От Саламина до Мидуэя. История войны на море
От Саламина до Мидуэя. История войны на море
Вопросы М.Э. Морозову. Господа! Если вы имеете вопросы, касающиеся действий нашего флота и авиации в ВОВ , то можете задать их персонально Мирославу Эдуардовичу вот здесь

АвторСообщение
поручик Бруммель
администратор


Пост N: 623
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.07.07 00:14. Заголовок: Морозов М. "Операция "Верп"


Мирослав Морозов

Операция "Верп"






Среди событий, оказавших влияние на ход боевых действий в Великой Отечественной войне на морских театрах, особую роль сыграл неудачный исход операции Черноморского флота на коммуникациях противника 6 октября 1943 г. Полное уничтожение вражеской авиацией отряда надводных кораблей, включавшего лидер «Харьков», эскадренные миноносцы «Способный» и «Беспощадный», произвело настолько шокирующее впечатление на высшее руководство Военно-Морского флота и Вооруженных сил, что последнее фактически запретило активное использование крупных надводных кораблей на всех театрах. В качестве основных причин катастрофы были признаны ошибки, допущенные при планировании операции, неправильные действия командира отряда кораблей капитана 2 ранга Г.П. Негоды, и, наконец, отсутствие надежного прикрытия с воздуха. Несмотря на то, что последняя причина считалась одной из главных, в публикациях позднейшего периода роль ВВС ЧФ в операции никак не освещалась. Все они базировались на документах эскадры и штаба ЧФ, составители которых, по понятным причинам, не знали или даже сознательно искажали ход боевых действий в воздухе. Попытка реально разобраться в данном вопросе, предпринята на основе предлагаемого вниманию читателей отчета.


ОТЧЕТ*
о боевых действий 1-й МТАД** ВВС ЧФ в операции Черноморского флота «Верп» 6.10.1943 г.


* Отчет подготовлен в штабе 1 МТАД в октябре 1943 г., отпечатан в двух экземплярах (№1 адресату, №2 – в дело) и зарегистрирован входящим документом в штабе ВВС ЧФ 22.12.1943 г. Резолюция командующего ВВС ЧФ генерал-лейтенанта авиации В.В. Ермаченкова на отчете отсутствует. ***

** От ВВС ЧФ к участию в операции «Верп» фактически оказались привлечены также самолеты 11-й штурмовой авиадивизии (47 ШАП и 9 ИАП), 4 ИАД (25 ИАП), 30 РАП и 119 МРАП, однако их привлечение изначально не планировалось и отчетов по операции они не представляли. *** (Здесь и далее знаками *** выделен текст комментариев М.Э. Морозова).



ПОСТАНОВКА БОЕВОЙ ЗАДАЧИ

5.10.43 года в 23.00 на КП дивизии для постановки задачи прибыл начальник оперативного отделения оперативного отдела штаба ВВС ЧФ майор Букреев, последний предложил для общей ориентировки опять копию с боевого распоряжения Командующего флотом за № оп-001392 от 5 октября 1943 года одновременно устно изложил решение Врид. командующего ВВС ЧФ для частей 1 МТАД, которое сводилось к нижеследующему:

а) Одним самолетом ИЛ-4 в 5.30 6.10.43 года произвести доразведку плавсредств на рейде и в порту Феодосия в интересах артстрельбы эсминцев, после чего приступить с 5.30 до 6.00 к корректировке.
б) Четырьмя самолетами ИЛ-4 в период с 5.30 до 6.00 подавлять огонь береговых артбатарей противника, расположенных на мысе Киик-Атлама, Коктебель, Феодосия и Сарыголь.
в) С 6.00 от точки Ш=44.51 с.ш./35.20 в.д. истребителями «Аэркобра» и «Киттихаук» оперативно подчиненной эскадрильи 7 ИАП 4 ИАД* прикрыть отход и переход эсминцев до 44.10 с.ш./38.00 в.д.

* В отчетных материалах штаба ЧФ указано, что флот обладал всего 6 истребителями данного типа, однако по данным на 15.10.1943 в 7 ИАП числилось 17 исправных и 1 неисправный «Киттихаук», не менее пяти самолетов данного типа имелось в 30 РАП. В течение октября ВВС ЧФ получили восемь Р-40, 1 был списан актом. На 1.11.1943 в ВВС ЧФ насчитывался 31 Р-40. ***

г) В 7.00 9 ПЕ-2 40 АП под прикрытием истребителей уничтожать плавсредства в порту Феодосия и сфотографировать результаты артстрельбы кораблей


РЕШЕНИЕ

На 6.10.43 г. авиадивизия имела следующий боевой состав на аэродроме Геленджик-2*:
5 ГАП** – 18 ИЛ-4, из них в строю – 8
11 ГИАП – 15 Аэрокобра, -//- - 8
36 МТАП – 8 Б-3 -//- - 5
36 МТАП – 4 А-20-Ж, из них в строю – 4
40 АП*** – 24 ПЕ-2 -//- - 14

* Следует отметить, что только 11 ГИАП в полном составе базировался на аэродром Геленджик. Для остальных частей основными аэродромами, где базировались их штабы, являлись: 5 ГАП – Гудауты (Грузия), 36 МТАП – Алахадзе (Грузия), 40 АП – Адлер. ***

** Здесь и далее под сокращением 5 ГАП подразумевается 5-й гвардейский минно-торпедный полк. ***

*** Здесь и далее под сокращением 40 АП подразумевается 40-й краснознаменный авиационный полк пикирующих бомбардировщиков. ***


Исходя из поставленной боевой задачи и боевого состава решение выразилось:
а) 1 ИЛ-4 5 ГАП доразведка плавсредств в порту Феодосия с 5.15 до 5.30 и с 5.30 до 6.00 корректировка артогня кораблей флота, Н*=2500 м, нагрузка 10 САБ-50**.

* Н – обозначение высоты, на которой выполняется боевая задача. ****

** САБ-50 – 50-кг «светящиеся» (осветительные) авиабомбы. ***


б) 2 ИЛ-4 5 ГАП подавление огня береговых артбатарей пр-ка, расположенных мыс Киик-Атлама, Коктебель в период артстрельбы кораблей с 5.30 до 6.00 Н=3500-4000 м, нагрузка по 10 ФАБ-100*.

* ФАБ-100 – 100-кг фугасные авиабомбы. ***

в) 2 Б-3 36 МТАП подавление огня береговых артбатарей пр-ка расположенных Сарыголь, Феодосия в период артстрельбы кораблей с 5.30 до 6.00 Н=3500-4000 м. Нагрузка по 8 ФАБ-100.
г) 4 «Киттихаук» 7 ИАП прикрытие кораблей флота на отходе и переходе с 6.00 до 8.00 от Феодосии до 44.26 с.ш./35.24 в.д. (начальная точка), Н=3000 м.
д) 2 «Киттихаук» 7 ИАП прикрытие кораблей флота на переходе с 8.00 до 10.00 от 44.26 с.ш./35.24 в.д. до 44.13 с.ш./36.32 в.д. Н=3000 м.
е) 2 «Аэрокобра» 11 ГИАП прикрытие кораблей флота на переходе от 44.13 с.ш./36.32 в.д. до 44.12 с.ш./37.08 в.д. в период с 10.00 до 11.00, Н=3000 м.
ж) 2 «Киттихаук» 7 ИАП прикрытие на переходе кораблей флота от 44.12 с.ш./37.08 в.д. до 44.11 с.ш./38.02 в.д. в период с 11.00 до 12.30 6.10.43 года.
з) 9 ПЕ-2 40 АП под прикрытие 6 «Аэрокобра» 11 ГИАП уничтожать плавсредства противника с пикирования на рейде и в порту Феодосия. 1 ПЕ-2 40 АП – фотографирование результатов артстрельбы кораблей. Время 7.00, Н=6000 м.

В 24.00 было отдано предварительное распоряжение частям о бомбовой зарядке самолетов и окончательном приготовлении их к вылету. Было указано время бомбардировочных ударов.



Ил-4 5-го гмтап ВВС ЧФ


ПОДГОТОВКА К ОПЕРАЦИИ И ОТРАБОТКА ОПЕРАТИВНО-БОЕВЫХ ДОКУМЕНТОВ.

Ввиду того, что боевая задача сверху была поставлена слишком поздно* и времени для отработки всех требуемых документов было недостаточно, основным документом явилась плановая таблица боевых действий, по которой в 01.30 и была поставлена боевая задача частям.

* Необходимо отметить, что 1-й дивизион эсминцев перешел из Батуми в Туапсе утром 4.10.1943, т.е. указание на развертывание в соответствии с планом операции было отдано не позже вечера 3.10.1943, однако до штаба авиасоединения боевая задача была доведена лишь спустя двое суток. ***

В 03.20 от ВВС ЧФ получено приказание - бомбардировщиков, назначенных для подавления артбатарей в Феодосия, перенацелить на подавление батарей в Киик-Аталма. Корабли прикрывать тремя сменами самолетов «Киттихаук».


ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАЧИ.

1. ИЛ-4, летчик – старший лейтенант Киценко, штурман – старший лейтенант Копенко, имел задачу разведки цели с применением САБ и корректировки артогня кораблей флота. Вылет 04.00, посадка 06.50. Над целью были с 5.10 до 6. 05. Задача полностью не выполнена. За 30 мин до начала стрельбы, т.е. в 4.45 начали вызывать корабли, последние не отвечали. При подходе к цели обнаружили неисправность передатчика, который с 5.05 до 5.40 не работал. В 5.40 неисправность была устранена. На вызов самолетом кораблей, вновь последние не отвечали. Работу самолета-корректировщика слышали самолеты МБР-2, дублировавшие работу корректировщика ИЛ-4.

В 5.20, Н=2600 м, БК=10, сброшено 10 САБ-100-55 с целью освещения рейда порта. Плавсредств на рейде не наблюдали. Корабли артстрельбу начали в 5.20, прекратили огонь в 5.55-6.00. Разрывы снарядов* отмечал, преимущественно, в р-не ж.д. путей, северо-западнее широкого мола и у вокзала.

* Реально, встретив противодействие торпедных катеров и береговых батарей, командир отряда Г.П. Негода от обстрела Феодосии отказался. То, что летчик принял за разрывы снарядов, по всей вероятности являлось вспышками при выстрелах береговых батарей или результатом бомбардировки ИЛ-4 капитана Лобанова. ***

1 ИЛ-4, летчик – гвардии капитан Лобанов, штурман – гвардии младший лейтенант Басалкевич, имел задачу – подавление огня береговых артбатарей Киик-Атлама, Коктебель. Взлет 4.00, посадка – 6.45. В период 05.36-05-48 произведен бомбоудар с двух заходов, Н=4000 м, БК=235, 110 по артбатарее Киик-Атлама. Сброшено 6 ФАБ-100 и с одного захода Н=4000 м. БК-240 по артбатарее Коктебель, сброшено 6 ФАБ-100. Разрывы бобр наблюдали в расположении батарей. Батарея в Киик-Атлама вела слабый огонь, но не прекращала его; батарея в Коктебель огонь вела интенсивно, после попадания бомб огня не прекращала.

1 ИЛ-4 летчик - гвардии лейтенант Ковтун, штурман – гвардии младший лейтенант Прокопчук, имел задачу – подавление береговых артбатарей в Киик-Атлама и Коктебель. Взлет 4.02, посадка – 6.58. В период 5.38 – 5.52 произвел бомбоудар с двух заходов по артбатарее Киик-Атлама, Н=4000 м. БК=220 и 235. Сброшено 5 ФАБ-100. Разрывы наблюдали в расположении батареи. На втором заходе экипаж заметил интенсивно стреляющую артбатарею по нашим кораблям из района Коктебель. По обнаружении батареи, с двух заходов, Н=4000 м. БК=315, 230, сбросил 5 ФАБ-100. Разрывы наблюдал в расположении батареи. После второго захода батарея огонь прекратила и до ухода самолетов не стреляла.
Противодействие: огонь за м. Киик-Атлама до 2-х батарей. На Н=2000 м светил фарой истребитель, атак не производил. Из порта Феодосия освещал 1 прожектор, огонь 1 батареи 3А; Сарыголь – огонь 1 батареи 3А.

Разведданные: визуальным наблюдением установлено западнее Киик-Атлама 2,5-3 км батарея БО двухорудийного состава. В р-не Коктебель батарея БО 4-орудийного состава.

2 Б-3, ведущий – капитан Илюшкин, штурман – младший лейтенант Гапенко, имели задачу подавлять огонь береговой артиллерии Сарнголь-Киик-Атлама. Взлет 4.45, посадка – 6.47.

В период 5.30-6.00, Н=3500 м. БК=90, 120, 170, индивидуально, одиночными бомбами сброшено 16 ФАБ-100 по береговым батареям Сарыголь и Киик-Атлама. Капитан Илюшкин сбросил 8 ФАБ-100 по батареи Сарыголь, младший лейтенант Гайнутдинов – по батарее Киик-Атлама. Разрыв бомб наблюдали в районе вспышек артстрельбы. После третьего захода батарея Сарыголь стрельбу прекратила.

Противодействие: огонь за двух батарей из Киик-Атлама и двух батарей из Феодосия. Снаряды рвались снизу слева 120 м.

Разведданные: 6.40 в порт Киик-Атлама входили два ТК ТК. РПК пользовались оба экипажа. Передано две радиограммы, обе приняты.

Погода: по маршруту и в районе цели – ясно.

3 «Киттихаук», ведущий капитан Томашевский, имели задачу прикрытия кораблей на отдыхе от цели. Взлет 5.30, посадка – 9.20. Начало прикрытия 6.05.

В 6.05 20 км южнее м. Киик-Атлама произошла встреча ЭМ ЭМ, идущих курсом 75. В 7.15 к ЭМЭМ подошел ЛД «Харьков». Высота прикрытия 3000 м. В 8.15 Н=3000 м обнаружен самолет пр-ка «Гамбург-140», пытавшийся в лоб атаковать корабль, снизившись до Н=50 м, звеном атаковали «ГА-140». После атаки самолет пр-ка загорелся, отвернул по направлению в открытое море. В 8.17 в 12 км по курсу кораблей горящим произвел посадку*. В момент посадки на воду «Га-140», курс кораблей был 75. В 8.20 прикрытие прекратили.

* Истребителями была сбита летающая лодка «Блом унд Фосс» BV-138 принадлежавшая 1-й эскадрилье 125-й морской разведывательной группы (1./SAG 125), бортовой код 7R+HH, заводской номер WNr 130110. Весь ее экипаж – 5 человек – по немецким данным пропал без вести. ***

«Киттихаук», летчик старший лейтенант Заболотный, из-за недостатка горючего произвел посадку на берегу лимана Витязевский на фюзеляж. Летчик здоров.
«Киттихаук», летчик – лейтенант Макаренко, по той же причине произвел посадку на воду в 400 м от Южная Озерейка. Летчик ранен. Сменяющей группы не встречали.

В 5.40 от ВВС ЧФ получено сообщение об обнаружении кораблей самолетами противника и было приказано привести в немедленную готовность все истребители, которые выслать для прикрытия по вызову.

По данному приказанию Командиром дивизии было принято решение и доложено ВВС ЧФ. При создавшейся обстановке для наших кораблей и наличия малого количества истребителей – целесообразно 9 ПЕ-2 на бомбоудар не посылать, а всех истребителей посадить в готовность к обороне кораблей.

Решение командира дивизии утверждено не было и приказано выполнять задачу по плану.
9 ПЕ-2 ведущий – капитан Егоров, штурман – капитан Мозжухин, под прикрытием 6 «Аэрокобра» (ведущий – гвардии майор Карасев) имели задачу уничтожения плавсредств в порту и на рейде Феодосия. Взлет 6.15 посадка – 7.55.

В 7.15 нанесли удар с пикирования по плавсредствам на внешнем рейде порта Феодосия. Н=ввода – 4000 м. Н=сбр.=3000 м. Н=высота – 2000 м. БК=180, сброшено 16 ФАБ-250, 20 ФАБ-100. Результат фотографировали. По данным дешифрирования зафиксировано 25 разрывов из 36. Разрывы бомб 6 самолетов в районе плавсредств на внешнем рейде и по Широкому молу. Разрыв 1 ФАБ-250 в 5 м от борта транспорта водоизмещением 2000 т, стоящему 400 м севернее основания Широкого мола. Транспорт поврежден. На молу, в районе расположения боезапас батареи. Батарея, выведенная из строя, огонь прекратила. Наблюдали прямое попадание в сухогрузную баржу, которая взорвалась*.

* По данным, зафиксированным в журнале боевых действий немецкого «Адмирала Черного моря» ни артиллерийский обстрел Ялты лидером «Харьков», ни бомбардировки береговых батарей и порта Феодосия никаких потерь противнику не причинили. ***



Истребители Р-40 7-го иап ВВС ЧФ, 1944 г


Разведданные: На внешнем рейде Феодосия до 10 единиц (баржи, буксиры) рассредоточены. 7.16 Ш=45.00. Д=35.45 караван до 20 единиц под прикрытием 2 МЕ-110 шел курсом на Феодосию.

Противодействие: сильный огонь 3А и автоматов. Истребители прикрывали отлично.
1 ПЕ-2, летчик – капитан Панков, штурман – старший лейтенант Васютин, имел задачу фотографирование результатов бомбоудара по плавсредствам в порту Феодосия. Вылет в 6.30, посадка – 7.56. В 7.05, Н=4500 м, экипаж визуально наблюдал на внешнем рейде 4 сухогрузные баржи, 4 БДБ. В порту и на внутреннем рейде плавсредств не обнаружили из-за сильной дымки. В конце Широкого мола наблюдал большой пожар – результат бомбоудара 9 ПЕ-2. Наблюдал разрывы бомб в районе расположения на внешнем рейде сухогрузных барж. Прямых попаданий не было. Фотографировал. Данные дешифрования подтверждают показание экипажей.

Противодействие: огонь 3А трех батарей, расположенных на южной окраине Феодосия, 2 зенбатарей на м. Киик-Атлама и 1 батареи Сарыголь.
В 7.20 3 «Киттихаук», ведущий – лейтенант Бочаров, имели задачу смены предыдущей группы и прикрытия кораблей на переходе. В 7.25 лейтенант Бочаров обнаружил в кабине течь масла, в 7.35 произвел посадку. Лейтенант Степанов продолжал полет в паре с младшим лейтенантом Черкашиным. В 8.15 обнаружил три корабля к югу 80 км между Феодосия и м. Чауда, курсом 70. При подходе к кораблям, летчик Степанов получил запрос с корабля «Аист, что за дым впереди», на что ответил – «догорает Гамбург-140». В 8.30 корабли подошли к горящему самолету противника, встали в круг и стали подбирать экипаж ГА-140. В 8.20 над кораблями на большой высоте, параллельно их курсу, шли 2 Ю-88, предположительно, разведчики, наводящие бомбардировщиков, т.к. в 8.37 со стороны Керчь появились 8 Ю-87 под прикрытием двух ФВ-190 и 2 МЕ-109. 2 МЕ-109, прикрывающие бомбардировщиков пытались атаковать сверху в хвост самолет лейтенанта Степанова, который контратакой снизу вверх под ракурсом 2/4 атаковал ведомого МЕ-109 и сбил его. Самолеты Ю-87 с Н=3000 м начали пикировать на корабли поодиночно. В момент пикирования, ведомый – младший лейтенант Черкашин, предупрежденный Степановым о самолетах противника, атаковал ведущего Ю-87. На пикировании сверху дал длинную очередь из всего вооружения, самолет противника задымил и не выходя из пике упал в море в непосредственной близости к кораблям. В период воздушного боя Ю-87 продолжали пикировать. В результате налета самолетов противника отмечено одно прямое попадание по кораблю, предположительно, в машинное отделение, т.к. корабль потерял ход и был взят на буксир вторым кораблем*.

* В результате налета лидер «Харьков» получил три прямых попадания 250-кг авиабомбами и временно потерял ход. ***

Бомбардировочная группа противника с прикрытием после бомбоудара бреющим полетом ушла в сторону берега. В 9.18 появился 1 МЕ-110, который пытался атаковать корабль, но был отогнан самолетами прикрытия. Окончили прикрытие кораблей в 10.10. Посадка – 10.45. При отходе от кораблей видели приход 2 «Аэрокобра» для смены.

2 «Аэрокобра», ведущий – гвардии старший лейтенант Стариков, имели задачу смены двух «Киттихаук» для прикрытия кораблей на переходе. Вылет 9.20.

При подходе к объекту прикрытия на Н=3000 м ведущий принял от прикрывающей группы «Киттихаук» радио – «Над целью МЕ-109 и юнкерсы». Набрав Н=5500 м, в 9.50 обнаружили три корабля, начали прикрытие.

В 9.55 со стороны Керчь увидели на Н=5000 м 1 Ю-88, который шел по направлению к кораблям. Ведущий – старший лейтенант Стариков принял решение атаковать его и пошел на перерез курса. Сблизившись на дистанцию 15 м сзади в хвост, вместе с ведомым, вел огонь по самолету противника из всего вооружения. Самолет противника загорелся, перешел в отвесное пике и упал в море в 10.15. Стрелок с Ю-88 дал всего одну очередь в начале атаки.

В момент прикрытия кораблей, летчики «Аэрокобра» наблюдали три корабля, один из них был на буксире. Больше встреч с противником не было. Окончили прикрытие в 11.01. Посадка в 11.35.

2 А-20-Ж, ведущий – капитан Протас*, штурман – старший лейтенант Ткаченко, имели задачу прикрыть корабли от возможного налета торпедоносцев от Ш=44_25, Д=35_45, в течение двух часов. Взлет 10.37, посадка – 13.47.

* Капитан Протас Михаил Иванович – согласно официальной версии 21.9.1944 торпедоносец-«охотник», пилотируемый капитаном М.И. Протасом потопил по ошибке подводную лодку «Щ-402» Северного флота (с июня 1944 г. 36 МТАП действовал в составе ВВС СФ). 27.9.1944 А-20, пилотируемый Тарасом сбит огнем зенитной артиллерии при ударе по порту Вадсё, пилот попал в плен. В мае 1945 г. освобожден американцами и передан советской стороне. В апреле 1946 г. исключен из партии и вскоре уволен из рядов ВМФ. ***

В 11.31 Н=400-600 м Ш=44_25, Д=35_54, встретили 3 ЭМ ЭМ без движения, направление – 90. ЛД «Харьков» был на буксире у ЭМ типа «С» ЭМ типа «Б» стоял впереди по курсу в 200-300 м. На Н=4000 м ходили 2 «Аэрокобра», которые через 15 мин, т.е. 11.46 ушли.

В 11.50 6 Ю-87 с пикирования атаковали наши ЭМ ЭМ, 3 Ю-87 атаковали ЛД «Харьков» с буксирующим его ЭМ. Разрывы бомб наблюдали в 5-15 м. Прямых попаданий не было. Три Ю-87 атаковали впереди идущий ЭМ типа «Б». Наблюдали прямое попадание в ЭМ, на котором возник пожар с густым черным дымом. Через 15-20 мин пожар был ликвидирован и ЭМ остался на месте*.

* По данным из отчетных документов эскадры во 2-м налете принимало участие 14 пикирующих бомбардировщиков, два из которых атаковали поврежденный «Харьков» и буксировавший его ЭМ «Способный», а 10-12 – ЭМ «Беспощадный», на котором находился командир отряда. В результате удара «Беспощадный» получил одно прямое попадание 250-кг бомбы, а также дополнительные повреждения в результате близкого разрыва другой. ЭМ «Способный» тоже пострадал в результате близких разрывов и принял до 9 тонн воды через разошедшиеся швы в правом борту кормовой части. ***



Эсминец "Беспощадный"


При выходе из пикирования самолета противника, капитан Протас атаковал последнего из передних пулеметов. Атака безрезультатна. В 13.14 закончили прикрытие, ушли на аэродром. Корабли оставались без хода.

2 «Аэрокобра», ведущий – гвардии старший лейтенант Вотолкин, имели задачу сменить предыдущую группу и продолжать прикрытие кораблей на переходе. Вылет 9.55.

В 10.30 придя в предполагаемый район местонахождения кораблей, последних не обнаружили, возвратились на свой аэродром. Посадка в 10.56. Причина необнаружения объектов прикрытия – отсутствие точных данных о месте нахождения от самих кораблей и от предыдущей смены самолетов прикрытия.

2 «Аэрокобра», ведущий майор Карасев, имели задачу прикрытия кораблей. вылет 10.41. Придя в предполагаемый район местонахождения кораблей, их не обнаружили и в 12.55 произвели посадку на своем аэродроме. Причина необнаружения – вышли южнее предполагаемой точки встречи с кораблями, где производили поиск.

Погода: ясно, густая дымка.

4 «Киттихаук», ведущий капитан Томашевский, имели задачу прикрытия наших кораблей на переходе. Взлет 11.45. Встреча с кораблями произошла в 12.21. Один из кораблей держал на буксире второго, третий корабль стоял в стороне. Барраж несли на Н=3000 м. За время барража встреч с противником не было. Начало прикрытия 12.21, конец – 13.41. Посадку произвели в 14.10.

2 «Аэрокобра», ведущий – старший лейтенант Зюзин, в 13.10 вылетели на смену предыдущей группе «Киттихаук», для прикрытия кораблей.
В 13.40 Н=3000 м встретили 3 корабля, которые прикрывались в это время четырьмя ЯК-1 и четырьмя ИЛ-2. Позже подошли 2 А-20-Ж.
В 14.40 4 ЯК-1 и 4 ИЛ-2 ушли на базу. Прикрывать остались 3 «Аэрокобра» на Н=3000 м и 2 А-20-Ж*.

* Тем самым подтверждаются германские данные об отсутствии ударов по кораблям между 11.50 и 14.42. По отчетным данным эскадры в 14.10 отряд подвергся очередному налету пикирующих бомбардировщиков, в результате которого «Беспощадный» получил фатальные повреждения и в 14.25 затонул. Реально это событие произошло примерно на полчаса позже. ***

В 14.42 со стороны Керчь на Н-2800 м подошли к кораблям 18 Ю-87 (двумя девятками) под прикрытием 11 МЕ-109 и двух Ю-88.
3 «Аэрокобра» атаковали одну девятку Ю-87. В момент атаки Ю-87, МЕ-109 пошли в атаку на «Аэрокобра». Летчик Зюзин на развороте зашел 1 МЕ-109 в хвост и с дистанции 100-150 м сделал две атаки. МЕ-109 задымил и резко подошел к воде, где и произвел посадку. На выходе из атаки справа увидели 2 Ю-88, которых атаковали на преследовании*.

* Кроме того, в этом же воздушном бою принимали участие три прибывших для прикрытия кораблей Як-1 9 ИАП 11 ШАД. В соответствии с донесением летчиков в воздушном ударе принимали участие 15 Ju-87, 6 Bf-109 и 6 Bf-110. В результате боя пилоты 9 ИАП доложили о сбитии трех Ju-87 и повреждении одного Bf-110 без потерь со своей стороны. ***

Наблюдая за бомбоударом по нашим кораблям, летчики не видели прямых попаданий в корабли. Корабли от бомбоударов в это время повреждений не имели*. В 14.53 самолеты противника от прикрываемого объекта ушли в направлении на Керчь.

* Реально третий налет имел наиболее тяжелые последствия для отряда: «Харьков» начал тонуть в результате двух прямых попаданий и нескольких близких разрывов, «Беспощадный» после четырех прямых попаданий переломился пополам и спустя 12 минут окончательно затонул. Вблизи «Способного» взорвалось две авиабомбы и он лишился хода на 30-40 минут. ***

Начало прикрытия в 14.40*, конец в 14.55. При уходе самолетов корабли стояли на месте.

* Опечатка: начало прикрытия в 13.40. ***

2 А-20-Ж, ведущий – гвардии подполковник Ефремов, штурман – майор Шулин, имели задачу прикрытия 3 ЭМ ЭМ Ш=44_20 Д=36_00. Вылет в 13.10, посадка – 15.30.

В 13.40 с двумя «Аэрокобра» Н=400-600 м Ш=44_20 Д=36_00 встретили 3 ЭМ ЭМ в кильватере, курс – 110, ход – 5 узлов. Один ЭМ на буксире вел ЛД «Харьков», потом оставил его и взял на буксир ЭМ*. В 14.42 Н=1500-2000 м 4 ЯК-1 и 2 ИЛ-2 и на Н=100-1500 м два ИЛ-2 ходили над кораблями.

* Около 14.00 «Харьков» смог дать ход, после чего, по приказу командира отряда, «Способный» приступил к буксировке «Беспощадного». ***

В 14.45 9 Ю-87 с пикирования под прикрытием 9 МЕ-109 атаковали ЛД «Харьков» и два ЭМ ЭМ. Н=ввода=3000 м. Н=вывода из пикирования =1500 м. Разрывами бомб корабли были накрыты, но прямых попаданий не было. После атаки подполковник Ефремов снизился на 200 м корабли стояли в прежнем положении. Взрывов и пожаров на кораблях не было. Воздушного боя не наблюдали. Самолеты А-20-Ж огня не вели, т.к. самолеты противника были выше их. В 14.55 прикрытие прекратили. РПК не пользовались. Передано три радиограммы, получено три квитанции.

2 «Аэрокобра», (ведущий – гвардии лейтенант Трофимов) и 2 «Киттихаук» (ведущий – лейтенант Хорьков) имели задачу прикрытия кораблей. Вылет 14.25.

В 14.56, Н=3000 м в кв. 1578 обнаружено два корабля, один из низ без хода, второй – на малом ходу. Барражируя над кораблями летчики наблюдали как один из двух кораблей в 15.30 затонул*. За время барража над кораблями встреч с противником не было.

* Таким образом, к моменту прибытия пар Трофимова и Хорькова, т.е. к 14.56 «Беспощадный» затонул. Кораблем, погибшим в 15.30, являлся лидер «Харьков». ***



Группа Ju-87D летит на бомбежку


В 16.20 окончив барраж, ушли на свой аэродром. Один корабль оставался на месте без движения. Посадка – 16.48.

1 ПЕ-2 (летчик – капитан Кирсанов, штурман – старший лейтенант Тапля) имел задачу в качестве истребителя прикрывать корабли в море. Взлет 14.35, посадка – 16.03.

В 15.12, Н=2000-2500 м. Ш=44_25 Д=35_55 встретили лидер «Харьков» и эсминец типа «Б».
В 15.30 Н=2500 м наблюдали лидер «Харьков» тонущим. Личный состав лидера был подобран эсминцем, над которым ходили 8 ЯК-1, 2 А-20-Ж и 2 МБР-2. На месте потопления образовалось большое масляное пятно.
В 15.55* из Цемесской бухты вышли 8 ТК ТК, 3 СК СК курсом 270_. Уход от кораблей в 16.13. Посадка в 16.55. Встреч с противником не было. В 15.58 видели подошедшие 2 А-20-Ж.

* Здесь в отчете пропущена фраза о вылете еще одного ПЕ-2 с целью истребительного прикрытия отряда. ***

2 А-20-Ж (ведущий – капитан Протас, штурман – старший лейтенант Ткаченко) имели задачу прикрыть свои корабли Ш=44_21 Д=36_02. Взлет 15.23, посадка – 18.15.

В 15.58, Н=200-600 м. Ш=44_21 Д=36_02 встретили 1 ЭМ типа «С» подбирающего плавающих людей.
В 16.45 ЭМ перешел Ш=44_25 Д=35_56 где также подбирал людей; над кораблем ходили 2 МБР-2. Через 15 минут пришли еще 2 МБР-2 и появилось 2 истребителя, которые вначале были обстреляны огнем 3А с корабля.

Через 10 мин после встречи самолетов с кораблем заметили истребитель (неопознанного типа) на бреющем полете. Капитан Протас с дистанции 800 с атаковал его огнем передних пулеметов, после чего самолет не появлялся. наблюдение вели до 17.40. Корабль продолжал подбирать людей.
РПК не пользовались. Передано 3 радиограммы, все приняты.

2 ПЕ-2 (ведущий – капитан Гнедой, штурман – капитан Малый) имели задачу в качестве истребителей прикрывать корабли. Взлет – 15.25, посадка – 18.05.

В 15.45, Н=2000-2500 м. Ш=44_25 Д=35_55 встретили ЭМ, стоявший на месте, над которым ходили 2 ЯК-1, 3 МБР-2, 2 Б-3 и в 16.00 пришли 2 «Аэрокобра» и 2 «Киттихаук». Вокруг ЭМ масляное пятно и 4 шлюпки.

2 «Аэрокобра» (ведущий – гвардии старший лейтенант Наржимский) 2 «Киттихаук» (ведущий – лейтенант Черкашин) имели задачу прикрытия корабля. Взлет 15.45.

В 16.15 с Н=2000 м в кв. 1578 встретили один корабль вначале без хода, затем циркулировал на малом ходу.
В 18.15 на Н=3000 м над кораблем появилось 25 Ю-87*. Стр ...

Die uberwasserpiraten den Unterwasserpiraten Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 1 [только новые]


поручик Бруммель
администратор


Пост N: 623
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.07.07 00:14. Заголовок: Морозов М. "Операция "Верп"


... ой самолетов противника напоминал разрозненные группы в 3-4 самолета в пеленге. Самолеты противника схода начали пикировать по прикрываемому объекту. Н=вывода у некоторых самолетов была от 400 м, атаковывали с правого борта. Темп удара был скоротечным. «Аэрокобры» в момент пикирования атаковывали Ю-87 сзади сверху в хвост. Гвардии старший лейтенант Наржимский на пикировании сбил 2 Ю-87 и один на выводе на бреющем полете. Младший лейтенант Шутов сбил один Ю-87 на пикировании и один на выводе на бреющем полете. В 18.18 самолеты противника ушли от корабля в сторону берега. Летчики самолетов «Аэрокобра» наблюдали разрывы бомб не ближе 50 м от корабля. Прямых попаданий не видели**.

* Реально последний налет начался в 17.38-17.40. ***

** «Способный» получил три прямых попадания 250-кг бомбами и около 18.30 затонул.
Кроме того, в воздушном бою принимала участие пара МБР-2, пилоты которых доложили о том, что сбили один Ju-87 и подбили два. В 18.35 после гибели последнего эсминца один из МБР-2 произвел посадку на воду, где подобрал шесть человек, включая капитана 2 ранга Г.П. Негоду. При попытке взлететь самолет потерпел аварию, упал и затонул. Все находившихся на борту девять человек были спасены подошедшим сторожевым катером. ***


При возвращении экипажи наблюдали в кв. 1579, курсом 270_ три ТК, ход – 30 узлов в кв. 1582 – 7 ТК, курсом – 270.
Самолеты «Киттихаук» в отношении атаки Ю-87 участия не принимали т.к. ходили без подвесных бачков, из-за недостатка горючего вернулись на аэродром и произвели посадку в 17.20. Самолеты «Аэрокобра» прикрывали корабль до полного расхода горючего, оставив только на обратный маршрут до аэродрома. При уходе самолетов корабль оставался на плаву.
Начали прикрытие в 16.15, конец 18.10. Посадка в 18.47.



ЛД "Харьков" на буксире ЭМ "Способный". Снимок сделан с нем. самолета-разведчика


2 ПЕ-2, ведущий – старший лейтенант Боровиков, штурман – младший лейтенант Боевский, имели задачу в качестве истребителей прикрывать ЭМ типа «Б» Взлет 16.30.

В 17.30, Н=2000-2500 м. Ш=44_26 Д=36_02 встретили ЭМ типа «Б», над которым находились 2 Б-3, 2 МБР-2 и 2 «Аэрокобра».
В 17.38 9 Ю-87 со стороны солнца, с пикирования атаковали маневрирующий ЭМ. Прямых попаданий не наблюдали. Старший лейтенант Боровиков произвел 3 атаки по Ю-87 снизу в лоб с дистанции 500 м – безрезультатно. Ведомый прикрывал ведущего. После атаки самолеты противника ушли со снижением бреющего полета курсом на Феодосию. При отходе от ЭМ, штурман – младший лейтенант Боевский наблюдал в 50-100 м от корабля клубы черного дыма. Посадка в 18.28.

2 «Аэрокобра», ведущий – майор Юдин, 2 «Киттихаук», ведущий - лейтенант Гавриш, имели задачу прикрытия корабля. Вылет 17.00.
В 17.30*, Н=3000 м в Ш=44_18 Д=35_40 обнаружили 1 корабль без хода и прикрывающих его 2 ПЕ-2 и 2 МБР-2.

* На самом деле эта группа истребителей прибыла к месту назначения позднее, поскольку не принимала участия в отражении воздушного налета в 17.38-17.40. ***

В 18.30 летчики наблюдали у борта корабля взрыв (предполагают, что это торпедный удар подводной лодки противника). После взрыва корабль затонул. В районе затонувшего корабля сидел на воде самолет МБР-2 с выключенным мотором.
Начало прикрытия в 17.30, конец – в 18.25.

4 Ил-4 (двумя парами) имели задачу с 18.00 до 19.00 прикрывать эсминцы, находящиеся в точке Ш=44_15 Д=36_02. Высоты прикрытия: первой пары – 400 м, второй – 1000.

Ведущий первой пары летчик – капитан Пресич, штурман – старший лейтенант Незабудкин. Взлет 17.00, посадка – 19.25.

Ведущий второй пары капитан Федоров, штурман – младший лейтенант Малышкин. Взлет 17.02. Посадка – 19.27 ведущего и посадка в 20.45 ведомого.

В р-н заданной точки прикрытия самолеты ИЛ-4 прибыли в 17.55 и находились до 18.35.

В 17.55 экипажи ИЛ-4 наблюдали: ЭМ горел в местах средней части, нос ЭМ погружен в воду, на корме находились люди, за кормой эсминца были спущены на воду несколько небольших шлюпок. Над ЭМ на Н=100 м ходили 2 МБР-2 и на Н=2000 м 2 «Киттихаук».
В 18.25 на эсминце возникли три последовательных взрыва, после которых он начал тонуть. До взрыва на ЭМ из пушки произведен один выстрел трассирующим снарядом красного цвета.
В 18.30 ЭМ затонул, образовалось масляное пятно. Западнее затонувшего эсминца на удалении 2 км также имеется два масляных пятна, среди которых имеется до 5 небольших шлюпок и отдельно плавающие люди.
Спасающимся людям 3 ИЛ-4 сбросили шлюпки и бортовые пайки. В 18.35 там же самолет МБР-2 произвел нормальную посадку на воду. В момент прихода в район прикрытия и за период пребывания ИЛ-4 над тонущим ЭМ, самолетов противника не было.
В 18.35 3 самолета ИЛ-4 взяли курс на свой аэродром. Один самолет (летчик Ковтун) от ведущего отстал и с наступлением темноты сделав несколько кругов, самостоятельно возвратился на свой аэродром.
Погода по маршруту и в районе прикрытия – ясно.



ЭМ "Способный" под немецкими бомбами



Вывод.

1. Поставленные первоначальным планом задачи в операции «ВЕРП» выполнены, за исключением корректировки артиллерийского огня (у корректировщика отказал передатчик)*.

* Как уже указывалось ранее, корабли Феодосию не обстреливали. ***

2. Последующую задачу прикрытия, отхода и перехода кораблей, дивизия, имея в боевом составе 12-14 истребителей, надежно выполнить не могла.
Для надежного прикрытия необходим был постоянный барраж не менее 12-14 истребителей прикрытия, т.е. прикрытие отхода должно было дать организованно специальной операцией с привлечением всех средств.

Положение с прикрытием усугубилось еще тем, что корабли не выполнили графика отхода: в первом случае сверх времени, указанного в плановой таблице, продолжали обстреливать порт Феодосия, во втором – около часа подбирали экипаж сбитого самолета «Гамбург-140».

Всего самолето-вылетов*
ИЛ-4: 8 налет – 25 ч 02 мин
А-20-Ж: 9 налет – 26 ч 50 мин
ПЕ-2: 16 налет - 28 ч 46 мин
Аэрокобра: 21 налет – 41 ч 36 мин
Киттихаук: 16 налет – 40 ч 38 мин
________________________________
Всего 70 152 ч 52 мин

* Указано общее количество вылетов, совершенных самолетами дивизии в операции. Из них для прикрытия кораблей было совершено только 49. Кроме того, с этой же целью вылетали: 8 Ил-2 8 ГШАП, 16 ИЛ-2 47 ШАП, 4 ЛАГГ-3 25 ИАП, 15 ЯК-1 9 ИАП, 2 Р-40 и 2 «Бостона-3» 30 РАП. Для обеспечения ПЛО отряда 13 вылетов сделали МБР-2 119 МРАП и 4 – 60 ОМРАЭ, кроме того, в 14.07 еще один самолет этого полка вылетал к кораблям по спецзаданию (очевидно, с целью установления связи). ***


Расход боеприпаса

Бомб
ФАБ-100 - 56
ФАБ-250 - 16

Снарядов 37 мм - 115
Патрон 12,7 мм - 3143
Патрон 7,62 мм - 3450

Взорван склад боезапаса батареи 3А
Выведена из строя батарея 3А
Уничтожена 1 сухогрузная баржа
Поврежден 1 транспорт
Подавлено 2 батареи береговой обороны
Сбито самолетов противника*:
ГА-140 = 1
МЕ-109 = 2
Ю-87 = 6
Ю-88 = 1.

* Согласно оперсводки №817 штаба ВВС ЧФ на 20.00 6.10.1943 всего в воздушных боях сбиты 1 Гамбург-140, 1 Ju-88, 10 Ju-87, 2 Bf-109, подбиты 2 Ju-87, 1 Bf-110. Спустя сутки по уточненным данным число сбитых Ju-87 уменьшено до семи, исключен подбитый Bf-110. По немецким данным установить точное количество потерь не представляется возможным. В течение всего октября 1943 г. участвовавшая в налетах 3-я группа 3-й пикировочной эскадры (III./StG 3) потеряла от боевых причин 4 Ju 87D-3 и 9 Ju 87D-5 – больше, чем в любой другой месяц осени 1943 г. ***


Командир 1 МТАД ВВС ЧФ
Герой Советского Союза гвардии полковник Токарев

Начальник штаба 1 МТАД
подполковник Кудин


* * *

Из приведенного отчета можно сделать целый ряд выводов существенно уточняющих официальную версию событий.

Во-первых, не выдерживает проверки действительностью тезис о том, что прикрытие кораблей осуществлялось только шестью истребителями «Киттихаук» и двухмоторными самолетами типов «Бостон», Пе-2 и Ил-4. Более половины - 52 из 94 вылетов, совершенных на прикрытие кораблей – были произведены одномоторными истребителями. «Китихауки» сделали 18 вылетов, а их число в тот момент на ЧФ составляло не менее 20.

Во-вторых, не подтверждается другое оправдание командования ЧФ – то, что самолеты «задачу прикрытия кораблей не решили из-за большого удаления поврежденных кораблей от аэродромов на Кавказском побережье» (цитата из труда «Военно-морской флот Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М., 1960. Том II. Черноморский флот. С. 335). Из представленного документа ясно, что района нахождения кораблей могли достигать самолеты всех типов, находившихся на вооружении ВВС ЧФ. Подлетное время для одномоторного истребителя с аэродрома Геленджик составляло всего 30-35 минут. Разница заключалась только в продолжительности нахождения над кораблями, которая у истребителей «Киттихаук» с подвесными баками составляла около 2 часов, у истребителей типа «Аэркобра» и ЯК-1 около 60-70 минут.

В-третьих, попытки доказать, что командование ЧФ не могло представить себе ситуации в районе боя из-за отказа береговых и корабельных средств связи звучат неубедительно. С момента повреждения «Харькова» до потопления «Способного» прошло около 10 часов, а за это время можно было организовать сбор данных у экипажей вернувшихся самолетов (такая задача была поставлена только в 16.45), дублирование приказов командующего флотом сбрасыванием вымпелов и по радио (из отчета следует, что командир отряда кораблей имел прямую радиосвязь с истребителями прикрытия). Налицо кризис командно-штабной мысли, отсутствие фантазии и сообразительности и у начальников и у операторов.

Теперь попытаемся ответить на два основных вопроса, которые в том или ином виде фигурируют во всех публикациях, связанных с катастрофой 6 октября:

1.) Имелись ли возможности у ВВС ЧФ надежно обеспечить корабли от ударов с воздуха при надлежащем планировании операции?
2.) Можно ли было экстренно организовать прикрытие эсминцев с 8.40, когда после повреждения лидера «Харьков» стало ясно, что над отрядом нависла угроза уничтожения авиацией противника?


На первый вопрос ответить сравнительно легко. Для надежного ПВО кораблей, исходя из того, что смену истребителей приходилось бы производить каждый час в течение 6-6,5 часов (по плановой таблице с 6.00 до 12.30), а необходимый состав одной смены представлял собой истребительную эскадрилью, потребовалось бы 40-50 исправных истребителей. Именно столько их имелось в составе 11 ГИАП, 9, 25 ИАП и эскадрильи «Киттихауков» 7 ИАП, базировавшихся на аэродроме Геленджик. При этом две трети истребителей входили в состав 9 и 25 ИАП, не подчиненных ни в каком отношении командиру 1 МТАД. Таким образом, следовало либо усилить дивизию, либо оставить руководство задействованной в операции авиацией в руках штаба ВВС флота, который и без того отслеживал ход событий, предпринимая запоздалые шаги к спасению кораблей. Наличным составом сил 1 МТАД действительно могла выставить не более 3-4 истребителей в одной смене, а этого числа хватило только на более-менее успешную борьбу с воздушными разведчиками.

Разобравшись с первым вопросом, мы фактически наполовину ответили на второй. 1 МТАД надежно прикрыть корабли своими силами не могла, потому все зависело от оперативности штаба ВВС флота. Прикрыть корабли было можно, если бы решение об организации максимального истребительного прикрытия было бы принято не позже 10.00, т.е. в течение часа с момента повреждения «Харькова». Этого не сделали, хотя сигнал с «Харькова» «Терплю бедствие» зафиксирован в журнале боевых действий штаба ВВС ЧФ еще в 9.10. В 9.45 по тревоге в воздух подняли 3 «Аэркобры» и 4 ЛаГГ-3, но только в 11.10 был отдан приказ постоянно прикрывать корабли не менее чем 8 самолетами. Раньше, чем приказание было исполнено, состоялся второй налет, которым был выведен из строя «Беспощадный». Тем не менее, возможность сохранить корабли еще имелась. С 13.40 над кораблями появились самолеты 11 ШАД, но вместо полнокровной эскадрильи «яков» на поле боя имелось только 4 Як-1 и 4 Ил-2. Вместе с тремя «Аэркобрами» и двумя «Бостонами» три «яка» принимали участие в отражении третьего налета в 14.40. Немцы по итогам двух первых ударов учли, что корабли прикрываются истребителями и потому увеличили состав атакующей группы до 18 бомбардировщиков и 12 истребителей. При таком соотношении сил неудивительно, что наши истребители не смогли прорваться к вражеским бомбардировщикам и предотвратить катастрофу. Спустя полчаса после того, как немцы улетели, число «яков» увеличилось до восьми. К этому времени два корабля уже затонули. С 16 часов экипажи 11 ШАД по непонятной причине вылетов больше не совершали, в результате чего число барражирующих самолетов снова снизилось. К моменту последнего налета над кораблями находилось два Р-39 и два ПЕ-2. Естественно, они не стали помехой для 25 «юнкерсов», прилетевших разделаться с единственным эсминцем! Таким образом, очевидно, что командование ВВС ЧФ, проявившее в данной операции редкостную непредусмотрительность и инертность должно разделить с командованием флота и командиром отряда кораблей ответственность за провал операции. Увы, но имевшееся в годы войны в ВМФ СССР неудовлетворительное положение с подготовкой командных кадров, обусловившее многоуровневый кризис планирования и боевого управления, в данной операции проявился как никогда наглядно.

С учетом всего вышесказанного исход операции не вызывает удивления, а последовавшее после нее решение Ставки Верховного Главнокомандования может быть признано единственно верным. Сознавать это обидно, но даже отрицательный результат, является результатом, если из него сделаны правильные выводы и реально извлечены необходимые уроки.


Мирослав Морозов


(Статья опубликована в журнале "Флотомастер" №3, 2004.)
Для оформления статьи использовались материалы предоставленные автором


Die uberwasserpiraten den Unterwasserpiraten Спасибо: 0 
Профиль
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 17
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 95 месте в рейтинге
Текстовая версия