От Саламина до Мидуэя. История войны на море
От Саламина до Мидуэя. История войны на море
Вопросы М.Э. Морозову. Господа! Если вы имеете вопросы, касающиеся действий нашего флота и авиации в ВОВ , то можете задать их персонально Мирославу Эдуардовичу вот здесь

АвторСообщение
moderator


Пост N: 702
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.08 22:19. Заголовок: Всякие технические средства на вооружении флотов


Граждане,
предлагаю вот такой топик сделать для всякой мелочи, напрямую к оружию не относящейся.
Ладно, радары и шифрмашины уже рассмотрели в других ветках, но вот был мой вопрос по автоматам-метеозондам, так ему здесь самое место.
Ну вот такой, например, вопрос с предЫсторией.
Из книги Y'Blood'а "The Little Giants" - был такой мериканов АВЭ "Нассау", единственный из "боугов", которому довелось участвовать в боевых операциях на ТТВД (высадка на Атту). Так вот, задолго до этого, когда АВ прибыл на ТО и занимался феррингом морпеховых самолетов и команд, с ним приключилась занятная история.
24 февраля 1943 года, сопровождавший авианосец ЭМ Sterett неожиданно крикнул по TBS, что он услышал шум винтов японской ПЛ прямо за кормой АВЭ, и принялся там кого-то бомбить. Авианосец тоже добавил ходу и начал выписывать зигзаг, приведясь в БГ №1.
Так до прибытия в Эспириту-Санто повторялось семь раз. На "Нассау" начали подумывать, что японцы приписали по лодке за каждым авианосцем ВМС США с заданием как угодно его потопить.
На второй день стоянки, когда MAG-21 улетела на берег, к старпому АВЭ пришел корабельный метролог и пожаловался, что он за время перехода несколько раз пытался произвести замеры температуры и плотности морской воды, но каждый раз, когда он бросал за борт свой батитермограф, авианосец подрывался по боевой тревоге и ему приходилось сворачивать свои измерения, поэтому он, конечно, извиняется, но журнал наблюдений - чист.
Старпом проанализировал время измерений и тревог и понял, что "Стеретт" бомбил именно этот несчастный батитермограф.
Так вот, для начала - что такое батитермограф времен 2МВ?
Еще вернее - я знаю, что это, но что там могло шуметь?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет [см. все]


постоянный участник


Пост N: 237
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.08 23:44. Заголовок: Nomat пишет: радары..


Nomat пишет:

 цитата:
радары и шифрмашины уже рассмотрели в других ветках



Вообще-то радары отдельно как таковые особо нигде не рассматривали, к сожалению.
Я думаю, что по ним надо бы открыть отдельную ветку и обсуждать в ней не только радары, но и радарные детекторы (за компанию). Давно хочу это сделать, ибо вопросов накопилось много.

По Вашей истории - я, к сожалению, не знаю, что такое батитермограф (и тем более - батитермограф времен 2МВ). Надо бы глянуть в поисковик.
Судя по рассказу - это некий прибор для измерения температуры и плотности морской воды. Ну а далее (чисто логически размышляя) - когда невезучий корабельный метролог бросал за борт свой волшебный девайс, этот девайс начинал издавать акустические шумы, весьма похожие на шумы винтов ПЛ, а что было потом - Вы сами рассказали. А вот что именно могло там шуметь (каков был характер шумов – почему корабельные акустики принимали их за шум винтов ПЛ?) - это действительно вопрос к специалистам, знающим у-во батитермографа.

Для развития темы ветки - был еще такой интересный прибор - магнетрон (А.Кузнецов в своей статье предупреждал - не путать с магнитофоном ) Хотелось бы по этому прибору поговорить.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 160
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.01.08 02:14. Заголовок: Магнетрон применялся..


Магнетрон применялся в радарной технике. Именно это устройство - в многорезонаторном (многокамерном) исполнении генерировало СВЧ. Именно с его помощью удалось перейти к сантиметровому диапазону. После войны его довольно скоро забросили, перейдя в сантиметровых радарах на клистроны и лампы бегущей волны. Сейчас магнетрон используется главным образом в микроволновых печах.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 240
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.01.08 09:49. Заголовок: gorizont Спасибо. ..


gorizont

Спасибо.

Еще немного по батитермографу. Практически везде его описывают как "прибор для непрерывного измерения вертикального распределения температуры воды по глубине в верхнем слое моря до 200 м. Батитермограф позволяет вести измерения на ходу судна"

А вот здесь
http://az-kozin.narod.ru/kniga_o_baikale7.html
есть описание принципа работы:

"...Это прибор, предназначенный для получения профиля температуры от поверхности до глубины в несколько сот метров. Датчиком температуры в нем служит 15-метровая медная трубка, заполненная толуолом и намотанная на специальный каркас. При расширении и сжатии толуола связанное с трубкой перо перемещается и царапает стеклянную пластинку, покрытую специальной пастой. Под давлением на мембрану воды перемещается и сама пластинка, так что перо прочерчивает кривую в двух координатах—температуры и глубины. Отсчеты температуры на различных глубинах снимаются с кривой по специальной сетке в приспособлении, куда вставляется пластинка. Бати-термографом можно работать на ходу судна до 12 узлов. В отличие от опрокидывающихся термометров, дающих температуру на конкретных глубинах, батитермограф позволяет получить непрерывную запись распределения температуры по глубине..."

Не могли ли возникать вышеупомянутые шумы как раз при царапании пера по пластинке?
Впрочем, царапание наверно мало похоже на шум винтов. Да и вообще, это ведь описание современного прибора. Очевидно, чтобы установить истину, надо действительно знать конструкцию батитермографа времен 2МВ.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 241
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.01.08 14:34. Заголовок: Что интересно, батит..


Что интересно, батитермограф применяли даже американские подводники. Вот цитата из
Холмс У. «Победа под водой» про действия командира ПЛ «Хэддо» Нимица:

«…Кинселл решил навести на конвой другие лодки. На его сигналы по радио ответили 'Хардер' (командир Дили) и 'Хэддо' (командир Нимиц). По прибытии 'Хардера' в район нахождения конвоя тактическое командование группой лодок принял на себя Дили, как старший по званию офицер. В точке рандеву лодок, пользуясь голосовой связью, командиры составили план действий. Вскоре 'Гитарро' донес, что он идет в район конвоя с севера. Дили приказал лодке занять позицию на пути движения конвоя в Манилу. Другие лодки заняли позицию на подходах к заливу. Поверхность моря была зеркальной. До наступления рассвета Нимиц произвел погружение лодки на различные глубины для определения глубины и плотности слоев, отражающих звуковые волны, используя батитермограф . Такие данные помогали осуществлять маневрирование лодки при отрыве от атакующего ее корабля…»

Полезный, оказывается, девайс! Интересно, а немецкие подводники его использовали?
Да, и еще – а там по тексту точно батитермограф? Не был ли это, например, измеритель скорости течения вертушечного типа?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Пост N: 706
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.01.08 23:31. Заголовок: Barrett пишет: Впро..


Barrett пишет:

 цитата:
Впрочем, царапание наверно мало похоже на шум винтов. Да и вообще, это ведь описание современного прибора. Очевидно, чтобы установить истину, надо действительно знать конструкцию батитермографа времен 2МВ.



Да нет, примерно так всё, похоже, и было... Спасибо.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Пост N: 707
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.01.08 23:32. Заголовок: Barrett пишет: Да, ..


Barrett пишет:

 цитата:
Да, и еще – а там по тексту точно батитермограф? Не был ли это, например, измеритель скорости течения вертушечного типа?



The batythermograph.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 261
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.01.08 13:09. Заголовок: Barrett пишет: Не м..


Barrett пишет:

 цитата:
Не могли ли возникать вышеупомянутые шумы как раз при царапании пера по пластинке?


Побойтесь Бога! "Пластинка" представляет собой стекло, покрытое смазкой, смешанной
с красителем. Толщина смазки 0.1 мм. При этом стекло - многоразовое, т.е. след остается
только на смазке. И проход перышка по мягкой смазке толщиной в 0.1 мм
можно спутать с шумом винтов ПЛ?!!!

Barrett пишет:

 цитата:
В отличие от опрокидывающихся термометров, дающих температуру на конкретных глубинах, батитермограф позволяет получить непрерывную запись распределения температуры по глубине..."


Barrett пишет:

 цитата:
Да и вообще, это ведь описание современного прибора. Очевидно, чтобы установить истину, надо действительно знать конструкцию батитермографа времен 2МВ.


Если Вы внимательно посмотрите на 1-ю Вашу цитату, то увидите, что батитермограф
сравнивается в ней с опрокидывающимися термометрами, обычно исполььзуемыми совместно
с батометром Нансена. Изобретено это все где-то в году 1900-м. Описаный Вами батитермограф
- детище 1930-х годов. Так что вряд ли его можно назвать "свременным прибором".

По поводу шумов.... Батитермограф представляет собой трубу 640*120 мм. В ее хвостовой
части расположен термоблок с четырьмя выступающими ребрами. Кроме того имеются рымы
в передней и задней частях. При работе на ходу на носовую часть одевается груз (3,4 кг).
Так что вся конструкция весьма далека от "гидродинамической гладкости" и при буксировке
может сильно "шуметь" (уж во всяком случае много сильнее, чем перышко по смазке).

Barrett пишет:

 цитата:
для определения глубины и плотности слоев, отражающих звуковые волны, используя батитермограф


А вот это достаточно спорный момент - используя батитермограф можно определить только
профиль температуры, а вот плотность с его помощью определить ну никак
невозможно
. (Я уже не говорю, что сама фраза построена, очевидно переводчиком,
совершенно бездарно. Определяется глубина слоя скачка плотности, т.е.
глубина максимального градиента плотности, где как раз и отражаются звуковые волны).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 242
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.01.08 16:52. Заголовок: Nomat пишет: Спасиб..


Nomat пишет:

 цитата:
Спасибо.



Как оказалось, не за что Спасибо Вам, что познакомили с интересным прибором.

Агриппа

Ну вот, наконец-то пришел специалист.
Признаться, я ожидал, что Вы не пройдете мимо этой темы, ибо Вы как-то обмолвились на ветке про Лунина и Тирпиц, что с гидроакустикой имели дело не понаслышке. Спасибо за поправку, добро пожаловать к нам из мира античности!
Вот и еще раз мы видим, чем специалисты, подобные Вам и ув. Номату, отличаются от шиплаверов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Пост N: 708
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.01.08 19:58. Заголовок: Агриппа пишет: уже..


Агриппа пишет:

 цитата:
уже не говорю, что сама фраза построена, очевидно переводчиком,
совершенно бездарно.



Переводчик - я Фраза так построена автором. Впрочем, не буду клеветать на покойного, дома посмотрю.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 262
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.01.08 14:13. Заголовок: Nomat пишет: Перево..


Nomat пишет:

 цитата:
Переводчик - я Фраза так построена автором. Впрочем, не буду клеветать на покойного, дома посмотрю.


Прошу прощения, по форме был не прав. Просто надоели постоянные ляпы, а порой
и просто неточности в переводах - вот и высказался слишком резко!
Но по содержанию остаюсь при своем мнении. Не могли бы Вы привести английскую цитату,
а я сам попробую сориентироваться, что хотел сказать автор и нет ли там "клюквы".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 263
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.08 14:03. Заголовок: Barrett пишет: Спас..


Barrett пишет:

 цитата:
Спасибо Вам, что познакомили с интересным прибором


Уважаемый Barrett!
Если Вас интересует "приборная" тема - то ее можно продолжать и продолжать!
Тем более, что во второй половине ХХ века появилась масса приборов, предназначенных
"облегчить жизнь" (с точки зрения оценки влияния гидрологических характеристик),
как капитанам ПЛ, так и "противолодочникам".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 244
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.01.08 20:42. Заголовок: Уважаемый Агриппа! ..


Уважаемый Агриппа!

А я как раз и собираюсь продолжать эту тему. Вот такой вопрос возник - все у того же Блэйра-АСТ во 2 томе на стр. 104 в числе прочих технических новинок союзников упомянут:

"... ГИДРОЛОКАТОР. Помимо работ по увеличению мощности и сложности гидролокатора, американские ученые вели работу по созданию электронного графопостроителя, который облегчил бы трудную работу по слежению за подводными лодками, особенно учитывая тот факт, что большинство кораблей ВМФ было укомплектовано плохо подготовленными резервистами . Совмещая в себе электронику гидролокатора, гирокомпаса и лага, он автоматически давал на катодной трубке отметку подводной лодки и отметку атакующего ее корабля..."

К сожалению, автор не дает собственного названия прибора. Был ли этот прибор создан до окончания 2МВ? Насколько он был более эффективен в сравнении с обычными ГАС? Работал он по принципу шагового поиска или уже кругового обзора?
И можно ли где-нибудь в сети найти информацию по гидроакустике и гидрологии – общеобразовательного уровня.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 272
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.02.08 12:57. Заголовок: Barrett пишет: К со..


Barrett пишет:

 цитата:
К сожалению, автор не дает собственного названия прибора. Был ли этот прибор создан до окончания 2МВ? Насколько он был более эффективен в сравнении с обычными ГАС? Работал он по принципу шагового поиска или уже кругового обзора?


Уважаемый Barret!
К сожалению именно по данному прибору у меня нет качественной информации. Могу лишь
сделать ряд предположений. Но, полагаю, Вас все же интересует достоверная информация.

Barrett пишет:

 цитата:
И можно ли где-нибудь в сети найти информацию по гидроакустике и гидрологии – общеобразовательного уровня.


Конкретно в сети - не знаю, посмотрю. Лучше всего для первичного ознакомления
подойдет любой учебник с названием типа "Введение в океанологию", "Общая океанология"
или, на худой конец "Популярная океанография".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 257
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.08 19:21. Заголовок: Уважаемый Агриппа! ..


Уважаемый Агриппа!
Агриппа пишет:

 цитата:
Могу лишь сделать ряд предположений. Но, полагаю, Вас все же интересует достоверная информация.



Было бы все равно интересно услышать Ваши предположения. Кстати, было ли что-либо подобное в отечественном флоте?

Продолжу тему интересных приборов. На той же странице у Блэйра упомянут еще один "магнитофон" – магнитометр:

МАГНИТНЫЙ ДЕТЕКТОР ПОДВОДНЫХ ЛОДОК. Перед войной американские ученые предположили, что погруженную в воду субмарину можно обнаружить с низко летящего самолета, оборудованного магнитометром. В октябре 1941 года «Каталина», оснащенная аналогичным примитивным устройством, проверила теорию на практике, и к тому времени, когда Америка вступила в войну, уже велись работы по увеличению чувствительности прибора. Модифицированные магнитометры стали устанавливаться на малые дирижабли.
Когда прибор обнаруживал лодку, с дирижабля сбрасывались плавучие сигнальные огни с тем, что-бы обозначить курс следования погруженной лодки. Ориентируясь по сигнальным огням, можно было легко атаковать цель противолодочными средствами. Для того, чтобы огни падали вертикально и точно, они выстреливались в сторону, противоположную движению дирижабля, со скоростью, равной скорости дирижабля. Кроме того, велась работа по уменьшению веса прибора с тем, чтобы его можно было устанавливать на каждое крыло самолета для более точного определения направления движения лодки.


Вот не встречал далее у того же Блэйра упоминания о массовом применении магнитометра союзниками. По, крайней мере, на самолетах - очевидно, бортового локатора и прожектора Ли вполне хватало. А вот японцы магнитометр юзали весьма активно – об этом тот же Холмс пишет.

Стр. 146
В Японии проводились также опыты с авиационными магнитными обнаружителями, но к началу 1944 года эти обнаружители еще не были приняты на вооружение. Успех атак подводных лодок в значительной мере зависел от мастерства моряков. Япония не имела того совершенного механического и электронного оборудования, которым располагали союзники. В начале весны 1944 года только некоторые корабли охранения были вооружены радиолокатором. В конце же года почти на всех эскортных кораблях появился радиолокатор или радиолокационный поисковый приемник.

Стр. 193
Большая часть японской авиации ПЛО дислоцировалась в районе Такао с целью защиты судоходства в наиболее уязвимом его месте. Здесь базировалась 901-ая авиационная группа в составе 200 самолетов. Одна треть самолетов группы была оснащена радиолокационными станциями и одна треть — магнитными обнаружителями подводных лодок. Эти приборы позволяли самолету обнаруживать находящуюся на небольшой глубине лодку в момент пролета над ней самолета. Прибор был тяжелым, [341] и установка его сильно сказывалась на перегрузке самолета. Кроме того, для улучшения магнитной чувствительности прибора с самолета пришлось снять некоторое вооружение.

И все-таки, сколько весил весил этот девайс (у япов и у амов), на каком расстоянии и глубине с его помощью обнаруживали ПЛ?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 347
Откуда: Владивосток
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.08 20:16. Заголовок: Магнитоиетр (MAD - M..


Магнитоиетр (MAD - Magnetic Anomaly Detector) союзники применяли. Ставили на "Каталины". Американская эскадрилья, оснащенная этими приборами была известна как "Mad Cats". Для повышения эффективности была разработана так называемая ретро-бомба, сконструированная так, чтобы падать почти отвесно. Она была небольшой (35 фунтов) и имела реактивный двигатель, который и корректировал её траекторию. Каталина могла взять 24 таких бомбы, которые сбрасывались тремя сериями по 8 штук. Первый успех - уничтожение U 761.
Картинки о том, как это было.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 289
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.08 21:29. Заголовок: Barrett пишет: И вс..


Barrett пишет:

 цитата:
И все-таки, сколько весил весил этот девайс (у япов и у амов), на каком расстоянии и глубине с его помощью обнаруживали ПЛ?


У японцев: расстояние - 120-150 м. (опытные экземпляры в конце войны - до 170 м), ширина полосы обнаружения на высоте 100 м - 60 м, общий вес - 58,6 кг. (т.е. не очень тяжело, но зато сама установка его на самолеты была весьма геморройной).
Детальнее про японцев - тут: _http://www.fischer-tropsch.org/primary_documents/gvt_reports/USNAVY/USNTMJ%20Reports/USNTMJ-200B-0504-0540%20Report%20E-14.pdf

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 258
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.08 20:51. Заголовок: cyr Спасибо :sm46:..


cyr Спасибо
Евгений Пинак Спасибо

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 38
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 95 месте в рейтинге
Текстовая версия