся во Внутреннее японское море, по одним сведениям, порожняком, по другим – с больными и ранеными с фронта, – поначалу также отказалось остановиться, но “Громобой” погнался за ним и открыл огонь. Транспорт остановился и сдался только после нескольких прямых попаданий снарядами, в результате которых было убито 7, ранено тяжело 12, легко 13 человек . Русские спасли 105 человек, в том числе храброго капитана Инодзи Хиго, после чего судно было потоплено с теми, кто отказался сдаться . “Идзуми-Мару” был построен в 1894 г. на заводе W.Dobson & Co в Ньюкасле. Принадлежал компании “Ниппон Юсен Кайса”. Длина 100 м, ширина 12 м, осадка 5,7 м . Для подбирания пленных с “Громобоя” был спущен баркас с офицером и 20-ю матросами. Эта спасательная операция была связана с немалым риском. “Человеколюбивое стремление спасти тонувших японцев потребовало много времени и могло поставить отряд в невыгодное положение, появись в это время неприятель... А между тем эта задержка благоприятно отозвалась на течении последующих событий: на стоявшие крейсера со стороны Японии шли два громадных транспорта”, командиры которых не ожидали встретить противника в нескольких десятках миль от главной базы японского военно-морского флота Сасебо. Если бы не случилась задержка с “Идзуми-Мару”, русские крейсера спустились бы далее на юг и, возможно, отряд пропустил бы эти цели . В роли новых жертв владивостокских крейсеров выступили транспорты “Садо-Мару” (6226 брт) и “Хитати-Мару” (6172 брт), которых японцы, по-видимому, просто не успели отозвать в порт, как этого требовал в своей радиограмме вице-адмирал Камимура. Оба судна, принадлежавшие, как и “Идзуми-Мару”, крупнейшей японской судоходной компании “Ниппон Юсен Кайса”, до войны входили в число 18 самых больших японских торговых пароходов . “Садо-Мару” перевозил из Удзина в Дальний железнодорожный батальон и инженеров-электриков, “Хитати-Мару” перевозил 1-й батальон 1-го резервного полка гвардии из Хиросимы в Та-Ку-Шан, где находилась база 1-й Гвардейской бригады и имел на борту, кроме 120 человек судового экипажа, еще 1095 солдат и офицеров и 320 лошадей. Оба транспорта также везли большое количество военных грузов. Стрельба “Громобоя” по “Идзуми-Мару” была хорошо слышна на “Цусиме” и на транспортах, но в это время пошел дождь и видимость настолько ухудшилась, что они ничего не могли видеть. Около 10 ч утра “Садо-Мару” и “Хитати-Мару” неожиданно оказались на виду у врага. Оба пытались повернуть обратно в Симоносекский пролив, но русские крейсера уже их преследовали. “Садо-Мару” остановился после двух предупредительных выстрелов с “Рюрика”. О его дальнейшей судьбе мы поговорим чуть позже, здесь же отметим, что для “Хитати-Мару” с гвардией на борту не могло быть и мысли о сдаче. Это было первое большое судно, построенное в 1897 г. судостроительной компанией “Mitsu-Bishis Dockyra & Eugine Works Nagasaki”. У него был стальной корпус и электрическое освещение всех внутренних помещений. Машина с тройным расширением пара имела мощность 549 н.л.с. Длина судна составляла 133,5 м, ширина 14,8 м, тоннаж брутто 6172 т, нетто 3827 т . Когда “Громобой” приблизился, транспорт повернул и направился обратно в порт под градом огня. Как вспоминали потом спасшиеся, “русские стали нас преследовать и открыли сильный огонь по нашей ватерлинии; в несколько минут вся палуба покрыта трупами и залита кровью, граната попала в машинное отделение...” По свидетельству одного из офицеров “Громобоя”, “громадный клуб белого пара, вырвавшийся из недр парохода и замедлившийся ход последнего возвестили, что снаряд удачно попал в котел” . Среди погибших в машинном отделении был британский старший механик Джеймс Грасс – один из иностранных офицеров, которые в то время составляли свыше трети командного состава японского торгового флота . Военный командир “Хитати-Мару” капитан 2-го ранга запаса Ямамура был также убит снарядом. Несмотря на то, что над “Громобоем” развевался набранный по международному своду сигнал “покиньте ваш корабль”, для каждого из восьмисот человек, находившихся на крейсере, было “понятно, что только ничтожная часть людей может спастись, да, наконец, еще ярче выступает мысль, что и нельзя допускать, чтобы эти люди спаслись, это ведь враги, японцы, они идут на поля Манчжурии, чтобы усилить свои силы, чтобы вступить в бой с родными русскими солдатами” . Поняв, что уйти невозможно, британский капитан Джон Кэмпбелл попытался таранить корму “Громобоя”, но был вскоре ранен. Рядом с ним на капитанском мостике был убит снарядом и штурман-англичанин С.Дж. Бишоп. По приказу капитана 1-го ранга Н.Д. Дабича “Громобой” прекратил артиллерийский огонь и выпустил торпеду из кормового аппарата левого борта, но она прошла около кормы транспорта. От вновь открытого огня из бортовых орудий пароход скоро загорелся как лист бумаги, к которому поднесли спичку. Правда, на время он получил короткую передышку, когда “Громобой” отвлек на себя появившийся из тумана крейсер “Цусима” (эскадра вице-адмирала Камимура в это время только выходила из своей базы). Погоня русского броненосного крейсера за более быстроходным японским кораблем не увенчалась успехом – “Цусима” снова скрылся, после чего командир “Громобоя” решил пойти на соединение с другими крейсерами отряда. По пути он встретил гибнущий “Хитати-Мару”. Палубы злополучного транспорта были усеяны телами погибших и раненых и охвачены огнем, вырывавшимся из кормового трюма, “корабль стал постепенно кормой погружаться...” Подчиняясь приказанию, отданному П.А. Безобразовым с подошедшей к месту трагедии “России”, “Громобой” вновь открыл артиллерийский огонь. Сознавая безнадежность положения, начальник японского военного эшелона командир 1-й гвардейской бригады полковник Сути торжественно разорвал полковое знамя и потом “с улыбкой на лице” совершил самоубийство. Его примеру последовали и все остальные офицеры. Выжившие солдаты, подчиняясь последнему приказу полковника, разделись и бросились в море, но из всех, кто находился на борту, спаслось не более 200 человек, в том числе только 133 солдата . Все они были подобраны японскими судами. Офицер “Громобоя” описывает эпизод, когда матросы пытались вытащить из воды японского солдата, плававшего рядом с бортом крейсера, однако тот отказался ухватиться за брошенный ему буек на шкерте и, по-видимому, утонул в лучших традициях японских военных периода 2-й мировой войны. Точное число погибших на транспорте “Хитати-Мару” до сих пор неизвестно, но, согласно одной из депеш бельгийского полномочного представителя в Японии барона Альберта д’Анетана, в Токио была проведена похоронная служба в память 635 солдат и офицеров японской гвардии, погибших в этой катастрофе . Вместе с людьми на морское дно отправились тяжелые осадные гаубицы, предназначавшиеся для использования против порт-артурских фортов . В течение трех месяцев японцы не могли найти замену этим орудиям, что стоило осадной армии генерала Ноги Марэсукэ трех кровавых штурмов Порт-Артура, когда пехота не имела достаточной артиллерийской поддержки . “С прибытием к японцам [в сентябре 1904 г.] 280-мм осадных гаубиц падение Порт-Артура стало только вопросом времени, – писали об этом эпизоде войны советские историки Б. Колчигин и Е. Разин. – Если бы первый эшелон этих гаубиц (18 орудий) не был потоплен Владивостокской эскадрой в июне, то осада значительно ускорилась бы. Но если бы Владивостокские крейсеры потопили и второй эшелон этих гаубиц, то, несомненно, что осада сильно замедлилась бы, а, возможно, и вообще окончилась бы неудачей”. Однако крейсера и так оказали большую услугу защитникам Порт-Артура, так как “если бы под Порт-Артуром были сразу применены 280-мм мортиры, его судьба решилась бы быстрее, чем это было в действительности” . Пока “Громобой” расправлялся с “Хитати-Мару”, “Рюрик” занимался вторым японским транспортом, “Садо-Мару”. Это судно было построено в 1898 г. в Белфасте на верфи судостроительной компании “Workman, Ceark & Co”. Длина 133,5 м, ширина 14,9 м, тоннаж брутто 6223 т, нетто 3858 т. Корпус стальной, освещение электрическое. Машина с тройным расширением пара в 554 н.л.с. Уничтожить этот пароход сразу было невозможно, так как экипаж не оказывал сопротивления, а на борту находилось большое число некомбатантов. Прежде чем потопить транспорт, на флагманской “России” подняли сигнал “оставить судно”, обещая взорвать его через 20 минут . Однако, как свидетельствует японский источник, этот приказ было очень трудно выполнить, так как “на судне было смятение” . По наблюдению с русских кораблей, это “смятение” выглядело скорее как “невообразимая паника”, во время которой сотни людей оказались за бортом еще не поврежденного судна, и десятки из них утонули . Тем не менее эвакуация команды и пассажиров “Садо-Мару” проводилась очень медленно. Между тем времени ждать уже не было. Как свидетельствовал радиоперехват, поблизости находились крупные силы противника. Эскадра вице-адмирала Камимура наконец-то вышла из базы на острове Цусима и не могла обнаружить русских только из-за внезапно начавшегося дождя, снизившего видимость до 3000 м. “Надо уходить, пока целы,” – думали на крейсерах . В конце концов, справедливо опасаясь быть обнаруженным превосходящими силами японского флота, начальник крейсерского отряда в 12 ч 30 мин отдал “Рюрику” категорическое приказание потопить “Садо-Мару”. Взяв в плен 30 человек, в числе которых были военный командир транспорта капитан-лейтенант Комаку и четыре англичанина (капитан судна Джордж Андерсон, старший помощник Дринг Джонс, старший механик Уильям Керр, механик Карминель Ангус Томас), “Рюрик” выпустил в транспорт две торпеды (по терминологии того времени, самодвижущиеся мины), которые попали в район машинного отделения с правого и левого бортов, после чего присоединился к отряду. Позже выяснилось, что “Садо-Мару” остался на плаву и был выброшен на скалы острова Окиносима. Позднее он был снят с камней, приведен в порт и отремонтирован. В качестве вспомогательного крейсера он даже принял участие в Цусимском сражении.
Пароход “Arabia”, захваченный 22 июля 1904 г., совершал рейс из Портленда (США в Йокогаму). Он принадлежал германской компании “Hambourg Americanische Packetfahrt Actien Gesellschaft” из Гамбурга, и был зафрахтован американской компанией “Portland Asiatic Steamship Company”. Капитаном был Иоганн Бале, команда состояла из немцев и китайцев. Груз состоял из 3171 т муки и 589 т других товаров, причем в Японию предназначались только 466 т муки и 542 т железнодорожного груза (котлы, платформы, колеса), а остальное направлялось транзитом в Гонконг. Пароход “Arabia” был остановлен крейсером “Громобой” и, так как часть груза была военной контрабандой, отправлен во Владивосток . Пароход “Knight Commander” (4306 рт), построен в Тарроу в 1898 г., приписан к порту Ливерпуль, капитан Дюран, владелец Роберт Лоу Гриншилдс из Ливерпуля. Судно вышло из Нью-Йорка (США), направлялось по маршруту Сингапур – Манила – Шанхай – Йокогама – Кобэ. На пути из Китая в Японию 11(24) июля 1904 г. оно было остановлено крейсером “Россия”. На борту было 4700 т разного груза (мостовые части, рельсы, сталь, гвозди, проволока и т.п.), документы на который капитан не предоставил. Малый запас угля на пароходе не позволял отвести его в ближайший российский порт. По приказу начальника отряда контр-адмирала К.П. Иессена судно после снятия команды было потоплено . Пароход “Calchas” (6748 рт), капитан Ханна, принадлежал английской “The Ocean Steamship Company”, шел из Такома (США) в Ливерпуль через Йокогаму, Кобэ и Гонконг. На борту находился разный груз, в том числе около 500 т для Японии (мука, хлопок). По судовым документам это должен был быть уже не первый заход “Calchas” в Японию. Пароход был остановлен недалеко от Токио крейсером “Громобой” 12(25) июля 1904 г. После досмотра он был направлен во Владивосток .
3(16) июля 1904 г. в Печелийском заливе вблизи Порт-Артура русский дозорный миноносец “Расторопный” (командир лейтенант В.И. Лепко) обнаружил огонь судна, которое не остановилось на предупредительные выстрелы и пыталось уйти от преследования. Пароход был взорван торпедой. Утонуло 2 чел., спасено 77, в том числе и капитан Роберт Брэдли. Судно оказалось пароходом английского Индо-Китайского общества “Hypsang” (вместимость 1040 т), груз медикаментов, бобов и бобовых консервов, адресованных в Гонконг и Кантон. Иск судовладельца о возмещении убытков в 43 тыс. ф.ст., предъявленный в 1907 г., был отклонен.
Уважаемый veter ! Ваш пост перенесен в раздел "Кораблестроение", поскольку заявленная в нем тема наиболее подходит под этот раздел. . Не стоит плодить одно и то же.
Психологическое воздействие было огромным. Кроме того Владивостокский крейсерсерский отряд уничтожил осадный парк генерала Ногии заставил японцев выставить против себя эскадру Камимуры. Единственный прокол с гибелью Рюрика. Здесь повторилась история с Блюхером.
По поводу "Cheltenham". Построен в 1901 г. фирмой Builder-William Dofford Sons, приписан к порту Лондон. Длина 103 м, ширина 14 м, углубление 7,2 м. Водоизмещение (?) - 2415 рег.т., в полном грузу 6120 т. 2 цилиндрических котла, трехцилиндровая ПМ компаунд в 1250 и.л.с. Владелец - Austin Friars Steam Shipping Company Ld в Лондоне. Капитан H. Brophy, 29 чел. команды (10 англичан, 16 немцев, 2 голландца и 1 француз). Известен маршрут: 5 дек 1903 - 10 янв 1904 - Барри-докс - Коломбо (груз угля), ? - 26 янв - Коломбо - Рангун (в балласте), 8 фев - 7 марта - Рангун - Йокогама (рис), все даты по н.ст. зафрахтован акционерным обществом Сеул-Фузанской железной дороги для грузоперевозок в Японском и Желтом морях, 18-23 марта - Йокогама - Отару (в балласте), 29 марта - 5 апреля - Отару - Чемульпо (груз леса), 19-24 апр - Чемульпо - Отару (балласт), 30 апр - 13 мая - Отару - Аомори - фузан - Чемульпо (лес), 20-22 мая - Чемульпо - Модзи (балласт), 23 мая - 6 июня - Модзи - Кобэ - Фузан - Чемульпо (лес, ж/д груз), 13-20 июня - в Отару (балласт), 28 июня 1904 г. вышел из Отару в Фузан груз: Для АО Сеул-Фузанской ж/д - 11735 мест досок, 3937 мест круглого толстого леса, 4800 мест квадратного леса, 15000 мест коротких шпал, 25006 мест шпал в 8 сяку, 3726 мест длинных шпал, 3706 мест мостовых перекладин (общая стоимость 56642 иены), кроме того, некоему Хагино адресовано 375 ящиков пива. 2 июля 1904 г. "Cheltenham" был задержан крейсером "Громобой" в Яп море в 36 гр 35 мин N, 131 гр 30 мин O, досмотровую партию возглавлял лейтенант Жерве. Приведен во Вл-к. 13 нояб 1904 г. Выс Приз суд в С-Пет рассмотрел иск судовладельцев, требовавших отпустить судно, так как оно везло хотя и контрабандный груз, но в нейтр страну, а ж/д - не военое, а коммерч предприятие. ВПС, однако, согласился с решением Влад Приз суда: 1. что более 1/2 груза сост контрабанда (ж/д - для военных целей), 2. что Корея занята яп войсками, и цар прав-во не признает ее независимой. Решение о конфискации оставлено без изменений.
Нет, машина была не компаунд, а тройного расширения.
Сорри. Здесь и в ряде других мест доверился Сборнику решений ВПС по делам РЯВ, там с английским правда проблемы, но проверять было лень. Спасибо за замечания.von Echenbach пишет:
цитата:
А нет ли у Вас неких материалов о действиях ВспКР в Инд. океане? Источники получения информации о п/х Малакка?
Такие данные приводились в Отчете ВКАМ о крейсерских операциях.
Хорошо, займусь на досуге, а то, по-моему, подробности таких дел раньше как-то были за кадром. Еще по Владивостокскому отряду у Егорьева что-то есть, а по остальным...
Отправлено: 02.02.09 22:44. Заголовок: Хотелось бы задать в..
Хотелось бы задать вопрос косвенно касающийся крейсерской войны.Есть ли у кого нибудь данные о поставках в Японию вооружения закупленного за границей(винтовки,патроны,пулемёты,орудия,снаряды,бронеплиты и т.д.)
Отправлено: 24.03.09 09:59. Заголовок: Eugen пишет: Хотело..
Eugen пишет:
цитата:
Хотелось бы задать вопрос косвенно касающийся крейсерской войны.Есть ли у кого нибудь данные о поставках в Японию вооружения закупленного за границей(винтовки,патроны,пулемёты,орудия,снаряды,бронеплиты и т.д.)
Винтовки, скорее всего, в Японию не поставлялись вовсе.
Япония смогла полностью обеспечить свою армию (и флот) отечественными винтовками начиная с 1875 года. Интересно, что уже про винтовку Мураты обр. 1875 года, которая являлась немного усовершенствованной винтовкой Маузера обр. 1871 года историком оружия В. Е. Маркевичем отмечается, что она «отделана значительно изящнее и несколько легче немецкой работы, что говорит о быстром росте в то время оружейной техники в Японии».
Также очень сомнительно, что ввозились и патроны калибра 6,5 мм к винтовке Арисака обр. 1897 года, т. к. похожие (но не точно такие же) патроны изготавливались в то время только в Италии.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет