Сергей Патянин Торпедные залпы в Балтийских проливах
Подводные лодки союзников в Норвежской кампании Деятельность британских подводных лодок в годы Второй Мировой войны в русскоязычной литературе описана довольно слабо. Труды зарубежных авторов практически не переводились, отечественные же историки предпочитали темы, казавшиеся им более интересными. Широким массам любителей военно-морской истории известно, что английские субмарины поставили своеобразный рекорд в качестве противолодочных, потопили несколько неприятельских крейсеров и… все! Разумеется, британские подводники не добились успехов, соизмеримых с достижениями своих немецких коллег, однако в отдельные периоды их результативность была весьма высокой. Одним из таких периодов была Норвежская кампания (апрель-июнь 1940 года), которая может считаться образцом успешных действий субмарин на ограниченном театре в условиях серьезного противодействия со стороны сил ПЛО. В начале 1940 года основной зоной деятельности подводных лодок союзников оставалось Северное море. К этому времени вице-адмирал Макс Хортон - командующий британскими подводными силами и ответственный за операции в данном районе – имел в своем распоряжении три флотилии подводных лодок. В Розайте находилась 2 я флотилия под командованием кэптена Дж. Мензиса. В ее составе числилось десять новых субмарин типа “Т” (из них две – в ремонте), два подводных минных заградителя и польская подводная лодка “Ожел”. На Блайт базировалась 6 я флотилия (коммандер Бетелл): три подлодки типа “S”, одна типа “U”, один минный заградитель и “старушки” “Клайд” и “Северн”. 3 я флотилия кэптена Рак-Кина, состоявшая из семи новейших средних подлодок типа “S” (две в ремонте), находилась в Харвиче. В дополнение к этому, командование французского флота выделило для действий совместно с англичанами свою 10-ю флотилию подводных лодок. 22 марта в Харвич прибыл 16-й дивизион (“Сибиль”, “Антиоп”, “Амазон”) с плавбазой “Жюль Верн”, и спустя девять дней “Сибиль” первой из французских подлодок начала действовать в Северном море.
Командующий британскими подводными силами вице-адмирал Макс Хортон Эффективность действий субмарин не внушала поводов для оптимизма. Несмотря на все усилия, они не могли добиться успехов с середины декабря до 21 марта, когда “Урсула” потопила в Скагерраке пароход “Хеддернхайм”. Двумя днями позже “Траэнт” перехватила в норвежских территориальных водах транспорт “Эдмунд Хуго Штиннес IV”, который был незамедлительно затоплен командой. Уничтожение двух судов, перевозивших железную руду из Нарвика в Германию, стало удачной прелюдией к развернувшейся вскоре широкомасштабной кампании подводных сил в Балтийских проливах.
На 4 апреля Адмиралтейством была намечена постановка минных заграждений в норвежских территориальных водах (впоследствии перенесенная на 8 апреля). Для прикрытия этой операции еще с 29 марта адмирал Хортон развернул завесы субмарин в южной и юго-восточной частях Северного моря. К 8 апреля в районе побережья Южной Норвегии, в проливах Скагеррак и Каттегат находилось 10 подводных лодок союзников; еще 6 прибыли в указанный район на следующий день. Две британских и две французских лодки патрулировали в юго-западной части Северного моря, а “Юнити” занимала позицию у острова Гельголанд. Субмарины должны были прикрывать запланированные минные постановки в норвежских водах, а также сообщать о перемещениях германского флота.
Британская ПЛ "Юнити" В тот же день от подводных лодок стали поступать тревожные донесения о большом количестве транспортных судов под нейтральными флагами и германских боевых кораблях, идущих на север.
В 11 часов (здесь и далее – время по Гринвичу) польская подводная лодка “Ожел” (капитан-лейтенант Ян Грудзинский), находившаяся на позиции в районе Лиллесанна, обнаружила германское транспортное судно “Рио де Жанейро”. На его борту находилось около ста военнослужащих Вермахта. Лодка трижды выходила в атаку, каждый раз выпуская по одной торпеде. В 11:15, после удачного третьего выстрела, транспорт затонул. Погибло 97 человек, но остальные, в том числе и 19 тяжелораненых, были спасены норвежскими кораблями и гидросамолетами. Доставленные на берег немцы в один голос утверждали, что их отправили в Берген,
“чтобы помочь норвежцам защититься от британского вторжения”.
Немецкий транспорт "Рио де Жанейро" В 12:15 другая британская лодка - “Трайдент” (лейтенант-коммандер Сил) – севернее Скагена торпедировала и потопила танкер “Посидониа” (8036 брт).
Около 7 часов вечера подводная лодка “Тритон” (лейтенант-коммандер Э.Ф. Пизи) обнаружила в Скагерраке отряд контр-адмирала Куммеца в составе тяжелых крейсеров “Блюхер”, “Лютцов”, легкого крейсера “Эмден” и миноносцев “Кондор”, “Мёве” и “Альбатрос”. Субмарина едва вышла в атаку, как сама была обнаружена “Альбатросом”, поэтому десятиторпедный залп был дан из неудобного положения, и головной “Блюхер”, по которому были нацелены торпеды, резким маневром от них уклонился. Ответная атака глубинными бомбами, хотя и наделала много шума, результата также не принесла. Чуть позже немецкое соединение заметила другая английская лодка - “Санфиш” (лейтенант-коммандер Дж. Слотер). Из-за значительного расстояния атаковать она не смогла, но зато сообщила о нем командованию. Впрочем, назначение германского отряда все еще не было ясно.
Британская ПЛ "Трайдент" Немецкие корабли обнаруживались не только подводными лодками. В предыдущие два дня авиационной разведкой было выявлено несколько групп кораблей, шедших из германских портов на север. Адмиралтейство пребывало в уверенности, что немцы намереваются осуществить прорыв в Атлантику, и выслало на перехват главные силы Флота метрополии. Обстановка прояснилась лишь утром 9 апреля, когда пришли сообщения об оккупации гитлеровцами главных портов на территории Норвегии. С первых дней кампании немцам удалось захватить стратегическую инициативу, что и предопределило конечное поражение союзников. Впрочем, борьба за Норвегию длилась два месяца, и за это время британские подводники познали и радость побед, и горечь от гибели товарищей.
В первый же день подводные силы союзников одержали свою, пожалуй, самую значительную в ходе кампании победу. Германские оперативные планы предусматривали, что после высадки десантов корабли незамедлительно покинут норвежские порты и вернутся домой. В сумерках 9 апреля лейтенант-коммандер Ч.Х. Хатчинсон - командир подводной лодки “Траэнт”, занимавшей позицию между Южной Норвегией и Гельго-ландской бухтой, - обнаружил германский отряд на дистанции около 10 миль. Цели были опознаны как крейсер типа “К” и три эсминца. На самом деле, это были крейсер “Карлсруэ” с миноносцами “Грайф”, “Зееадлер” и “Лухс”, которые возвращались после высадки десанта в Кристиансанне. Ошибка в опознавании вполне объяснима, так как миноносцы довоенной постройки имели весьма похожий на “маассы” силуэт. Хатчинсон решил в полной мере использовать мощный носовой залп своей лодки, и около 19:00 выпустил десять торпед с дистан-ции около 20 кабельтовых вдогон шедшей зигзагом немецкой группе.
Немецкий легкий крейсер "Карлсруэ" Хотя на крейсере заметили следы торпед с правого борта, и его командир капитан 1 ранга Ф. Риве приказал дать полный ход, надеясь успеть пройти мимо них, попадания избежать не удалось. На “Траэнте” и находившемся поблизости “Трайденте” ясно слышали три взрыва, немцы же считают, что “Карлсруэ” досталась лишь одна торпеда (что подтверждается характером полученных повреждений). Миноносцы эскорта после этого некоторое время преследовали “Траэнт”, но без какого-либо успеха. Попадание пришлось в район отсеков вспомогательных механизмов и крейсерских турбин, в которых погибло 11 человек персонала; остальным пришлось покинуть быстро затапливаемые отсеки. Вскоре вода залила первое генераторное отделение, пропала электроэнергия. Выход из строя энергетики привел к почти полному прекращению откачки воды и постепенному распространению затопления. Слабая выучка экипажа (крейсер недавно вышел из ремонта) привела к редкостной для германского флота неразберихе и даже панике. Как бы то ни было, был отдан приказ оставить корабль. В 19:45 “Зееадлер” и “Лухс” подошли к борту медленно погружавшегося крейсера и начали принимать команду, после чего отправились прямиком в Киль. Последняя группа моряков во главе с командиром перешла на борт “Грайфа”. В 21:50 миноносец выпустил в “Карлсруэ” две торпеды, поставивших последнюю точку в его судьбе.
Вернувшись на базу после завершения патрулирования, Хатчинсон был удостоен “Ордена за выдающиеся заслуги” и передал субмарину лейтенант-коммандеру Хью Хаггарду, который до завершения Норвежской кампании совершил на ней еще один поход.
Главной же задачей союзных подводных сил стала борьба с судоходством противника. Немецкая группировка в Норвегии находилась в зависимости от доставки подкреплений, боеприпасов, продовольствия и топлива. Основная масса людей и грузов шла морем. Для переброски личного состава и материальной части немцами было сформировано три так называемых “транспортных отряда” (Seetransportstaffel), в состав которых входило 45 транспортов суммарной вместимостью 249,7 тыс. брт. Балтийские проливы – Каттегат и Скагеррак – превратились в оживленную магистраль, по которой ежедневно двигались торговые суда и боевые корабли. Немцы были жизненно заинтересованы в обеспечении бесперебойной работы этой коммуникации, и точно также союзники прилагали все усилия, чтобы разорвать транспортную нить, связывавшую Норвегию с Рейхом. Поскольку ни надводные силы, ни авиация союзников не могли вести активных действий на германских коммуникациях, эта задача возлагалась на подводные лодки.
Еще 9 апреля, как только пришли первые противоречивые сообщения об оккупации немцами норвежских портов, численность подводных лодок, развернутых на коммуникациях в проливах, была доведена до 16 единиц. В 13:24, когда обстановка окончательно прояснилась, адмирал Хортон передал приказ атаковать без предупреждения все германские транспорта, а 11 апреля британский Военный кабинет распорядился считать неприятельскими все суда в десятимильной зоне от норвежских берегов. В создавшейся обстановке эти указания были совершенно оправданы, так как развязывали руки командирам-подводникам. Первые две недели операции характеризуются успешными действиями британских субмарин. Их активность была настолько высокой, что порой в проливах разыгрывались настоящие сражения.
В полдень 10 апреля в районе Скагена британская подлодка “Санфиш” обнаружила и неудачно атаковала караван из 11 грузовых судов, шедший из Готенхафена (Гдыня) в Осло под охраной сторожевых кораблей 15-й флотилии. Вечером тот же конвой был обнаружен другой субмариной – “Тритон”. В 17:26 Пизи дал шеститорпедный залп по трем целям, оказавшийся чрезвычайно удачным. Транспорта “Фриденау” (5219 брт), “Вигберт” (3648 брт) и сторожевик “V 1507” (бывшее китобойное судно “Рау 6”, 354 брт) пошли на дно. Выпустив торпеды, лодка ушла на глубину, преследуемая кораблями эскорта. Погоня продолжалась несколько часов, немцы сбросили около 80 глубинных бомб, но “Тритону” удалось оторваться.
Британская ПЛ "Санфиш" Конвой тем временем перешел в следующий квадрат, где патрулировала “Спирфиш” (лейтенант-коммандер Дж. Форбс). В течение трех часов она безуспешно пыталась выйти в атаку. Охранение увеличило активность, немецкие акустики засекли лодку, и в течение следующего часа на нее было сброшено 66 глубинных бомб. Затем в район прибыли корабли патрулировавшей в Каттегате флотилии охотников, и преследование возобновилось с новой силой. Взрывами был выведен из строя перископ, гидравлические удары вышибали заклепки, от долгого пребывания под водой разрядились аккумуляторные батареи, и опасно увеличилась концентрация углекислого газа. Лишь около полуночи, когда надежды на спасение почти не оставалось, преследователи потеряли контакт и отстали. Проведя двадцать часов под водой, “Спирфиш” всплыла на поверхность. Но насладиться спокойствием не удалось. Вскоре по правому борту был обнаружен бурун, исходивший от форштевня идущего на полном ходу эсминца. Из-за разряженной батареи лодка не могла погрузиться, и находившийся на мостике Форбс приказал уходить в надводном положении. И тут, в очередной раз подняв к глазам бинокль, он понял ошибку: бурун не носовой, а кормовой! Таким образом “эсминец” превращался в крупный корабль.
Действительно, это был тяжелый крейсер “Лютцов”, возвращавшийся в Германию после завершения высадки десанта. Его командир капитан 1 ранга А. Тиле на основании радиоперехватов имел сведения об обнаруженных у шведских берегов подводных лодках, на основании которых принял решение идти полным ходом вдоль западного побережья Каттегата, надеясь обойти опасный район. Этот курс вывел крейсер прямо на “Спирфиш”.
Ночная темнота надежно укрывала субмарину от глаз наблюдателей, но радары “Лютцова” обнаружили непонятный предмет за 8 миль. Тиле приказал отвернуть влево, а спустя несколько минут – вернуться на прежний курс. Маневр, который должен был спасти корабль от столкновения, оказался роковым, так как давал британской подлодке прекрасную позицию для атаки. У Форбса уже не оставалось времени на расчеты, поэтому шесть торпед были выпущены, что называется “на глаз”, в результате цель поразила всего одна. В отношении времени атаки имеются некоторые расхождения. Юрген Ровер в “Атаках подводных лодок союзников” утверждает, что торпеды были выпущены в 00:34 по Гринвичу, другие источники говорят, что уже в 00:29 на “Лютцове” прогремел взрыв.
Попадание в броненосец было аналогичным тому, что год спустя погубит “Бисмарк”. Торпеда угодила в левый борт в районе кормового подзора, причем взрыв произошел при ударе о кронштейн гребного вала. Кормовая оконечность надломилась и провисла, при этом на верхней палубе образовалась сквозная щель. Были снесены руль, кронштейн с винтом, а левый вал загнут вниз. Корабль принял 1300 тонн воды и закачался на волнах без хода.
Британская ПЛ "Спирфиш" Не зная, что “Лютцов” не имел охранения, Форбс полным ходом повел свою субмарину прочь, упустив тем самым прекрасную возможность добить тяжело раненого противника. На посланный крейсером сигнал бедствия откликнулись корабли 17-й флотилии охотников за подлодками и 19-й флотилии тральщиков, но этим тихоходам – бывшим траулерам и китобоям - потребовалось несколько часов, чтобы прибыть в указанный квадрат. Между 04:00 и 05:00 с “Лютцова” было снято около 600 человек (их доставили в датский порт Фредериксхавн), а сам он был взят на буксир тремя тральщиками. Охотники образовали противолодочный ордер. Буксировка проходила с большими трудностями. Лишь к вечеру 13 апреля небольшое соединение прибыло в Киль, где поврежденный броненосец был немедленно введен в док. Ремонт продолжался долго: формально “Лютцов” вновь вошел в строй в августе, но реально боеспособным он стал лишь к январю 1941 года. Действия командира корабля, включая соображения по выбору маршрута следования, роковой маневр уклонения и умелое руководство борьбой за спасение крейсера и экипажа, в целом были признаны правильными.
В ту же ночь англичане потеряли первую в ходе Норвежской кампании субмарину. Ей стала “Тистл” (лейтенант-коммандер У.Ф. Хэйзелфут). Около 16 часов 9 апреля она обнаружила в районе Ставангера неприятельскую лодку и дала по ней шеститорпедный залп. Хотя все торпеды прошли мимо, англичане потеряли бдительность. Лодка продолжала патрулировать в том же районе, а ночью всплыла для зарядки аккумуляторов. Это было роковой ошибкой. Затаившаяся “U 4” (обер-лейтенант Г.-П. Хинш) получила прекрасную возможность для реванша. Вскоре после полуночи она сама вышла в атаку и ответным залпом потопила “англичанку”.
Среди британских подводных лодок своими активными действиями наиболее выделяются “Санфиш” под командованием лейтенант-коммандера Джека Слотера и “Снэппер” лейтенанта Билла Кинга.
Первым добился успеха Слотер. 9 апреля он торпедировал и потопил 7129-тонный транспорт-блокадопрорыватель “Амазис”, шедший из Испании. На следующий день две атаки против конвоя закончились безрезультатно, но вечером был потоплен следовавший без охранения пароход “Антарес” из состава 1-го транспортного отряда, на котором погибло более 500 человек. Немецкие охотники долго преследовали лодку, но их глубинные бомбы рвались вдалеке. Оставаясь на прежней позиции, 13 апреля “Санфиш” торпедировала вспомогательное судно “Шифф 40” (бывшее “Шюрбек”). На этот раз успех оказался неполным, судну удалось дойти до Фредериксхавна. Зато сутки спустя, уже возвращаясь с патрулирования, британские подводники получили своеобразную компенсацию, потопив “Шифф 35” (бывшее “Ольденбург”).
Лодка Билли Кинга занимала позицию западнее маршрутов конвоев, идущих в Осло-фьорд. Судоходство здесь не было столь оживленным, но для отчаянного офицера это не стало серьезной проблемой. В ранние часы 12 апреля обнаружили танкер “Моонзунд” (322 брт), доставлявший топливо для самолетов Люфтваффе. Атака из подводного положения окончилась безрезультатно, обе торпеды прошли мимо. Тогда Кинг, не раздумывая, всплыл и расстрелял незадачливый танкер из орудия, подняв на борт шестерых пленных. Два дня спустя по приказу Хортона “Снэппер” отошел на север, где, наконец, встретил крупные суда.
Это был конвой из 7 грузовых судов и 2 танкеров, следовавший в Осло тремя группами под охраной тральщиков и охотников. После полудня 14 апреля “Снэппер” обнаружил первую группу и пятиторпедным залпом потопил транспорт “Флорида” (6150 брт). Любопытно, что сами англичане первоначально приписывали этот успех лодке Слотера. Спасаясь от преследования, “Снэппер” отошел к юго-востоку, где уже ночью натолкнулся на третью группу отряда. На лодке оставалось всего 4 торпеды, и все они нашли свои цели. В своем донесении Кинг заявил о потоплении двух судов в 7000 и 500 тонн, хотя реальный успех оказался скромнее: погибли тральщики “М 1701” (бывший рыболовный траулер “Х.М. Беренс I”) и “М 1702” (бывший “Карстен Янсен”). Находившаяся в том же районе, но чуть западнее, подводная лодка “Шарк” (лейтенант-коммандер Бакли) неудачно атаковала плавбазу подводных лодок “Саар”.
Британская ПЛ "Снэппер Следом за тем же конвоем из Киля в Осло вышла группа боевых кораблей в составе учебно-артиллерийского корабля “Бруммер”, миноносцев “Ягуар”, “Фальке”, эскортного корабля “F 5” и охотников “Uj 125”, “Uj 126”, “Uj 128”. Корабли шли параллельным курсом, прикрывая транспорты с наиболее опасного западного направления. Поздно вечером 14 апреля немцев обнаружила другая британская субмарина – “Стерлет”. Ее командир лейтенант Хауорд в 22:00 дал четырехторпедный залп по крупнейшей цели – “Бруммеру”, который затонул спустя полчаса после попадания торпед. Пока миноносцы занимались спасением экипажа, охотники организовали преследование и потопили лодку
(см. ссылку №1).
В тот же день англичане потеряли еще одну субмарину - “Тарпун” (лейтенант-коммандер Х.Дж. Колдуэлл), потопленную в Скагерраке тральщиком “М 6”.
Немецкий учебно-артиллерийский корабль "Бруммер" Помимо торпедных субмарин, в Балтийских проливах действовали подводные минные заградители. Первое заграждение в 50 милях от острова Лесё выставил 13 апреля британский “Наруэйл”. На этих минах погибли тральщики “М 1101” (бывший “Фок унд Хуберт”) и “М 1302” (бывший “Швабен”).
Между тем, английские подводники приписали себе еще одну победу. 16 апреля “Порпёз” (коммандер Робертс – гораздо больше известны его инициалы P.Q.) обнаружила на поверхности вражескую подлодку и выпустила по ней шесть торпед. Результатов атаки в перископ не наблюдалось, но отчетливо слышались взрывы. В течение многих лет считалось бесспорным, что так нашла свою гибель германская “U 1”, а англичане получили моральную компенсацию за гибель “Тистл”. Именно такая трактовка событий приводится в книге Л.М. Еремеева и А.П. Шергина “Подводные лодки иностранных флотов во Второй Мировой войне”. Лишь спустя полвека из анализа всех имеющихся донесения было установлено, что объектом атаки “Порпёз” была “U 3”, счастливо избежавшая попаданий.
Любопытно, что аналогичная ситуация имела место с “U 22”. Она вышла в море 20 марта и больше на связь не выходила. Первоначально ее гибель относили на счет французской субмарины “Орфэ” (капитан-лейтенант Менье). 21 марта примерно в 70 милях юго-западнее мыса Линнеснес французы атаковали двумя торпедами с дистанции 2500 метров находившуюся на поверхности неприятельскую субмарину. На лодке ясно слышали два взрыва и доложили о победе. Но вскоре и немецкий штаб получил сообщение от “U 51”, что она была атакована подводной лодкой, но торпеды прошли мимо. Пикантность ситуации заключается в том, что спустя ровно месяц – 21 апреля – “Орфэ” снова выпустила торпеду по подводной лодке, а “U 51” снова доложила, что была безуспешно атакована.
"Французкий подводный минзаг "Рюби" Продолжая тему, упомянем еще о двух несостоявшихся, к счастью, противолодочных успехах французских субмарин. К счастью, потому что в обоих случаях объектами атаки оказывались братья по оружию. 11 мая “Амазон” (капитан-лейтенант Ришар) выпустила торпеды по британской “Шарк”, а 20 мая “Антиоп” (капитан-лейтенант Баластр) пыталась потопить свою же соотечественницу “Сибиль”…
Бесспорно, в первую неделю кампании британские подводники добились немалых успехов, особенно выделяющихся на фоне неудач их немецких коллег, которых преследовали проблемы с торпедами. Но как у каждой медали, есть другая сторона и у этой. Основная масса германских потерь приходилась на суда первых транспортных отрядов, не имевших непосредственного охранения. Когда началось движение конвоев с солидным противолодочным эскортом, успехи пошли на убыль. 2-й транспортный отряд потерял два из одиннадцати судов, 3-й транспортный отряд - одно. Следующие отряды дошли вообще без потерь, хотя подводная угроза сохранялась.
Активность британских субмарин заставила германские противолодочные силы, находящиеся в подчинении вице-адмирала Ганса Мооца, принять адекватные меры. Воздействие вражеских подлодок немцы пытались нейтрализовать несколькими способами: во-первых, постановкой мощных фланговых (относительно маршрутов транспортов) минных заграждений; во-вторых, объединением судов в конвои под мощным непосредственным охранением; в-третьих, организацией противолодочного поиска силами авиации и групп охотников; и, наконец, систематическим тралением фарватеров. Для эскорта транспортов стали привлекаться миноносцы и морские тральщики, причем использование портов на севере Дании сводило к минимуму необходимость нахождения транспортов в море в ночное время. Конвои обычно состояли из небольшого числа судов и имели охранение, ориентированное главным образом на противолодочную оборону. В дополнение к 17 й флотилии охотников за подводными лодками, действовавшей в проливной зоне с первых дней операции, туда же были направлены 5-я противолодочная группа и 7-я флотилия сторожевых кораблей. Отдельные группы охотников патрулировали в районах наибольшей активности подводных лодок: в треугольнике мыс Скаген – шхеры Патерностер – остров Лесё и на подходах к заливу Бохус. На аэродромы близ датского Ольборга была переброшена 906 я береговая авиагруппа (майор Лессинг) с эскадрильями 1./906 и 5./196. Обнаруженные лодки преследовались зачастую по 12-14 часов. Сыграл на руку немцам и природный фактор: из-за укоротившихся весенних ночей союзным подлодкам все труднее становилось производить зарядку аккумуляторных батарей.
К исходу первой декады кампании наступил переломный момент в подводной войне в Балтийских проливах: немцам удалось склонить чашу весов в свою сторону. В связи с резким уменьшением успехов подводников из-за возросшего давления сил противолодочной обороны, вице-адмирал Хортон обратился в Адмиралтейство с просьбой направить в Скагеррак группу надводных кораблей. По его замыслу, уничтожение нескольких слабо вооруженных охотников должно было вынудить немцев отказаться от постоянного патрулирования в проливах. План получил одобрение, и англичане обратились к командованию французских ВМС с просьбой выделить для проведения операции дивизион своих быстроходных лидеров. Корабли дважды выходили к берегам Норвегии, но особых успехов не добились. Угроза со стороны авиации противника заставила отказаться от дальнейшего проведения подобных мероприятий. Тем не менее, вскоре британские подводные лодки возобновили походы в проливную зону.
Британская ПЛ "Стерлет" Начал “Тетрарх” (лейтенант-коммандер Р.Дж. Миллс). 22 апреля он перехватил два небольших датских рыболовных судна, одно из которых затопили, а другое отправили в Англию с призовой группой. Тем же вечером “Тетрарх” безуспешно атаковал транспорт “Вольфрам” и подвергся преследованию охранявших его охотников 5-й противолодочной группы. Во время уклонения было потеряно управление, и лодка провалилась на отметку 120 метров, что на четверть превышало ее предельную глубину погружения. Уловив момент, Миллс сумел выпустить две торпеды, потопив одного из преследователей – “Uj B” (бывший “Трефф V”), но осталь-ные продолжили охоту. Лодка находилась под водой более 42 часов, однако, в конце концов, сумела оторваться и вернуться домой.
Коммандер Дж.М. Слэйден на “Трайденте” утром 25 апреля западнее датского Тюборена безуспешно атаковал германские транспорты “Палиме” и “Пеликан”, а затем получил приказ перейти на север. 2 мая в Бьёрна-фьорде он обнаружил крупный транспорт “Клэр Гуго Штиннес I” (5295 брт), по которому выпустил две торпеды. Судно шло в балласте, и торпеды, поставленные на большое углубление, прошли под ним. Невзирая на опасность воздушной атаки, англичане всплыли и расстреляли транспорт из 102 мм орудия. Лишь после семидесятого снаряда горящий теплоход выбросился на отмель, где его настигла третья торпеда. Тем не менее, впоследствии немцы отремонтировали серьезно поврежденное судно.
К концу апреля в Балтийских проливах действовало всего четыре подводных лодки, среди них - два минных заградителя, сумевшие добиться неплохих результатов. 1 мая “Наруэйл” установил 50 мин у острова Лесё, на которых погиб шведский транспорт “Хага” и подорвался тральщик “М 1102” (бывший “Х.А.В. Мюллер”). В тот же день были торпедированы транспорты “Буэнос-Айрес” (6097 брт) и “Байя Кастилло” (8580 брт). Первый затонул спустя два часа, второму удалось дойти до ближайшего порта, но восстанавливать его не стали. 11 мая, во время своего следующего похода, “Наруэйл” выставил 50 мин у Молде. Жертвой постановки стал сторожевой корабль “V 1109” (бывший “Антарес”), подорвавшийся 30 мая.
С другим подводным заградителем произошел один из самых неординарных случаев в военно-морской истории. 29 апреля “Сил” вышел в поход с задачей установить 50 мин в районе шведского Гётеборга. Немецкие противолодочные рубежи удалось преодолеть с большим трудом, 3 мая лодку обнаружила и бомбила авиация, был поврежден прочный корпус. Тем не менее, командир субмарины лейтенант-коммандер Руперт П. Лонсдейл решил продолжить операцию. В ранние часы 4 мая “Сил” провел постановку и лег на курс возвращения. Но вскоре его обнаружили корабли 12 й флотилии охотников. Преследование продолжалось восемь часов, но не принесло результатов.
Британский подводный минзаг "Сил" Однако обстоятельства сложились против англичан. В 18:00 под днищем “Сила” раздался взрыв мины, лодка стремительно провалилась вниз и легла на дно. В течение шести часов подводники энергично боролись за свою жизнь и заставили субмарину подняться на поверхность. Положение не сулило ничего хорошего: прочный корпус пробит, лишь один дизель в исправном состоянии, а до родных берегов – почти 500 миль. В создавшихся условиях Лонсдейл видел единственный шанс в попытке достичь шведского берега. Передав сообщение в Адмиралтейство, “Сил” медленно двинулся на восток.
В 00:59 с аэродрома Ольборг на противолодочное патрулирование вылетела пара гидросамолетов “Ара-до-196” 5 й эскадрильи 196 й группы с бортовыми номерами 6W+IN (пилот – унтер-офицер Бёттхер, наблюдатель - лейтенант Меренс) и 6W+EN (пилот – унтер-офицер Закриц, наблюдатель - лейтенант Шмидт). Немцы уже уяснили, что лучшее время охоты – на рассвете, когда неприятельские подлодки завершают зарядку аккумуляторов, не спеша уйти под воду на долгий световой день. Летя на пятидесятиметровой высоте, “арадо” осматривали северную часть Каттегата. Около 01:30 Гюнтер Меренс заметил справа небольшую тень. Когда самолет развернулся и снизился, сомнений не осталось – ...