Мирослав Морозов Операция "Верп"
Среди событий, оказавших влияние на ход боевых действий в Великой Отечественной войне на морских театрах, особую роль сыграл неудачный исход операции Черноморского флота на коммуникациях противника 6 октября 1943 г. Полное уничтожение вражеской авиацией отряда надводных кораблей, включавшего лидер «Харьков», эскадренные миноносцы «Способный» и «Беспощадный», произвело настолько шокирующее впечатление на высшее руководство Военно-Морского флота и Вооруженных сил, что последнее фактически запретило активное использование крупных надводных кораблей на всех театрах. В качестве основных причин катастрофы были признаны ошибки, допущенные при планировании операции, неправильные действия командира отряда кораблей капитана 2 ранга Г.П. Негоды, и, наконец, отсутствие надежного прикрытия с воздуха. Несмотря на то, что последняя причина считалась одной из главных, в публикациях позднейшего периода роль ВВС ЧФ в операции никак не освещалась. Все они базировались на документах эскадры и штаба ЧФ, составители которых, по понятным причинам, не знали или даже сознательно искажали ход боевых действий в воздухе. Попытка реально разобраться в данном вопросе, предпринята на основе предлагаемого вниманию читателей отчета.
ОТЧЕТ* о боевых действий 1-й МТАД** ВВС ЧФ в операции Черноморского флота «Верп» 6.10.1943 г. * Отчет подготовлен в штабе 1 МТАД в октябре 1943 г., отпечатан в двух экземплярах (№1 адресату, №2 – в дело) и зарегистрирован входящим документом в штабе ВВС ЧФ 22.12.1943 г. Резолюция командующего ВВС ЧФ генерал-лейтенанта авиации В.В. Ермаченкова на отчете отсутствует.
*** ** От ВВС ЧФ к участию в операции «Верп» фактически оказались привлечены также самолеты 11-й штурмовой авиадивизии (47 ШАП и 9 ИАП), 4 ИАД (25 ИАП), 30 РАП и 119 МРАП, однако их привлечение изначально не планировалось и отчетов по операции они не представляли.
*** (Здесь и далее знаками *** выделен текст комментариев М.Э. Морозова). ПОСТАНОВКА БОЕВОЙ ЗАДАЧИ 5.10.43 года в 23.00 на КП дивизии для постановки задачи прибыл начальник оперативного отделения оперативного отдела штаба ВВС ЧФ майор Букреев, последний предложил для общей ориентировки опять копию с боевого распоряжения Командующего флотом за № оп-001392 от 5 октября 1943 года одновременно устно изложил решение Врид. командующего ВВС ЧФ для частей 1 МТАД, которое сводилось к нижеследующему:
а) Одним самолетом ИЛ-4 в 5.30 6.10.43 года произвести доразведку плавсредств на рейде и в порту Феодосия в интересах артстрельбы эсминцев, после чего приступить с 5.30 до 6.00 к корректировке.
б) Четырьмя самолетами ИЛ-4 в период с 5.30 до 6.00 подавлять огонь береговых артбатарей противника, расположенных на мысе Киик-Атлама, Коктебель, Феодосия и Сарыголь.
в) С 6.00 от точки Ш=44.51 с.ш./35.20 в.д. истребителями «Аэркобра» и «Киттихаук» оперативно подчиненной эскадрильи 7 ИАП 4 ИАД
* прикрыть отход и переход эсминцев до 44.10 с.ш./38.00 в.д.
* В отчетных материалах штаба ЧФ указано, что флот обладал всего 6 истребителями данного типа, однако по данным на 15.10.1943 в 7 ИАП числилось 17 исправных и 1 неисправный «Киттихаук», не менее пяти самолетов данного типа имелось в 30 РАП. В течение октября ВВС ЧФ получили восемь Р-40, 1 был списан актом. На 1.11.1943 в ВВС ЧФ насчитывался 31 Р-40. *** г) В 7.00 9 ПЕ-2 40 АП под прикрытием истребителей уничтожать плавсредства в порту Феодосия и сфотографировать результаты артстрельбы кораблей
РЕШЕНИЕ На 6.10.43 г. авиадивизия имела следующий боевой состав на аэродроме Геленджик-2
*:
5 ГАП
** – 18 ИЛ-4, из них в строю – 8
11 ГИАП – 15 Аэрокобра, -//- - 8
36 МТАП – 8 Б-3 -//- - 5
36 МТАП – 4 А-20-Ж, из них в строю – 4
40 АП
*** – 24 ПЕ-2 -//- - 14
* Следует отметить, что только 11 ГИАП в полном составе базировался на аэродром Геленджик. Для остальных частей основными аэродромами, где базировались их штабы, являлись: 5 ГАП – Гудауты (Грузия), 36 МТАП – Алахадзе (Грузия), 40 АП – Адлер. ***
** Здесь и далее под сокращением 5 ГАП подразумевается 5-й гвардейский минно-торпедный полк. ***
*** Здесь и далее под сокращением 40 АП подразумевается 40-й краснознаменный авиационный полк пикирующих бомбардировщиков. *** Исходя из поставленной боевой задачи и боевого состава решение выразилось:
а) 1 ИЛ-4 5 ГАП доразведка плавсредств в порту Феодосия с 5.15 до 5.30 и с 5.30 до 6.00 корректировка артогня кораблей флота, Н
*=2500 м, нагрузка 10 САБ-50
**.
* Н – обозначение высоты, на которой выполняется боевая задача. ****
** САБ-50 – 50-кг «светящиеся» (осветительные) авиабомбы. *** б) 2 ИЛ-4 5 ГАП подавление огня береговых артбатарей пр-ка, расположенных мыс Киик-Атлама, Коктебель в период артстрельбы кораблей с 5.30 до 6.00 Н=3500-4000 м, нагрузка по 10 ФАБ-100
*.
* ФАБ-100 – 100-кг фугасные авиабомбы. *** в) 2 Б-3 36 МТАП подавление огня береговых артбатарей пр-ка расположенных Сарыголь, Феодосия в период артстрельбы кораблей с 5.30 до 6.00 Н=3500-4000 м. Нагрузка по 8 ФАБ-100.
г) 4 «Киттихаук» 7 ИАП прикрытие кораблей флота на отходе и переходе с 6.00 до 8.00 от Феодосии до 44.26 с.ш./35.24 в.д. (начальная точка), Н=3000 м.
д) 2 «Киттихаук» 7 ИАП прикрытие кораблей флота на переходе с 8.00 до 10.00 от 44.26 с.ш./35.24 в.д. до 44.13 с.ш./36.32 в.д. Н=3000 м.
е) 2 «Аэрокобра» 11 ГИАП прикрытие кораблей флота на переходе от 44.13 с.ш./36.32 в.д. до 44.12 с.ш./37.08 в.д. в период с 10.00 до 11.00, Н=3000 м.
ж) 2 «Киттихаук» 7 ИАП прикрытие на переходе кораблей флота от 44.12 с.ш./37.08 в.д. до 44.11 с.ш./38.02 в.д. в период с 11.00 до 12.30 6.10.43 года.
з) 9 ПЕ-2 40 АП под прикрытие 6 «Аэрокобра» 11 ГИАП уничтожать плавсредства противника с пикирования на рейде и в порту Феодосия. 1 ПЕ-2 40 АП – фотографирование результатов артстрельбы кораблей. Время 7.00, Н=6000 м.
В 24.00 было отдано предварительное распоряжение частям о бомбовой зарядке самолетов и окончательном приготовлении их к вылету. Было указано время бомбардировочных ударов.
Ил-4 5-го гмтап ВВС ЧФ ПОДГОТОВКА К ОПЕРАЦИИ И ОТРАБОТКА ОПЕРАТИВНО-БОЕВЫХ ДОКУМЕНТОВ.
Ввиду того, что боевая задача сверху была поставлена слишком поздно
* и времени для отработки всех требуемых документов было недостаточно, основным документом явилась плановая таблица боевых действий, по которой в 01.30 и была поставлена боевая задача частям.
* Необходимо отметить, что 1-й дивизион эсминцев перешел из Батуми в Туапсе утром 4.10.1943, т.е. указание на развертывание в соответствии с планом операции было отдано не позже вечера 3.10.1943, однако до штаба авиасоединения боевая задача была доведена лишь спустя двое суток. *** В 03.20 от ВВС ЧФ получено приказание - бомбардировщиков, назначенных для подавления артбатарей в Феодосия, перенацелить на подавление батарей в Киик-Аталма. Корабли прикрывать тремя сменами самолетов «Киттихаук».
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАЧИ. 1. ИЛ-4, летчик – старший лейтенант Киценко, штурман – старший лейтенант Копенко, имел задачу разведки цели с применением САБ и корректировки артогня кораблей флота. Вылет 04.00, посадка 06.50. Над целью были с 5.10 до 6. 05. Задача полностью не выполнена. За 30 мин до начала стрельбы, т.е. в 4.45 начали вызывать корабли, последние не отвечали. При подходе к цели обнаружили неисправность передатчика, который с 5.05 до 5.40 не работал. В 5.40 неисправность была устранена. На вызов самолетом кораблей, вновь последние не отвечали. Работу самолета-корректировщика слышали самолеты МБР-2, дублировавшие работу корректировщика ИЛ-4.
В 5.20, Н=2600 м, БК=10, сброшено 10 САБ-100-55 с целью освещения рейда порта. Плавсредств на рейде не наблюдали. Корабли артстрельбу начали в 5.20, прекратили огонь в 5.55-6.00. Разрывы снарядов
* отмечал, преимущественно, в р-не ж.д. путей, северо-западнее широкого мола и у вокзала.
* Реально, встретив противодействие торпедных катеров и береговых батарей, командир отряда Г.П. Негода от обстрела Феодосии отказался. То, что летчик принял за разрывы снарядов, по всей вероятности являлось вспышками при выстрелах береговых батарей или результатом бомбардировки ИЛ-4 капитана Лобанова. *** 1 ИЛ-4, летчик – гвардии капитан Лобанов, штурман – гвардии младший лейтенант Басалкевич, имел задачу – подавление огня береговых артбатарей Киик-Атлама, Коктебель. Взлет 4.00, посадка – 6.45. В период 05.36-05-48 произведен бомбоудар с двух заходов, Н=4000 м, БК=235, 110 по артбатарее Киик-Атлама. Сброшено 6 ФАБ-100 и с одного захода Н=4000 м. БК-240 по артбатарее Коктебель, сброшено 6 ФАБ-100. Разрывы бобр наблюдали в расположении батарей. Батарея в Киик-Атлама вела слабый огонь, но не прекращала его; батарея в Коктебель огонь вела интенсивно, после попадания бомб огня не прекращала.
1 ИЛ-4 летчик - гвардии лейтенант Ковтун, штурман – гвардии младший лейтенант Прокопчук, имел задачу – подавление береговых артбатарей в Киик-Атлама и Коктебель. Взлет 4.02, посадка – 6.58. В период 5.38 – 5.52 произвел бомбоудар с двух заходов по артбатарее Киик-Атлама, Н=4000 м. БК=220 и 235. Сброшено 5 ФАБ-100. Разрывы наблюдали в расположении батареи. На втором заходе экипаж заметил интенсивно стреляющую артбатарею по нашим кораблям из района Коктебель. По обнаружении батареи, с двух заходов, Н=4000 м. БК=315, 230, сбросил 5 ФАБ-100. Разрывы наблюдал в расположении батареи. После второго захода батарея огонь прекратила и до ухода самолетов не стреляла.
Противодействие: огонь за м. Киик-Атлама до 2-х батарей. На Н=2000 м светил фарой истребитель, атак не производил. Из порта Феодосия освещал 1 прожектор, огонь 1 батареи 3А; Сарыголь – огонь 1 батареи 3А.
Разведданные: визуальным наблюдением установлено западнее Киик-Атлама 2,5-3 км батарея БО двухорудийного состава. В р-не Коктебель батарея БО 4-орудийного состава.
2 Б-3, ведущий – капитан Илюшкин, штурман – младший лейтенант Гапенко, имели задачу подавлять огонь береговой артиллерии Сарнголь-Киик-Атлама. Взлет 4.45, посадка – 6.47.
В период 5.30-6.00, Н=3500 м. БК=90, 120, 170, индивидуально, одиночными бомбами сброшено 16 ФАБ-100 по береговым батареям Сарыголь и Киик-Атлама. Капитан Илюшкин сбросил 8 ФАБ-100 по батареи Сарыголь, младший лейтенант Гайнутдинов – по батарее Киик-Атлама. Разрыв бомб наблюдали в районе вспышек артстрельбы. После третьего захода батарея Сарыголь стрельбу прекратила.
Противодействие: огонь за двух батарей из Киик-Атлама и двух батарей из Феодосия. Снаряды рвались снизу слева 120 м.
Разведданные: 6.40 в порт Киик-Атлама входили два ТК ТК. РПК пользовались оба экипажа. Передано две радиограммы, обе приняты.
Погода: по маршруту и в районе цели – ясно.
3 «Киттихаук», ведущий капитан Томашевский, имели задачу прикрытия кораблей на отдыхе от цели. Взлет 5.30, посадка – 9.20. Начало прикрытия 6.05.
В 6.05 20 км южнее м. Киик-Атлама произошла встреча ЭМ ЭМ, идущих курсом 75. В 7.15 к ЭМЭМ подошел ЛД «Харьков». Высота прикрытия 3000 м. В 8.15 Н=3000 м обнаружен самолет пр-ка «Гамбург-140», пытавшийся в лоб атаковать корабль, снизившись до Н=50 м, звеном атаковали «ГА-140». После атаки самолет пр-ка загорелся, отвернул по направлению в открытое море. В 8.17 в 12 км по курсу кораблей горящим произвел посадку
*. В момент посадки на воду «Га-140», курс кораблей был 75. В 8.20 прикрытие прекратили.
* Истребителями была сбита летающая лодка «Блом унд Фосс» BV-138 принадлежавшая 1-й эскадрилье 125-й морской разведывательной группы (1./SAG 125), бортовой код 7R+HH, заводской номер WNr 130110. Весь ее экипаж – 5 человек – по немецким данным пропал без вести. *** «Киттихаук», летчик старший лейтенант Заболотный, из-за недостатка горючего произвел посадку на берегу лимана Витязевский на фюзеляж. Летчик здоров.
«Киттихаук», летчик – лейтенант Макаренко, по той же причине произвел посадку на воду в 400 м от Южная Озерейка. Летчик ранен. Сменяющей группы не встречали.
В 5.40 от ВВС ЧФ получено сообщение об обнаружении кораблей самолетами противника и было приказано привести в немедленную готовность все истребители, которые выслать для прикрытия по вызову.
По данному приказанию Командиром дивизии было принято решение и доложено ВВС ЧФ. При создавшейся обстановке для наших кораблей и наличия малого количества истребителей – целесообразно 9 ПЕ-2 на бомбоудар не посылать, а всех истребителей посадить в готовность к обороне кораблей.
Решение командира дивизии утверждено не было и приказано выполнять задачу по плану.
9 ПЕ-2 ведущий – капитан Егоров, штурман – капитан Мозжухин, под прикрытием 6 «Аэрокобра» (ведущий – гвардии майор Карасев) имели задачу уничтожения плавсредств в порту и на рейде Феодосия. Взлет 6.15 посадка – 7.55.
В 7.15 нанесли удар с пикирования по плавсредствам на внешнем рейде порта Феодосия. Н=ввода – 4000 м. Н=сбр.=3000 м. Н=высота – 2000 м. БК=180, сброшено 16 ФАБ-250, 20 ФАБ-100. Результат фотографировали. По данным дешифрирования зафиксировано 25 разрывов из 36. Разрывы бомб 6 самолетов в районе плавсредств на внешнем рейде и по Широкому молу. Разрыв 1 ФАБ-250 в 5 м от борта транспорта водоизмещением 2000 т, стоящему 400 м севернее основания Широкого мола. Транспорт поврежден. На молу, в районе расположения боезапас батареи. Батарея, выведенная из строя, огонь прекратила. Наблюдали прямое попадание в сухогрузную баржу, которая взорвалась
*.
* По данным, зафиксированным в журнале боевых действий немецкого «Адмирала Черного моря» ни артиллерийский обстрел Ялты лидером «Харьков», ни бомбардировки береговых батарей и порта Феодосия никаких потерь противнику не причинили. ***
Истребители Р-40 7-го иап ВВС ЧФ, 1944 г Разведданные: На внешнем рейде Феодосия до 10 единиц (баржи, буксиры) рассредоточены. 7.16 Ш=45.00. Д=35.45 караван до 20 единиц под прикрытием 2 МЕ-110 шел курсом на Феодосию.
Противодействие: сильный огонь 3А и автоматов. Истребители прикрывали отлично.
1 ПЕ-2, летчик – капитан Панков, штурман – старший лейтенант Васютин, имел задачу фотографирование результатов бомбоудара по плавсредствам в порту Феодосия. Вылет в 6.30, посадка – 7.56. В 7.05, Н=4500 м, экипаж визуально наблюдал на внешнем рейде 4 сухогрузные баржи, 4 БДБ. В порту и на внутреннем рейде плавсредств не обнаружили из-за сильной дымки. В конце Широкого мола наблюдал большой пожар – результат бомбоудара 9 ПЕ-2. Наблюдал разрывы бомб в районе расположения на внешнем рейде сухогрузных барж. Прямых попаданий не было. Фотографировал. Данные дешифрования подтверждают показание экипажей.
Противодействие: огонь 3А трех батарей, расположенных на южной окраине Феодосия, 2 зенбатарей на м. Киик-Атлама и 1 батареи Сарыголь.
В 7.20 3 «Киттихаук», ведущий – лейтенант Бочаров, имели задачу смены предыдущей группы и прикрытия кораблей на переходе. В 7.25 лейтенант Бочаров обнаружил в кабине течь масла, в 7.35 произвел посадку. Лейтенант Степанов продолжал полет в паре с младшим лейтенантом Черкашиным. В 8.15 обнаружил три корабля к югу 80 км между Феодосия и м. Чауда, курсом 70. При подходе к кораблям, летчик Степанов получил запрос с корабля «Аист, что за дым впереди», на что ответил – «догорает Гамбург-140». В 8.30 корабли подошли к горящему самолету противника, встали в круг и стали подбирать экипаж ГА-140. В 8.20 над кораблями на большой высоте, параллельно их курсу, шли 2 Ю-88, предположительно, разведчики, наводящие бомбардировщиков, т.к. в 8.37 со стороны Керчь появились 8 Ю-87 под прикрытием двух ФВ-190 и 2 МЕ-109. 2 МЕ-109, прикрывающие бомбардировщиков пытались атаковать сверху в хвост самолет лейтенанта Степанова, который контратакой снизу вверх под ракурсом 2/4 атаковал ведомого МЕ-109 и сбил его. Самолеты Ю-87 с Н=3000 м начали пикировать на корабли поодиночно. В момент пикирования, ведомый – младший лейтенант Черкашин, предупрежденный Степановым о самолетах противника, атаковал ведущего Ю-87. На пикировании сверху дал длинную очередь из всего вооружения, самолет противника задымил и не выходя из пике упал в море в непосредственной близости к кораблям. В период воздушного боя Ю-87 продолжали пикировать. В результате налета самолетов противника отмечено одно прямое попадание по кораблю, предположительно, в машинное отделение, т.к. корабль потерял ход и был взят на буксир вторым кораблем
*.
* В результате налета лидер «Харьков» получил три прямых попадания 250-кг авиабомбами и временно потерял ход. *** Бомбардировочная группа противника с прикрытием после бомбоудара бреющим полетом ушла в сторону берега. В 9.18 появился 1 МЕ-110, который пытался атаковать корабль, но был отогнан самолетами прикрытия. Окончили прикрытие кораблей в 10.10. Посадка – 10.45. При отходе от кораблей видели приход 2 «Аэрокобра» для смены.
2 «Аэрокобра», ведущий – гвардии старший лейтенант Стариков, имели задачу смены двух «Киттихаук» для прикрытия кораблей на переходе. Вылет 9.20.
При подходе к объекту прикрытия на Н=3000 м ведущий принял от прикрывающей группы «Киттихаук» радио – «Над целью МЕ-109 и юнкерсы». Набрав Н=5500 м, в 9.50 обнаружили три корабля, начали прикрытие.
В 9.55 со стороны Керчь увидели на Н=5000 м 1 Ю-88, который шел по направлению к кораблям. Ведущий – старший лейтенант Стариков принял решение атаковать его и пошел на перерез курса. Сблизившись на дистанцию 15 м сзади в хвост, вместе с ведомым, вел огонь по самолету противника из всего вооружения. Самолет противника загорелся, перешел в отвесное пике и упал в море в 10.15. Стрелок с Ю-88 дал всего одну очередь в начале атаки.
В момент прикрытия кораблей, летчики «Аэрокобра» наблюдали три корабля, один из них был на буксире. Больше встреч с противником не было. Окончили прикрытие в 11.01. Посадка в 11.35.
2 А-20-Ж, ведущий – капитан Протас
*, штурман – старший лейтенант Ткаченко, имели задачу прикрыть корабли от возможного налета торпедоносцев от Ш=44_25, Д=35_45, в течение двух часов. Взлет 10.37, посадка – 13.47.
* Капитан Протас Михаил Иванович – согласно официальной версии 21.9.1944 торпедоносец-«охотник», пилотируемый капитаном М.И. Протасом потопил по ошибке подводную лодку «Щ-402» Северного флота (с июня 1944 г. 36 МТАП действовал в составе ВВС СФ). 27.9.1944 А-20, пилотируемый Тарасом сбит огнем зенитной артиллерии при ударе по порту Вадсё, пилот попал в плен. В мае 1945 г. освобожден американцами и передан советской стороне. В апреле 1946 г. исключен из партии и вскоре уволен из рядов ВМФ. *** В 11.31 Н=400-600 м Ш=44_25, Д=35_54, встретили 3 ЭМ ЭМ без движения, направление – 90. ЛД «Харьков» был на буксире у ЭМ типа «С» ЭМ типа «Б» стоял впереди по курсу в 200-300 м. На Н=4000 м ходили 2 «Аэрокобра», которые через 15 мин, т.е. 11.46 ушли.
В 11.50 6 Ю-87 с пикирования атаковали наши ЭМ ЭМ, 3 Ю-87 атаковали ЛД «Харьков» с буксирующим его ЭМ. Разрывы бомб наблюдали в 5-15 м. Прямых попаданий не было. Три Ю-87 атаковали впереди идущий ЭМ типа «Б». Наблюдали прямое попадание в ЭМ, на котором возник пожар с густым черным дымом. Через 15-20 мин пожар был ликвидирован и ЭМ остался на месте
*.
* По данным из отчетных документов эскадры во 2-м налете принимало участие 14 пикирующих бомбардировщиков, два из которых атаковали поврежденный «Харьков» и буксировавший его ЭМ «Способный», а 10-12 – ЭМ «Беспощадный», на котором находился командир отряда. В результате удара «Беспощадный» получил одно прямое попадание 250-кг бомбы, а также дополнительные повреждения в результате близкого разрыва другой. ЭМ «Способный» тоже пострадал в результате близких разрывов и принял до 9 тонн воды через разошедшиеся швы в правом борту кормовой части. ***
Эсминец "Беспощадный" При выходе из пикирования самолета противника, капитан Протас атаковал последнего из передних пулеметов. Атака безрезультатна. В 13.14 закончили прикрытие, ушли на аэродром. Корабли оставались без хода.
2 «Аэрокобра», ведущий – гвардии старший лейтенант Вотолкин, имели задачу сменить предыдущую группу и продолжать прикрытие кораблей на переходе. Вылет 9.55.
В 10.30 придя в предполагаемый район местонахождения кораблей, последних не обнаружили, возвратились на свой аэродром. Посадка в 10.56. Причина необнаружения объектов прикрытия – отсутствие точных данных о месте нахождения от самих кораблей и от предыдущей смены самолетов прикрытия.
2 «Аэрокобра», ведущий майор Карасев, имели задачу прикрытия кораблей. вылет 10.41. Придя в предполагаемый район местонахождения кораблей, их не обнаружили и в 12.55 произвели посадку на своем аэродроме. Причина необнаружения – вышли южнее предполагаемой точки встречи с кораблями, где производили поиск.
Погода: ясно, густая дымка.
4 «Киттихаук», ведущий капитан Томашевский, имели задачу прикрытия наших кораблей на переходе. Взлет 11.45. Встреча с кораблями произошла в 12.21. Один из кораблей держал на буксире второго, третий корабль стоял в стороне. Барраж несли на Н=3000 м. За время барража встреч с противником не было. Начало прикрытия 12.21, конец – 13.41. Посадку произвели в 14.10.
2 «Аэрокобра», ведущий – старший лейтенант Зюзин, в 13.10 вылетели на смену предыдущей группе «Киттихаук», для прикрытия кораблей.
В 13.40 Н=3000 м встретили 3 корабля, которые прикрывались в это время четырьмя ЯК-1 и четырьмя ИЛ-2. Позже подошли 2 А-20-Ж.
В 14.40 4 ЯК-1 и 4 ИЛ-2 ушли на базу. Прикрывать остались 3 «Аэрокобра» на Н=3000 м и 2 А-20-Ж
*.
* Тем самым подтверждаются германские данные об отсутствии ударов по кораблям между 11.50 и 14.42. По отчетным данным эскадры в 14.10 отряд подвергся очередному налету пикирующих бомбардировщиков, в результате которого «Беспощадный» получил фатальные повреждения и в 14.25 затонул. Реально это событие произошло примерно на полчаса позже. *** В 14.42 со стороны Керчь на Н-2800 м подошли к кораблям 18 Ю-87 (двумя девятками) под прикрытием 11 МЕ-109 и двух Ю-88.
3 «Аэрокобра» атаковали одну девятку Ю-87. В момент атаки Ю-87, МЕ-109 пошли в атаку на «Аэрокобра». Летчик Зюзин на развороте зашел 1 МЕ-109 в хвост и с дистанции 100-150 м сделал две атаки. МЕ-109 задымил и резко подошел к воде, где и произвел посадку. На выходе из атаки справа увидели 2 Ю-88, которых атаковали на преследовании
*.
* Кроме того, в этом же воздушном бою принимали участие три прибывших для прикрытия кораблей Як-1 9 ИАП 11 ШАД. В соответствии с донесением летчиков в воздушном ударе принимали участие 15 Ju-87, 6 Bf-109 и 6 Bf-110. В результате боя пилоты 9 ИАП доложили о сбитии трех Ju-87 и повреждении одного Bf-110 без потерь со своей стороны. *** Наблюдая за бомбоударом по нашим кораблям, летчики не видели прямых попаданий в корабли. Корабли от бомбоударов в это время повреждений не имели
*. В 14.53 самолеты противника от прикрываемого объекта ушли в направлении на Керчь.
* Реально третий налет имел наиболее тяжелые последствия для отряда: «Харьков» начал тонуть в результате двух прямых попаданий и нескольких близких разрывов, «Беспощадный» после четырех прямых попаданий переломился пополам и спустя 12 минут окончательно затонул. Вблизи «Способного» взорвалось две авиабомбы и он лишился хода на 30-40 минут. *** Начало прикрытия в 14.40
*, конец в 14.55. При уходе самолетов корабли стояли на месте.
* Опечатка: начало прикрытия в 13.40. *** 2 А-20-Ж, ведущий – гвардии подполковник Ефремов, штурман – майор Шулин, имели задачу прикрытия 3 ЭМ ЭМ Ш=44_20 Д=36_00. Вылет в 13.10, посадка – 15.30.
В 13.40 с двумя «Аэрокобра» Н=400-600 м Ш=44_20 Д=36_00 встретили 3 ЭМ ЭМ в кильватере, курс – 110, ход – 5 узлов. Один ЭМ на буксире вел ЛД «Харьков», потом оставил его и взял на буксир ЭМ
*. В 14.42 Н=1500-2000 м 4 ЯК-1 и 2 ИЛ-2 и на Н=100-1500 м два ИЛ-2 ходили над кораблями.
* Около 14.00 «Харьков» смог дать ход, после чего, по приказу командира отряда, «Способный» приступил к буксировке «Беспощадного». *** В 14.45 9 Ю-87 с пикирования под прикрытием 9 МЕ-109 атаковали ЛД «Харьков» и два ЭМ ЭМ. Н=ввода=3000 м. Н=вывода из пикирования =1500 м. Разрывами бомб корабли были накрыты, но прямых попаданий не было. После атаки подполковник Ефремов снизился на 200 м корабли стояли в прежнем положении. Взрывов и пожаров на кораблях не было. Воздушного боя не наблюдали. Самолеты А-20-Ж огня не вели, т.к. самолеты противника были выше их. В 14.55 прикрытие прекратили. РПК не пользовались. Передано три радиограммы, получено три квитанции.
2 «Аэрокобра», (ведущий – гвардии лейтенант Трофимов) и 2 «Киттихаук» (ведущий – лейтенант Хорьков) имели задачу прикрытия кораблей. Вылет 14.25.
В 14.56, Н=3000 м в кв. 1578 обнаружено два корабля, один из низ без хода, второй – на малом ходу. Барражируя над кораблями летчики наблюдали как один из двух кораблей в 15.30 затонул
*. За время барража над кораблями встреч с противником не было.
* Таким образом, к моменту прибытия пар Трофимова и Хорькова, т.е. к 14.56 «Беспощадный» затонул. Кораблем, погибшим в 15.30, являлся лидер «Харьков». ***
Группа Ju-87D летит на бомбежку В 16.20 окончив барраж, ушли на свой аэродром. Один корабль оставался на месте без движения. Посадка – 16.48.
1 ПЕ-2 (летчик – капитан Кирсанов, штурман – старший лейтенант Тапля) имел задачу в качестве истребителя прикрывать корабли в море. Взлет 14.35, посадка – 16.03.
В 15.12, Н=2000-2500 м. Ш=44_25 Д=35_55 встретили лидер «Харьков» и эсминец типа «Б».
В 15.30 Н=2500 м наблюдали лидер «Харьков» тонущим. Личный состав лидера был подобран эсминцем, над которым ходили 8 ЯК-1, 2 А-20-Ж и 2 МБР-2. На месте потопления образовалось большое масляное пятно.
В 15.55
* из Цемесской бухты вышли 8 ТК ТК, 3 СК СК курсом 270_. Уход от кораблей в 16.13. Посадка в 16.55. Встреч с противником не было. В 15.58 видели подошедшие 2 А-20-Ж.
* Здесь в отчете пропущена фраза о вылете еще одного ПЕ-2 с целью истребительного прикрытия отряда. *** 2 А-20-Ж (ведущий – капитан Протас, штурман – старший лейтенант Ткаченко) имели задачу прикрыть свои корабли Ш=44_21 Д=36_02. Взлет 15.23, посадка – 18.15.
В 15.58, Н=200-600 м. Ш=44_21 Д=36_02 встретили 1 ЭМ типа «С» подбирающего плавающих людей.
В 16.45 ЭМ перешел Ш=44_25 Д=35_56 где также подбирал людей; над кораблем ходили 2 МБР-2. Через 15 минут пришли еще 2 МБР-2 и появилось 2 истребителя, которые вначале были обстреляны огнем 3А с корабля.
Через 10 мин после встречи самолетов с кораблем заметили истребитель (неопознанного типа) на бреющем полете. Капитан Протас с дистанции 800 с атаковал его огнем передних пулеметов, после чего самолет не появлялся. наблюдение вели до 17.40. Корабль продолжал подбирать людей.
РПК не пользовались. Передано 3 радиограммы, все приняты.
2 ПЕ-2 (ведущий – капитан Гнедой, штурман – капитан Малый) имели задачу в качестве истребителей прикрывать корабли. Взлет – 15.25, посадка – 18.05.
В 15.45, Н=2000-2500 м. Ш=44_25 Д=35_55 встретили ЭМ, стоявший на месте, над которым ходили 2 ЯК-1, 3 МБР-2, 2 Б-3 и в 16.00 пришли 2 «Аэрокобра» и 2 «Киттихаук». Вокруг ЭМ масляное пятно и 4 шлюпки.
2 «Аэрокобра» (ведущий – гвардии старший лейтенант Наржимский) 2 «Киттихаук» (ведущий – лейтенант Черкашин) имели задачу прикрытия корабля. Взлет 15.45.
В 16.15 с Н=2000 м в кв. 1578 встретили один корабль вначале без хода, затем циркулировал на малом ходу.
В 18.15 на Н=3000 м над кораблем появилось 25 Ю-87
*. Стр ...